Пояснительная записка.
С наступлением летних каникул перед большинством родителей встает вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль в сегодняшних экономических условиях играют летние лагеря с дневным пребыванием детей. На сегодняшний день это наиболее дешевый и для многих единственный выход из положения. К тому же не каждый ребенок захочет провести все лето вне дома- без мамы и папы. Посещая пришкольный лагерь, он не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится в кругу семьи.
Одной из предпосылок создания программы лагеря с дневным пребыванием детей при Центре детского творчества г. Абакана явились результаты социологического исследования изменений мотивационной, деятельной сферы подростков на современном этапе. Они показали, что в подростковой среде ярко выражены следующие тенденции:
- потребность в приобретении опыта коллективного общения;
- стремление к интеллектуальному развитию как фактуру жизненного успеха;
- стремление к гуманизации взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- потребность в улучшении физического состояния и сохранении здоровья, как условия нормального жизнетворчества.
Эти факторы определяют заказ подростка на содержание жизнедеятельности в условиях детского коллектива. В первую очередь это относится к получению возможности:
- психологической разгрузки и укрепления здоровья ребенка;
- приобретения новых друзей и впечатлений;
- самоотделения и самореализация в предлагаемых видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- расширения сферы познавательных интересов, знаний о себе и окружающем мире;
- демократически устроенного проживания в условиях временного детского коллектива.
Еще один немаловажный момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Сегодня дети приходят в лагерь дневного пребывания не только для того, чтобы научиться что-то делать и приобрести знания, их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть среда «таких же как я».
Оздоровительный лагерь, его педагогический коллектив, постоянно повышает социальный статус и самооценку ребенка, значимость его самореализация и деятельности, позволяет ему быть самостоятельным в принятии решений и создает перспективу интересной жизни.
Программа «Радуга создает возможности для приложения сил и способностей взрослых и детей, заполняющей вакуум в реализации детских интересов, используя свои собственные, оригинальные подходы к решению этих задач.
Сравнительные показатели количества детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и занятости во время каникулярного периода говорят сами за себя:
Посещали лагерь:
- 2000г. – 40 человек;
- 2001г. – 60 человек;
- 2002г. – 90 человек;
- 2003г. – 130 человек;
- 2004-2007г. – 140 человек;
- 2008г. – 150 человек.
Летний лагерь «Радуга» пользуется большой популярностью среди детей и родителей. Тип лагеря: многопрофильный, на базе Центра детского творчества г. Абакана.
Многопрофильный лагерь – это форма образовательной деятельности и оздоровительной деятельности с воспитанниками детских творческих объединений учреждения.
Программа деятельности, разработанная автором оздоровительного лагеря «Радуга», предусматривает такую организацию жизни в нем, которая стимулирует творчество, познание, расширение кругозора и знаний об окружающем мире. Лагерь с дневным пребыванием «Радуга» рассчитан на детей в возрасте 7-15 лет.
Если дети пришли в лагерь без специального отбора, за одну смену они не станут спортсменами, певцами. Главное для нас приобщить ребенка к новому в любом качестве – активного игрока, туриста, знатока, любителя исполнять песни, помощника и т.д. Самое главное здесь – романтика, игра, занятость и участие каждого, выбор дела по душе, возможность самореализоваться. Открыв свой талант, ребенок в дальнейшем приходит на занятия кружка, студии в Центре детского творчества.
В ходе реализации программы было решено, что в ситуации социально-культурного кризиса, произошедшего в стране, летний лагерь «Радуга» как оздоровительно-образовательное учреждение может представлять собой специальное созданный и организованный воспитывающий социум, все элементы которого должны компенсировать детям недостаток общения, более полное развитие индивидуальных способностей, состояния здоровья, самоопределения и самореализации при выборе видов развивающей деятельности в специализированных условиях временного детского коллектива.
Цели и задачи.
Целью программы лагеря является:
- углубленное изучение выбранного направления в рамках реализации данной программы;
- оздоровление и содержательный досуг детей и подростков.
Задачи:
- Обеспечить занятость детей и подростков.
- Включить каждого ребенка в активную познавательную и развлекательную деятельность.
- Организовать разнообразные формы досуговой деятельности.
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- Проводить работу по профилактике безнадзорности, правонарушений среди подростков.
Содержание деятельности.
Многопрофильный лагерь «Радуга» имеет специфические особенности, которые характеризируются профессионально – ориентированной деятельностью и более активными учебными и практическими занятиями по профилю, насыщенностью занятий, способствующими глубокому изучению и освоению программы.
Участвуя в исследовательской, изобретательской и другой направленной творческой работе, ребята получают такой опыт, какой обычный школьный урок не может дать. В такой работе они расширяют и углубляют интерес, удовлетворяют свою любознательность, узнают такую информацию, которую можно получить в процессе длительного общения со специалистами, в том числе и с инструкторами и наставниками из наиболее подготовленных ребят.
