(Составлен по материалам УМК по географии: учебник Дронов В.П. и др. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Шестой урок в разделе “Общая часть курса”, четвертый урок в теме “Население России”, § 7)
Тема. Миграции населения.
Тип урока: комбинированный.
Вид (форма проведения) урока: традиционный урок.
Используемые технологии (методики): технология применения опорных схем.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
Цели: 1.Образовательные:
- сформировать представление о миграционных потоках в России;
- изучить особенности перемещения населения по территории России;
- ввести понятие “миграция”, рассмотреть виды миграций;
- ввести и добиться овладения понятиями “эмиграция”, “иммиграция”, “беженец”, “вынужденный переселенец”, “репатриация”, умения различать и характеризовать их на примерах;
- выявить и способствовать усвоению учащимися содержания проблем, возникающих при активной миграции и наметить пути их решения.
2. Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с картами, статистическим материалом, приемы “сворачивания информации” и составления опорных схем.
3. Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, воспитывать толерантное отношение к представителям различных национальностей и вероисповедания, любовь к родине, стремление реализовать свои способности в России.
Оснащение урока:
Доска: используется для составления учителем рабочих схем, для размещения карт и таблиц (Политико-административная и физическая карты России), стрелки для составления картосхемы.
Дидактический раздаточный материал: статистические данные.
УМК: учебник, карты атласа (политико-административная), рис.12 (с.35), рис.13 (с.41), рис.14, 15 (с. 42-43) учебника и таблица 12 (с. 40) учебника.
План урока
I. Оргмомент (1 – 2 мин).
II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).
Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.
1) Фронтальный экспресс-опрос по
цепочке.
2) Индивидуальный опрос по дидактическим
карточкам
II. Изучение нового материала (15-18 мин)
Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции
Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”
III. Закрепление изученного материала (5 мин).
Целевая установка: тренировка в определении видов миграции.
IV. Обобщение, итог урока (5 мин).
Целевая установка: провести обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание (3 мин).
Целевая установка: инструктаж по выполнению домашнего задания.
Ход урока
I
. Оргмомент (1 – 2 мин).II. Актуализация и контроль знаний (10 – 12 мин).
Целевая установка: проверить уровень усвоения знаний по теме “Национальный состав населения России”.
1. Фронтальный экспресс-опрос (за правильный ответ выдается жетон; по количеству жетонов выставляется отметка: 8 жетонов – “5”, 6 жетонов – “4”):
- Какова численность населения России на 1 января 2008г?
- Какое место в мире занимает Россия по численности населения? Назовите страны, которым Россия уступает по численности населения.
- Как изменяется численность населения России? Почему?
- Что называют естественным приростом населения?
- В чем разница между абсолютным и относительным естественным приростом населения?
- Что такое демографический кризис?
- Каковы причины демографических кризисов? Пример?
- Что такое естественное движение населения?
- Объясните понятие “демографические ножницы”.
- Что называют рождаемостью?
- Что такое смертность?
- Какая диаграмма позволяет получить сведения о поло-возрастной структуре населения?
- Почему Россию называют многонациональным государством?
- Какое определение вы дадите понятию “народ”?
- В чем разница между понятиями “нация”, “племя”, “народность”, “народ”?
- Сколько республик в Российской Федерации?
- По какому принципу Россия разделена на федеративные единицы?
- Назовите языковые семьи на территории страны.
- Какая языковая семья самая многонациональная?
- Назовите самый многочисленный народ России. К какой языковой семье он относится?
- Сформулируйте определение понятия “титульный народ”.
- Назовите, пользуясь табл. 17 на с.37 учебника, республики с преобладанием титульного народа. Назовите республики России с преобладанием русского населения.
- Почему происходит постепенное уменьшение коренного населения в национальных образованиях?
- Какие религии распространены на территории России?
- Какова особенность этногеографического положения России?
2. Индивидуальный опрос по дидактическим карточкам – работа с атласом
Карточка 1
1.Где на территории России
распространены местные традиционные верования?
2.Приведите примеры народов России, которые
являются приверженцами местных традиционных
верований.
3.К какой языковой семье относятся эти народы?
Карточка 2
1.Где на территории России проживают
буддисты – ламаисты? Почему в этих районах?
2.Определите, какие народы России являются
приверженцами религиозных учений Будды и Ламы
(буддисты-ламаисты).
3.К какой языковой семье относятся эти народы?
II. Изучение нового материала (15-18 мин)
Целевая установка: выяснить значение термина “миграция” и научиться определять виды миграции
Проводится на основе составления схемы “Виды миграции”
1. Причины миграции – составление схемы.
2. Виды и особенности миграций – составление схемы “Миграции”
- при изучении депортации – работа с учебником (с.35, рис.12);
- при изучении насильственной миграции – анализ рис.14 с.42 учебника;
- при конкретизации политических причин миграции – работа с табл.12 на с.40 и рис.13 на с.41.
III. Закрепление изученного материала (5 мин).
Целевая установка: тренировка в определении видов миграции.
1. Задание: Определи, какой вид миграции совершает каждый участник истории. Может быть, и несколько видов одновременно.
Иванов получил долгожданную премию и решил отправиться из пыльной Москвы на озеро Байкал - в отпуск. Купив билет, заскочил к Сидорову – поделиться радостью и вдруг узнал, что тот переехал из России на постоянное место жительства в США. Прабабушка Сидорова была очень недовольна. Сама-то она в годы войны с фашистами была угнана в Германию, а затем возвратилась на родину после победы.
Иванов посетовал, что не застал друга и побежал делиться радостью к сестре Наташке. Но сестры тоже дома не оказалось: заключила контракт и уехала на 2 недели в Нефтеюганск контролировать нефтедобычу в Западной Сибири. Зато встретил свою тетку, которая раньше жила в Таджикистане, но из-за ухудшения положения русского населения навсегда переехала жить в Россию.
“Вот это миграции”, - подумал Иванов и отправился домой собирать чемоданы.
Ответ: Иванов – временная, сезонная, эпизодическая. Сидоров – эмигрант. Прабабушка Сидорова – в годы войны – насильственная; после победы – репатриация. Наталья (сестра Иванова) – трудовая вахтово-экспедиционная миграция. Тетка Иванова – реэмиграция.
2. Задание: Проанализируйте данные Госкомстата России и определите свою позицию по вопросу: миграционный приток в страну – благо или беда для России?
По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 августа 2008г. составила 141,9 млн.человек и с начала года уменьшилась на 125,1 тыс.человек, или на 0,09% (на соответствующую дату предыдущего года - на 194,7 тыс.человек, или на 0,14%).
Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-июле 2008г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2007г. на 63,5 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 53,8% компенсировал численные потери населения (Рисунок 1).
Рис. 1
(По данным Госкостата России)
IV. Обобщение, итог урока (5 мин).
Целевая установка: провести обобщение изученного материала.
- Нужны ли стране данные о миграционных потоках? Для чего? Каковы функции миграционных служб?
- Когда, по-вашему, миграцию можно считать отрицательным явлением в жизни страны, а в каких случаях – условно положительным?
- Каково значение миграции (внешней и внутренней) для России?
- Какие виды миграции хотелось бы совершить вам в ближайшее время?
V. Домашнее задание (3 мин).
Целевая установка: § 7, вопросы 1-6 (устно) на с. 44, схема в тетради.