Развитие познавательного интереса пятиклассников при изучении фонетики

Разделы: Русский язык


Нет учеников, которые хотели бы учиться плохо. Учитывая сложный учебный материал, непроизвольное узкое внимание пятиклассников, недостаточную способность переключаться, непреднамеренное запоминание, негибкое мышление, любопытство (а не любознательность), подход к учению создается на основе благоприятной эмоциональной деятельности. Тогда отсутствует состояние тревожности, страха перед вызовом к доске, боязни получить плохую оценку.

Построение уроков, дидактический материал подбирается таким образом, чтобы через заинтересованность привлечь учеников к серьезной работе над учебным материалом, помочь сознательно овладевать языком.

Каждый человек больше говорит, чем пишет. Навыки письменной речи ложатся на навыки устной речи и зависят от них. Здесь очевидна необходимость развития речевого слуха детей в целях совершенствования навыков артикуляции, интонирования, орфографии, совершенствуется и орфографическая зоркость, в основе которой лежит умение различать слабую и сильную позицию звуков. Основываясь на формировании понимания позиции звуков, учащиеся овладевают умением видеть орфограммы. Это умение является базовым для формирования навыков правописания. Ведущий прием работы - анализ звучащей речи: произносим, вслушиваемся, анализируем: от звука к букве.

Занимательность на уроке обеспечивает доступность изложения учебного материала, развитие логического мышления учащихся.

Например, затранскрибировать слово рассмеяться [р а с м' и й' a ц а ]. У учителя возможность рассказать, показать учащимся долгий звук [с], обратить внимание на написание ться [ца], лишний раз вспомнить о несоответствии произношения и написания, позиции звуков (буква е в безударном положении [и] или [иэ], рассмеяться 6).

В работе по теме "Фонетика" используется книга Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Концовая. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

В книге раскрывается вопрос об образовании звуков: о работе в нашем организме целого "завода" по производству звуков. Ребята легче обычного усваивают этот материал: о роли голоса и шума в образовании звуков.

С помощью букв-"актеров": е, ё, ю, я - сразу запоминается материал об их двойной роли (т.е. обозначают двумя звуками в начале слова, после гласной, после ь и ъ разделительного знаков [й'э], [й'о], [й'у], [й'а] - один звук [э], [о], [у], [а] и мягкость предшествующих гласных).

Что такое орфографическая зоркость. Это понятие доступно раскрывается в книге на примерах, т.е. грибник знает, где будет расти гриб и когда.

Орфографическая зоркость - видеть "ошибкоопасные" места в словах и понимать, почему они возникают. Книга дает ключ к тайне фонемы - определение позиции звука. Сильная позиция - отсутствие орфографических трудностей. Слабая позиция - "ошибкоопасное" место ("ошибкоопасное место" - это выражение понравилось ребятам).

Чем больше в русском языке находится объяснений написания слов, тем меньше ошибок делают ученики.

Например, правописание Ь между согласными: пишется Ь после [л'] в любых случаях; не пишется Ь в сочетаниях ст, чк, чн, ще (мостик - мосток). Нужно поставить за сочетанием согласных букв о, а, у, ы, э (гласные верхнего ряда), т.е. поискать позицию, где сочетание ст не смягчается при произношении.

В работе над темой "Фонетика" используется книга из опыта работы: Е.Н. Никитина "Уроки русского языка в 4 классе". М.: Просвещение, 1985.

Осложненное списывание "Подскажи словечко".

Дремлет пашня, дремлет сад,
Сонно яблоки :::. (висят).

Записать слова в два столбика: в первом слова, в которых количество букв и звуков совпадают, во второй столбик - слова, в которых букв больше, чем звуков. Это и словарная работа (работа на слух).

Капитан, корабль, ручьи, долина, речь, калач, борщ, помощь, рожь, гараж, камыш, ветошь, строишь, видишь, обозначьте, беречься.

Используются в работе методические пособия:

  1. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2003.
  2. А.А. Гдалович и др. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 1998.
  3. Т.Ю. Угроватова. Подсказки на каждый день. М.: Владос, 1995.

Другие методические и дидактические пособия (см. список литературы).

Помимо упражнений учебника, различных пособий (с видами заданий) использовала слуховые упражнения. Выделение на слух орфограмм в словах.

Ложь к добру не ведет.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Красна птица перьями, а человек ученьем.

Орфографическое проговаривание. Произношение соответствует буквенному написанию. Все слабые позиции звуков становятся сильными (см. предыдущие предложения).

Использование сигнальных карточек, обозначающих звуки

  • для характеристики звуков;
  • порядок фонетического разбора;
  • отгадай задуманное слово;
  • придумай слово.

Быстро и точно усваивается порядок фонетического разбора, учащиеся сами характеризуют звуки и придумывают слова.

Отгадай задуманный звук в слове.

Придумай слово, где есть этот звук.

