Современные концепции образования предполагают создание условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики [1]. Приобщение человека к достижениям отечественной и мировой художественной культуры является одной из приоритетных задачи системы образования, решаемой на всех его уровнях.
Национальные культурные традиции в рамках данной статьи рассматриваются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, охватывающие материальные и духовные ценности [2].
Начинается работа по приобщению человека к национальной культуре, национальным культурным традициям с самого раннего возраста. Особое значение системная и целенаправленная работа по приобщению детей к художественной культуре народа, ее освоению приобретает в начальной школе, ведь именно начальная школа призвана формировать основы мировоззрения и ценностных ориентаций человека.
Рассматривая систему как множество взаимосвязанных объектов и ресурсов, организованных в единое целое [2], следует констатировать, что важным системообразующим компонентом выступает цель. Система работы учителя по приобщению школьников к национальным культурным традициям представляет собой взаимодействие различных составляющих, при этом функционирование данной системы возможно при наличии единой цели, которая определяется нами как формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.
Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению достижений национальной культуры в процессе изучения содержания программы по музыке, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной музыкальной культуре, полученных на уроке, расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что музыка, народные традиции, национальная художественная культура – это часть нашей повседневной жизни.
Система работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям.
Компоненты системы |
|
Цель |
Формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры. |
Субъекты |
|
Объект |
|
Содержание |
|
Виды деятельности |
|
Результат |
|
В рамках данной статьи рассматривается возможность приобщения школьников к казахской национальной художественной культуре на примере знакомства и освоения традиций празднования одного из древнейших и самых любимых в народе праздников – Наурыз-мейрамы.
Как известно, отмечают Наурыз 22 марта – в день весеннего равноденствия. По «школьному» календарю этот день приходится на третью четверть учебного года. Поэтому, рассматривая систему, объединяющую уроки музыки и внеклассную работу, необходимо проанализировать тематическое содержание программы по музыке. Содержание третьих четвертей программы по музыке для начальной школы, предусмотренных программой [3-4]:
- Первый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Музыкальное развитие. Знаменитые певцы Казахстана». Основное содержание уроков направлено на формирование представлений о музыке как искусстве непрерывного развития. Часть уроков в рамках темы четверти посвящена знакомству с творчеством выдающихся казахских певцов ХIX века, «золотых» певцов Сары-Арки, основоположников народной песенной культуры – Биржана сала Кожагулова и Ахана сере Корамсина.
- Второй класс. Третья четверть. Тема четверти: «Звуки глубины веков». Содержание уроков направлено на раскрытие социально-исторической обусловленности происхождения и развития традиционных жанров казахской музыкальной культуры – песен и кюев социального протеста, прощальных песен и кюев.
- Третий класс. Третья четверть. Тема четверти: «Айтыс – состязание акынов». Содержание уроков направлено на раскрытие художественно-эстетической сущность айтыса – самобытного жанра казахской культуры, пришедшего из глубины веков, любимого и почитаемого в народе и сегодня.
- Четвертый класс. Третья четверть. Тема четверти: «Сколько в музыке языков? Музыкальное творчество разных народов». Содержание уроков направлено на выявление характерных особенностей музыки различных национальных культур, их духовного единства и взаимосвязей с жизнью.
Приведенные темы уроков музыки свидетельствуют о том, что программой по музыке для начальной школы [3-4] предусмотрено изучение самобытной музыкальной культуры Казахстана как части мировой музыкальной культуры. На протяжении всех лет обучения школьники получают теоретические знания о самобытных жанрах казахской музыкальной культуры, выдающихся казахских композиторах и исполнителях, участвуют в практической музыкальной деятельности по восприятию и исполнению музыки казахского народа.
Для того чтобы теоретический и музыкальный материал, изучаемый на уроках музыки, не остался лишь частью школьной программы, а был осознан и эмоционально воспринят учащимися, стал основой музыкальной и всей духовной культуры личности школьника, необходима системная работа по организации и проведению воспитательных и культурно-досуговых мероприятий с активным участием детей, тематически связанных с уроками, с жизнью, демонстрирующих преемственность и жизненную силу народных традиций.
В качестве примера внеклассного мероприятия в данной статье приводится проект и сценарий культурно-досуговой программы воспитательной направленности – фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!», который наглядно демонстрирует преемственность целей, задач и содержания уроков музыки и внеклассной работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям, связь с жизнью.
В организации, проектировании и проведении фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» участвовали студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения» и «Культурно-досуговая работа» – будущие учителя начальных классов и организаторы культурного досуга в школе.
Проект фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!»
