Цель: сформировать понятие "качество городской среды"
Задачи:
- сравнить качество городской и сельской среды.
- продолжать формирование умений анализировать, систематизировать и делать выводы.
- воспитывать гражданина, понимающего зависимость человека от природы, знающего закономерности их взаимоотношений.
- активизировать самостоятельную и творческую работу учащихся.
Методы обучения:
- Словесные - рассказ, объяснение, описание, беседа.
- Наглядные - демонстрация изобразительных средств наглядности (фотографии, таблицы, схемы, рисунки).
- Практические - сравнение и анализ иллюстраций городской и сельской среды, работа с текстом.
Оборудование: раздаточный материал: фотографии города и деревни (план новой и старой деревни) листы бумаги А4, маркеры, ручки.
Ход урока
1. На доске записана тема "Качество городской среды"
Новые слова урока:
Качество среды
Городская среда
Загрязнение среды
2. Вступительное слово учителя: даётся определение термина "качество городской среды"
Это степень соответствия среды жизни человека его потребностям, которые характеризуются продолжительностью жизни, мерой здоровья и уровнем заболеваемости людей, стандартизованных для данной группы населения. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. Важным индикатором состояния и качества городской среды является состояние компонентов природы.
3. Учитель приглашает сделать сообщения специально подготовленным учащимся (не более 3-х минут). Остальным учащимся предлагается подготовить устные ответы на вопросы, записанные на доске. Темы сообщений:
Факторы влияния среды на здоровье жителей Москвы
Хозяйственно - питьевое водоснабжение
Зоны отдыха с купальными водоёмами
Атмосферный воздух
Шумовое загрязнение
Радиационная обстановка
Обсуждение факторов влияния среды на здоровье жителей города.
Фронтальная беседа по вопросам:
Что влияет на качество питьевой воды и водоснабжения в городе?
Какие средства применяются для улучшения качества воды в городе?
Как влияет неудовлетворительное состояние воздушного бассейна города на здоровье населения?
Какой из перечисленных факторов городской среды оказывает наибольшее влияние на здоровье горожан7
Какие меры необходимо принять для улучшения и сохранения окружающей среды?
Закрепление изученного материала. Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы, получают план старой деревни Приложение 1.
Задание: разработать план устойчивого развития деревни (местную повестку 21) с учетом изменившихся за последние годы потребностей жителей на основе критериев устойчивого развития.
По выполнении задания группам раздается план новой деревни Приложение 2. и предлагается определить, учтены ли при ее планировании потребности жителей и критерии устойчивого развития.
Вопросы:
1. В какой из деревень вам хотелось бы жить и почему?
2. Какие ресурсы потребляют жители первой и второй деревень?
3. Какая деревня соответствует критериям устойчивого развития?
Объединившись в малые группы, участники разрабатывают собственные планы деревни, соответствующие критериям устойчивого развития с учетом интересов различных социальных групп населения деревни. Результаты представляются каждой малой группой и обсуждаются всей аудиторией.
6. Подведение итогов: учащиеся по группам излагают свои выводы по проблеме: качество среды ухудшается, но жизнь людей становится комфортнее и легче. Какую из деревень выберете вы, почему?
7. Домашнее задание записано на доске
Прочитайте & 30
По рисунку 16 (качество водоёмов в Москве), сделайте анализ состояние водоёмов в своём округе
Это интересно:
В каждом крупном городе необходимы рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве насчитывается 26 спортивно-оздоровительных парков разной площади - от 3 га до 1500 га (Измайлово). В Москве 89 стадионов, 56 плавательных бассейнов, более 200 футбольных полей, около 2000 спортивных залов. Спортом в них могут заниматься одновременно 410 тыс. человек, из них в залах - 40 тыс., в плавательных бассейнах - 6 тыс. Люди имеют возможность отдохнуть в выходные дни в городе или в его окрестностях.
Экологическая игра
ГОРОД БУДУЩЕГО
Участники игры разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.
По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.
После этого жюри, составленное из членов команд, или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя.
При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.
Список литературы
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. - М.: Дрофа, 2002.
- Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. Под ред. А.М. Гиярова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Калинин В. Б., Гайворон Т.Д. Журнал "Вестник АсЭко". Устойчивое развитие. Обнинск 2002.