Затранскрибировать слова (объясни орфограммы - разбор 6)

Сильные и слабые позиции звуков для написания большинства постепенно становятся нормой.

Очень нравятся ученикам транскрибирование лесных телеграмм

Например: Друзья! Располагаю иглами, обращаться ко мне.

Провести фонетический разбор или затранскрибировать выделенные слова.

Прошу разбудить меня весною.

Приходите лучше с мёдом.

Медведь.

Отгадай загадку, объясни орфограммы и пунктограммы.

(несоответствие написания и произношения).

Махнула птичка крылом и закрыла мир своим пером (Туча).

Большой интерес вызывает у ребят использование литературы, написанной для детей.

Например, Григорий Остер "Задачник" (весело, интересно и полезно).

(На переносной доске написан текст задачи).

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла ещё пять, но бессовестная мышка расколотила и эти. Из скольких яиц могла получиться яичница, если бы дед с бабой не разбаловали свою мышку?

Задания:

Произвести фонетический разбор слова "яичко".

Выписать слова, где есть слабые позиции согласных звуков.

Найти "ошибкоопасные" места в словах.

Например, поднатужилась, ещё, бессовестная, свою.

Работа по овладению правилом, применению орфограмм играет важную роль в повышении грамотности. Обучающиеся учатся применять алгоритм.

Каждое правило стараемся применять, используя алгоритмы. Это вызывает у ребят интерес, внимание. Для этого у учащихся есть специальные тетради правил и алгоритмов.

Обобщение изученного материала по правописанию идет чаще всего через применение алгоритма.

Применять алгоритм, правильно находить условия выбора написания, все правила систематизируются.

Например, Правописание безударной гласной в корне слова.

Проверяемые написания лесной - лес

Непроверяемые написания вагон

Чередующиеся написания седой (поседеть) от лексического значения

После шипящих и Ц шёлк, чаща, цирк

Творческие задания (с учетом уровневой дифференциации).

Например: составление вопросов к зачетному уроку по теме (3 уровня вопросов)

Что такое фонетика?

Чем объясняется отсутствие Ь знака в слове женщина?

Затранскрибировать предложение (телеграмму). Любое творческое задание.

Составление словарных диктантов, вопросов по теории, т.д. для одноклассников.

Ученик может получить 2 отметки. За составления карточки (оценка зависит от поставленной задачи учителем) и выполнения

Работы по карточке одноклассника.

Найти лишнее слово.

Например, цифра, цыган, птицы; с:агитировать, от:утюжить,

объезд, обезьяна, объявить; объяснить;

(об:езд, обез:яна, об:явить); поехал, объехал, подъехать.

Узнай слово по его толкованию (запиши рядом, объясни написание)

Например, плод дуба - жёлудь;

цирковой артист, искусно подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов - жонглер.

Изучение темы "Фонетика" заканчивается двумя зачетным уроком. На эти уроки приглашаются учителя, родители.

Учитель выбирает себе 5 помощников. Это капитаны команд (используется принцип добровольности, без учета возможностей каждого).

В начале изучения темы "Фонетика" учащиеся получают вопросы к обобщающему уроку. Это настраивает ребят на серьезное отношение к работе на уроках. Все изучаемое в теории и практике будет на зачете. Цель - применить полученные теоретические знания в практической работе.

Три вида работ выполняют ребята.

Диктант (небольшой по объему текст 45-50 слов).

Фонетический разбор (по вариантам).

Ответы на вопросы билета (устно). Билеты составлены по вопросам к обобщающему уроку (теоретические знания проверяющая), предлагается практическая работа (проверяются умения и навыки учащихся). На 3-ем этапе зачета каждый ученик отвечал не только за себя, но и старался быть полезным команде.

Оценка зачета для каждого ученика складывалась из 3-х оценок: за диктант, фонетический разбор, ответ на билет.

Соревнование команд происходит только на третьем этапе зачёта. Каждая команда получала по 5 баллов перед работой по систематизации теоретических и практических знаний, умений учащихся. Это баллы за организованность, дисциплинированность и активность команд.

Например, ученик получил за ответ на билет оценку "3", команда дополнила (ответ получился полным и точным). Команда получает 5 баллов, а ученик то, что получил за ответ на билет.

Если команда смогла дополнить ответ ученика, то право ответа переходит к следующей команде и т.д.

Команды чётко следят, чтобы место команды у доски не пустовало (вовремя посылать к доске учащихся), фиксирует правильные ответы на дополнительные вопросы членов команды.

Баллы команды суммируются и делятся на количество членов команды. Так определяется средний балл. Так определяется команда-победительница.

Ребятам такая форма работы нравится (командное первенство). Внимание учащихся не ослабевает до конца зачета. Активность ребят высокая. Повторяются все вопросы темы "Фонетика", закрепляются на практике.