Название проекта: фольклорный праздник «Добро пожаловать, Наурыз!»
Целевая аудитория: учащиеся начальных классов, родители.
Цель проекта:
- создать условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза;
- раскрыть особенности традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз;
- на конкретном примере показать духовное единство народов в сохранении и развитии национальных традиций;
- способствовать формированию толерантного отношения школьников к культуре народов своей страны.
Задачи проекта:
- Развить представления о древнем народном празднике Наурыз.
- Познакомить с традициями казахского народа в праздновании Наурыза.
- Сформировать представления о Наурызе как о межнациональном празднике.
- Развить представления о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Форма реализации проекта: фольклорный праздник.
Сроки реализации проекта: 22 марта – в день празднования Наурыза.
Условия реализации проекта: проводится на улице (школьный двор) или в спортивном зале; продолжительность программы 50 минут.
Методическое, информационно-технологическое обеспечение:
- сценарий, составленный на основе изучения методической литературы, сбора и обработки информации о древнем народном празднике Наурыз [5];
- фонотека – запись произведений музыкального фольклора [6-7];
- слайд-шоу «Добро пожаловать, Наурыз!»
Техническое обеспечение, оборудование, реквизит:
- звуковая аппаратура;
- микрофоны (2 шт), фонотека;
- музыкальные инструменты;
- видеопроектор, экран (по возможности).
Праздник проходит на фоне специально выставленной белой праздничной юрты. Для выступления участников театрализации и зрителей необходимы национальные костюмы (казахские, русские, украинские, татарские, узбекские, таджикские, корейские и др.).
Исполнители и участники проекта:
- Студенты университета специальностей «Педагогика и методика начального обучения», «Культурно-досуговая работа».
- Учителя начальной школы, учитель музыки.
- Учащиеся начальных классов.
- Родители.
Ожидаемый результат:
- В результате проведения фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!» будут созданы условия для эмоционально-положительного восприятия национальных культурных традиций в праздновании восточного Нового года – Наурыза.
- У учащихся будут сформированы представления об особенностях традиций казахского народа в праздновании древнего народного праздника Наурыз.
- Будут созданы основы для понимания и осознания духовного единства разных народов в сохранении и развитии национальных традиций.
- На конкретном примере у учащихся будет сформирован интерес и основы толерантного отношения к культуре народов своей страны.
Примечание: праздник проводится на двух языках – казахском и русском; здесь приведен вариант проведения праздника на русском языке с использованием произведений казахского музыкального фольклора.
Сценарий фольклорного праздника «Добро пожаловать, Наурыз!»
Звучит казахская народная музыка.
Зрители и участники выстраиваются перед юртой.
Звучат позывные (двое музыкантов в национальных одеждах имитируют игру на кернее).
Рисунок 1
Зазывала 1:
Слушайте! Слушайте!
И не говорите, что не слышали!
Зазывала 2: И не говорите, что не видели!
Зазывала 1: Наурыз идет к нам в гости!
Вместе: Добро пожаловать, Наурыз!
Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы приветствуем вас на праздновании древнего весеннего праздника Наурыз-мейрамы!
Ведущий 2: Наурыз мейрамы – это светлый весенний праздник пробуждения природы, вселяющий оптимизм и надежду на свершение самых светлых и заветных желаний.
Ведущий 1: Великий Наурыз объединяет под своим праздничным «шаныраком» весь многонациональный народ нашей страны!
Ведущий 2: Наурыз – древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока и пришедший к нам из глубины веков. Отмечается Наурыз 22 марта – в день весеннего равноденствия!
Ведущий 1: И это не случайно! День и ночь, свет и тьма, зима и лето, – Наурыз всегда служил условным рубежом между этими понятиями.
Ведущий 2: По установившемуся поверью, в этот день народ избавлялся от зимних тягот, радовался предстоящей весне. Говорят, в этот день люди приводили в порядок не только свои дома, но и свои мысли.
Ведущий 1: Находившиеся в ссоре – мирились, ибо как утверждали старики, когда Наурыз входит в дом, все невзгоды обходят его стороной.
Ведущий 2: Наурыз встречают в добром расположении духа и высказывают друг другу самые добрые пожелания. Вот и мы сегодня здесь все вместе, чтобы встретить Наурыз, пожелать друг другу добра, благополучия и процветания!
Ведущий 1: Сегодня светлый весенний праздник «Наурыз» собрал нас всех вместе. И все мы вместе, дружно говорим: Добро пожаловать. Наурыз! (Слова произносятся хором всеми участниками праздника.)
Рисунок 2
Девушка из массовки: Здравствуйте, здравствуйте! Проходите! Посмотрите! Светлый праздник Наурыз на пороге! Давайте встретим его радостно и весело!