Организация жизни в рамках многопрофильного летнего лагеря предусматривает гибкий режим дня, позволяющий отрядам строить свою работу в соответствии со спецификой профиля.
Распорядок дня.
8.45 – 9.00 | Встреча детей. |
9.00 – 10.00 | Завтрак. |
10.00 – 12.30 | Работа Центров обучения. Отрядные дела. Бассейн. |
13.00 – 14.00 | Обед. |
14.00 – 15.00 | Работа Центров досуга. |
15.00 – 15.30 | Полдник. |
15.30 – 16.00 | Спортивные, деловые и другие игры. |
16.00 | Возвращение детей домой. |
В соответствии с направлением деятельности отряда избираются органы соуправления: художественный совет, совет инструкторов, и др. определяются условия жизнедеятельности коллектива.
Правила в жизни в лагере «Радуга».
1. Лагерь – наш дом, мы – хозяева в нем.
Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от себя.
2. Время дорого у нас, берегите каждый час.
Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и беспокоить напрасно других.
3. Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй.
Не стесняйся спросить совета.
4. Игра – это зеркало жизни.
Н забывай про свое отражение,
Смотрись в зеркало чаще.
Высший орган соуправления в лагере, Большой совет, принимает решения, утверждает документы, программы, планы. Собирается 1 раз в неделю. Состоит из взрослых руководителей, вожатых, воспитателей, которые координируют работу лагеря, решают текущие вопросы, владеют информацией, руководят работой творческих групп при подготовке дел, определяют мониторинг деятельности отрядов, планируют и анализируют работу.
Формы работы в лагере.
Цели и задачи программы реализуются через игру по правилам «Страна детства «Радуга», которую дети придумали сами и стали ее жителями. Страна объединяет 7 городов-отрядов, которые отражают направления деятельности (профиль):
Каждый город-отряд имеет свой цвет (согласно цветовой гамме радуги) девиз, законы, у каждого отряда свои галстуки, которые тоже олицетворяют один из семи цветов радуги. Игра развивается на протяжении всей смены , в ходе которой каждый ребенок сможет проявить свои интеллектуальные, физические и творческие возможности. Для жителей Страны разработана система коллективного и индивидуального роста: индивидуальное участие, групповое участие, коллективное участие. Эта система опирается на 3 показателя:
- 1 – Творец;
- 2 – Организатор;
- 3 – Исполнитель.
В конце смены подводятся итоги, вручаются медали, происходит награждение организаторов, наиболее отличившихся ребят. Содержание работы в отрядах изменяется с учетом состава от смены к смене.
Кроме занятий, которые проводятся в каждом отряде, отряды принимают участие в общелагерных праздниках, экскурсиях, конкурсах.
В арсенале воспитательных средств- творческие диалоги, театрализованные игры, коллективно- творческие дела, концерты и т.п.
Профильные отряды становятся инициаторами познавательных массовых форм, которые привлекают ребят красочностью оформления, интересными людьми, творческими программами.
Широкое развитие получили такие формы отдыха и оздоровления, как:
- конкурсы, КТД, деловые, сюжетные, интеллектуальные игры;
- соревнования, смотры, наглядно закрепляющие продвижение детей;
- выставки, праздники, концерты, конференции;
- защита проектов для сравнения результатов работы;
- массовые мероприятия;
- экскурсии на предприятия, в центры культуры, раскопки;
- тренировочные походы, полевые и изыскательские работы;
- встречи с специалистами, учеными, деятелями культуры, спорта;
- фотографирование природных объектов.
Работа по программе проходит в форме занятий с детьми, объединенными в отряды по 20 – 25 человек, по этапам:
I этап – обучающий / до обеда /
II этап – развивающий / после обеда /
III этап – творческий / после обеда /
Каждый профильный отряд сам по себе обогащает ребенка за счет содержания своей деятельности, особой структуры работы, используя своеобразные приемы воздействия на развитие умений, навыков, способностей.
В основе организации занятий лежат эмоционально-нравственные отношения между участниками, дружелюбные отношения и взаимопомощь, взаимная ответственность.
Одним из результатов работы явились положительные отзывы родителей:
- дети стали самостоятельными;
- ответственными;
- активными;
- открытыми для общения;
- готовыми к коллективной творческой деятельности;
- желающими «попробовать себя в разных ролях».
Профильный лагерь «Радуга» способствует гражданскому становлению ребят, мотивирует их дальнейшее активное участие в работе объединений Центра детского творчества, таких как:
- Городской Союз детей и подростков «Дружба-Ынархас».
- Студия художественных ремесел «Харитина».
- Студия моды «Стиль».
- Музыкальный клуб «Вдохновение».
- Танцевальных коллективов и др.