Урок экологии по теме "Качество городской среды"

Разделы: Экология


Цель: сформировать понятие "качество городской среды"

Задачи:

  • сравнить качество городской и сельской среды.
  • продолжать формирование умений анализировать, систематизировать и делать выводы.
  • воспитывать гражданина, понимающего зависимость человека от природы, знающего закономерности их взаимоотношений.
  • активизировать самостоятельную и творческую работу учащихся.

Методы обучения:

  • Словесные - рассказ, объяснение, описание, беседа.
  • Наглядные - демонстрация изобразительных средств наглядности (фотографии, таблицы, схемы, рисунки).
  • Практические - сравнение и анализ иллюстраций городской и сельской среды, работа с текстом.

Оборудование: раздаточный материал: фотографии города и деревни (план новой и старой деревни) листы бумаги А4, маркеры, ручки.

Ход урока

1. На доске записана тема "Качество городской среды"

Новые слова урока:

Качество среды

Городская среда

Загрязнение среды

2. Вступительное слово учителя: даётся определение термина "качество городской среды"

Это степень соответствия среды жизни человека его потребностям, которые характеризуются продолжительностью жизни, мерой здоровья и уровнем заболеваемости людей, стандартизованных для данной группы населения. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. Важным индикатором состояния и качества городской среды является состояние компонентов природы.

3. Учитель приглашает сделать сообщения специально подготовленным учащимся (не более 3-х минут). Остальным учащимся предлагается подготовить устные ответы на вопросы, записанные на доске. Темы сообщений:

Факторы влияния среды на здоровье жителей Москвы

Хозяйственно - питьевое водоснабжение

Зоны отдыха с купальными водоёмами

Атмосферный воздух

Шумовое загрязнение

Радиационная обстановка

Обсуждение факторов влияния среды на здоровье жителей города.

Фронтальная беседа по вопросам:

Что влияет на качество питьевой воды и водоснабжения в городе?

Какие средства применяются для улучшения качества воды в городе?

Как влияет неудовлетворительное состояние воздушного бассейна города на здоровье населения?

Какой из перечисленных факторов городской среды оказывает наибольшее влияние на здоровье горожан7

Какие меры необходимо принять для улучшения и сохранения окружающей среды?

Закрепление изученного материала. Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы, получают план старой деревни Приложение 1.

Задание: разработать план устойчивого развития деревни (местную повестку 21) с учетом изменившихся за последние годы потребностей жителей на основе критериев устойчивого развития.

По выполнении задания группам раздается план новой деревни Приложение 2. и предлагается определить, учтены ли при ее планировании потребности жителей и критерии устойчивого развития.

Вопросы:

1. В какой из деревень вам хотелось бы жить и почему?

2. Какие ресурсы потребляют жители первой и второй деревень?

3. Какая деревня соответствует критериям устойчивого развития?

Объединившись в малые группы, участники разрабатывают собственные планы деревни, соответствующие критериям устойчивого развития с учетом интересов различных социальных групп населения деревни. Результаты представляются каждой малой группой и обсуждаются всей аудиторией.

6. Подведение итогов: учащиеся по группам излагают свои выводы по проблеме: качество среды ухудшается, но жизнь людей становится комфортнее и легче. Какую из деревень выберете вы, почему?

7. Домашнее задание записано на доске

Прочитайте & 30

По рисунку 16 (качество водоёмов в Москве), сделайте анализ состояние водоёмов в своём округе

Это интересно:

В каждом крупном городе необходимы рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве насчитывается 26 спортивно-оздоровительных парков разной площади - от 3 га до 1500 га (Измайлово). В Москве 89 стадионов, 56 плавательных бассейнов, более 200 футбольных полей, около 2000 спортивных залов. Спортом в них могут заниматься одновременно 410 тыс. человек, из них в залах - 40 тыс., в плавательных бассейнах - 6 тыс. Люди имеют возможность отдохнуть в выходные дни в городе или в его окрестностях.

Экологическая игра

ГОРОД БУДУЩЕГО

Участники игры разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов команд, или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя.

При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.

Список литературы

  1. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. - М.: Дрофа, 2002.
  2. Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. Под ред. А.М. Гиярова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
  3. Калинин В. Б., Гайворон Т.Д. Журнал "Вестник АсЭко". Устойчивое развитие. Обнинск 2002.

Приложение.