Есть еще одно положительное в этой форме работы (зачет). За неделю команды в большинстве начинают готовиться вместе к зачёту, велико желание стать командой - победительницей.

Учащиеся собираются группами, обсуждают вопросы, объясняют друг другу непонятные в вопросах, тренируются в фонетическом разборе, работают над орфограммами и пунктограммами.

Результаты индивидуальные, как правило, высокие. Качественная успеваемость ответов на зачёте до ? 75% - 80%.

После изучения темы "Фонетика" учащиеся качественно выполняют работу над ошибками, пытаются видеть "ошибкоопасные" места, применять орфограммы. Многие при проверке диктантов используют карандаш для выделения орфограмм, ставят на полях тетради букву "в" (вопрос - трудный случай), задумываются над правописанием слов.

Вопросы к зачетному уроку, по которым готовились учащиеся (по вопросам составляют билеты с практическими заданиями).

Что называется фонетикой?

Указать отличие в образовании гласных и согласных букв.

Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого? Назовите пары по глухости и звонкости.

Почему некоторые учащиеся в сочетаниях жи-ши пишут букву Ы, в сочетаниях ча-ща пишут букву Я? Привести примеры на правила.

Назвать согласные звуки, не имеющие пар по глухости-звонкости.

Назвать согласные звуки, не имеющие пар по твердости и мягкости.

Рассказать о сильных и слабых позициях согласных звуков (озвончение, оглушение)

Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

В каких случаях Ь не пишется для обозначения мягкости между согласными?

Почему в слове женщина нет Ь, а в слове мальчик нужно писать Ь?

Почему в слове гвозди после З соответствует звук [з']?

Когда буквы е, ё, ю, я будут обозначаться двумя звуками?

Назови сильную и слабую позицию для гласных звуков.

Что такое ударный слог? Как определить кол-во слогов при фонетическом разборе?

Какие варианты переноса слов можешь предложить?

Для чего нужно знать алфавит? Записать слова в алфавитном порядке.

Прочитать алфавит по памяти.

Почему в словах вожжи, дрожжи, жужжат, жжёт больше букв, чем звуков?

Что такое орфографическая зоркость? Как работать над алгоритмом правописания слов?

Поставить ударения в словах.

Объяснить правописание слов, применяя орфограммы.

Записать слова в соответствии с правилами орфографии.

Рассказать о правописании О-Ё после шипящих в корне слова. Объяснить написание слов.

Рассказать о правописании И-Ы после Ц.

Рассказать о правописании разделительных Ь-Ъ знаков.

Найти ошибки в словах, объяснить правописание.

Какую нагрузку несёт Ь в данных словах? Что такое апостроф?

Переписать слова в 3 столбика

А) Где только глухие согласные

Б) Где только звонкие согласные

В) Есть глухие и звонкие согласные

Найти "ошибкоопасные" места для следующих слов.

Придумать слово, где будет присутствовать данный звук, дать характеристику звуку (сигнальные карточки).

Ученики по билетам отвечают у доски, на доске выполняются практические задания.

Например: К Б №6.Найти в тексте согласные буквы, которые не имеют пар по глухости-звонкости.

Целый месяц под дождем Мокнут в море корабли.

Мокнет крыша, мокнет дом. Хочешь в парке погулять?

Мокнут листья и цветы. Зонтик нужно раскрывать.

Познавательный интерес выступает в качестве средства обучения и роли мотива учебной деятельности.

Список литературы.

  1. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Просвещение, 2003.
  2. Ю. К. Бабанский. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
  3. Г. А. Богданова. Опрос на уроке русского языка. М.: Просвещение, 1989.
  4. Л. А. Гдалович и др. Уроки русского языка М.: Просвещение, 1998.
  5. Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1991.
  6. Г. Г. Граник. Секреты орфографии. Книга для учащихся (5-7 кл.) М.: Просвещение, 1991.
  7. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. М.: Просвещение, 1990.
  8. А. Ю. Купалова и др. Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой 5-9 классы. М.: Дрофа, 2001.
  9. Г. Остер. Задачник. М.: Росмэн, 1995.
  10. Е. И. Никитина. Уроки русского языка в 4 классе. М.: Просвещение, 1985.
  11. Б.Т. Панов. Типы и структура русского языка. М.: Просвещение, 1986.
  12. А.Б. Селезнева. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1980.
  13. М.Н. Скаткин. Проблемы современной дидактики. М., 1985.
  14. Г. А. Соколова. Уроки русского языка 5 класс. М.: Просвещение, 1986.
  15. А. Шибаев. Язык родной, дружи со мной. Л.: Детская литература, 1991.
  16. Г.И. Щукина. Активизация познавательно деятельности учащихся в учебном процессе, 1979.
  17. Г.И. Щукина. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. М.: Просвещение, 1984.

Словари

  1. Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Т. Бархударова). М.: Русский язык, 1988.
  2. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1985.
  3. Л.В.Пантюшина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №14 Г.Кирова