Юноша из массовки: Наурыз – это всегда песни, кюи, танцы, веселье! Сары Арка испокон веков славилась своими акынами, кюйши, певцами!
Издалека слышны звуки гармони и пение. Певица приближается к юрте.
Ведущий 1: Добро пожаловать, Майра! Порадуй нас своим пением!
Звучит песня известной казахской певицы Майры Шамсутдиновой. Все участники, по традиции, одобрительными возгласами поддерживают ее пение.
Рисунок 3
Ведущий 2: Спасибо, Майра! Оставайся с нами! Издалека слышны звуки домбры. Певец приближается к юрте.
Ведущий 1: А вот и Биржан! Золотой певец Сары Арки!
Персонаж из массовки: Биржан, говорят, твой голос слышен в аулах на расстоянии десяти-пятнадцати верст! Он гремит по всей степи!
Другой персонаж из массовки: Такого сильного и могучего голоса нам не приходилось слышать: когда ты поешь, кажется, что все, находящееся под небом, начинает дрожать – и земля, и горы, и озера!
Третий персонаж из массовки: Голос Биржана повсюду звучит!
Степи и горы Биржан воспевает.
Пенье и голос домбры вдаль летит,
Так голос веков к поколеньям взывает!
Ведущий 1: Спой же, Биржан!
Звучит песня Биржана. Все участники одобрительными возгласами поддерживают его пение.
Рисунок 4
Издалека слышен приближающийся звук голоса. На центр площадки выбегает юноша.
Юноша: Суйинши! Суйинши! Радуйтесь! Радуйтесь! Кыдыр Ата идет! Кыдыр Ата!
На центр площадки перед юртой выходит седой старец – Кыдыр Ата.
Юноша: Кыдыр Ата! Скажи нам добрые слова пожеланий!
Кыдыр Ата:
Пусть наступит Наурыз!
Пусть день будет равен ночи!
А потом день прибавляется!
Пусть придет тепло и солнечный свет!
Пусть будет благополучным народ!
Пусть будут радостны посевы!
Пусть приведут они к хорошему урожаю!
Пусть будут светлы души и помыслы!
Пусть все будут в здравии!
Пусть наступит рождение Нового Дня и Нового Года!
Массовка: Спасибо, Кыдыр Ата! Пусть будет так!
Ведущие:
Радость, солнце и улыбки
Ты несешь нам, Наурыз!
Всем «шашу» на радость дарим!
Будет щедрым Наурыз!
Девушки в национальных костюмах разбрасывают «шашу».
Массовка и все участники праздника (хором): Наурыз кутты болсын!
В центр выходят девушки и юноши в костюмах разных национальностей
Девушка:
Наурыз – великий праздник –
Пригласил сегодня нас!
Юноша:
Все мы вместе веселимся –
Русский, немец и казах,
Девушка:
Украинец и татарин,
Молдаванин и еврей!..
Юноша:
Шанырак нас всех согреет.
Вместе праздник веселей!
Девушка:
Зазвучит сегодня звонко
Балалайка и кобыз.
Юноша:
Многоликий, многогласый
Хор споет про …
Все (хором): Наурыз!
Ведущие, участники и зрители (хором): Наурыз кутты болсын!
Исполняется хореографическая сюита «Под единым шаныраком»:
- Казахский танец.
- Русский танец.
- Туркменский танец.
- Украинский танец.
- Немецкий танец.
- Таджикский танец.
- Еврейский танец.
- Корейский танец.
- Казахский танец.
В завершении театрализованного представления исполняется песня «Наурыз». Девушки в национальных костюмах разбрасывают цветы – подснежники и тюльпаны – символы Наурыза.
Далее ведущий приглашает участников и гостей посетить юрту, праздничные дастарханы, отведать наурыз-коже и другие национальные блюда.
На спортивных площадках идут состязания в игре в асыки, показательные выступления спортсменов. Наурыз-мейрамы – массовое гулянье продолжается.
Примечание. Рисунки 2-4 – фотографии с празднования Наурыз-мейрамы, подготовленного и проведенного студентами Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова.
Литература:
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III.
- Визуальный словарь. – http://vslovar.ru/.
- ГОСО начального образования РК. – Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998.
- Программы для 1-4 классов по музыке. – Алматы: РОНД, 2003. – 20 с.
- Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. – Алматы: БАУР, 2005. – 200 с.
- Казахская музыка: мультимедийная энциклопедия. – KMI recording company, 2002-2004.
- Музыкальное наследие Казахстана: Мультимедийная энциклопедия. – Алматы, 2000.