Тема: Органы чувств человека и их работа.
Тип урока: Закрепление материала.
Цель: Формирование представлений о работе органов чувств человека.
Задачи:
1. Организовать практику обучающихся в распознавании и идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств.
2. Развивать умение называть и анализировать свои ощущения при наблюдении.
3. Формировать коммуникативные навыки обучающихся.
Оборудование: 1) 4 стакана с растворами (горький, солёный, сладкий, кислый), помеченные разными цветными этикетками ( по числу групп); 2) коробки из-под обуви со спрятанным внутри предметом, в коробке сбоку дырка для детской руки (по числу групп); 3) ножницы, фольга, молоток; 4) баночки, закрытые крышками; в каждой баночке ватка, пропитанная жидкостью с запахом (ванили, чеснока, лимона, йода), общее число баночек равно числу групп, умноженному на два.
Ход урока
Этапы урока
|
Содержание |
Методы обучения |
Формы организации |
Средства |
I . Оргмомент |
- Настраиваемся на урок. |
|
|
|
II . Актуализация знаний |
Обратите внимание на схему. Каким способом сегодня мы будем получать ответы на вопросы? - Способом наблюдения. - Что скрывается за символом «глаз»? - Все органы чувств. - Какими же органами чувств человек воспринимает окружающий мир? - Глаза, уши, кожа (особенно кожа рук), язык и нос. - Сколько же их всего? - Пять. - Верно. |
Словесный |
Фронтальная |
На доске схема: ? - «глаз» - !
|
III. Упражнения в распознавании идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств |
- Сегодня вы работает в группах. Вместе с командиром группы распределите роли, кто будет вести записи результатов наблюдений, кто отвечает за карточки с органами чувств, кто будет называть работу каждого органа чувств, кто проследит за временем. Даются минуты две на распределение ролей. |
Практический |
Групповая работа |
Карточки с изображением органов чувств
|
- Первое задание. Я под партой спрятала некие предметы. Определите, что это такое по издаваемым ими звукам. Учитель лязгает ножницами, позже сжимает фольгу от шоколадки, далее стучит молотком. - Обсудите услышанное, запишите, что это было. Обсуждение. Далее дети одной из групп называют спрятанные предметы. Другие показывают жестами согласие или несогласие. - Какой орган чувств помог вам определить спрятанный предмет? - Уши. (От каждой группы один ребёнок показывает карточку с рисунком «уши».) - Какую работу он выполнял? - Слух. - Молодцы. Вы отлично справились. |
|
|
Ножницы, фольга, молоток |
|
Посмотрите, вот эти предметы. Второе задание. У вас на столах – по 4 стакана с жидкостями. Используя трубочки для коктейля, определите, какой вкус в каждом стаканчике. Запишите результаты. Идёт групповая работа. - Какие ощущения вы получили, пробуя раствор в красном стакане (жёлтом, синем, зелёном)? |
Метод упражнений |
Групповая работа.
|
4 стакана с растворами
|
|
Обсуждение, в каком стакане, какой вкус. - Какой орган чувств был задействован? - Язык. (От каждой группы один ребёнок показывает карточку с рисунком «язык».) |
|
|
Карточки с изображением органов чувств |
|
Физминутка. Зарядка для глаз
|
|
|
|
|
|
- Третье задание. У вас коробка со спрятанным внутри предметом. Засунув в дыру руку, ощупайте предмет и определите, что это. Запишите. Далее передаёте коробку другой группе и получаете новую взамен. Определяете, что в ней. |
Метод упражнений |
Групповая работа
|
Коробки со спрятанными внутри предметами
|
Обсуждение, в какой коробке что спрятано. - Какой орган чувств вам помог в этот раз? (Кожа рук) - Какую работу он выполнял? (Осязание). - Проверьте, верно ли вы определили предметы. Дети открывают коробки, достают спрятанные рукавицу, шахматную фигурку, кубик и маленький мячик. - Молодцы! Вы верно угадали. |
Словесный
|
|
Карточки с изображением органов чувств |
|
- Четвёртое задание. Вы получаете по 2 баночки. В каждой - ватка, пропитанная жидкостью с запахом. Вы выбираете понравившийся вам запах и оставляете себе эту баночку, отдав другую другой группе. Меняетесь баночками с другими группами, пока одна из групп не получит баночку с выбранным ею запахом. После выполнения задания учитель расскажет, что это были за запахи. |
Метод упражнений |
Групповая работа |
Выдаются баночки с ваткой для сравнения запахов |
|
- Какой орган чувств определял запахи? (Нос) - Как называется его работа? (Обоняние) |
|
|
Карточки с изображением органов чувств |
|
IV. Контроль |
- Что у меня в руках? (Яблоко) Какого оно цвета? Как вы об этом узнали? Что вам помогло? (Глаза) - Какой орган чувств подскажет мне, что это яблоко гладкое-гладкое? (Кожа рук) - А что оно душистое, ароматное? (Нос) - А что оно сладкое и чуть-чуть с кислинкой? (Язык) - А благодаря чему я узнаю, что оно хрустящее (при еде)? (Благодаря ушам) - Молодцы! |
Словесный |
Фронтальная |
Яблоко Карточки с изображением органов чувств |
V. Итог урока |
-Что помогло вам сегодня столь успешно справиться с определением спрятанных от вас предметов, с определениями вкусов, запахов? (Органы чувств) - Какие органы чувств были сегодня задействованы? Сколько их? - Уши, язык, кожа рук, нос. Четыре. - А пятый? - Глаза. - Разве они сегодня не действовали? ( Они помогли убедиться в правильности отгадывания предметов в первом и в третьем задании). - Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями. - Ребята, а какой орган чувств самый важный для человека? - Глаза. - А какие животные могут похвастать особой зоркостью? - Орлы, соколы, ночью – совы. - Верно. И чтобы водители вечером видели вас так же хорошо как сокол днём или сова ночью, вам дарят представители ГИБДД светоотражатели – фликеры. Они улучшат зрение у водителей, что сделает безопасней ваш путь домой. |
Словесный |
Фронтальная |
Карточки с изображением органов чувств |
Вручаются подарки. |
|
|
Фликеры |
|
VI. Домашнее задание |
- Принесите на следующий урок предмет и подготовьте его описание. Какой у него вкус, цвет, размер, какой он на ощупь, какими свойствами обладает. Ваши товарищи будут угадывать, основываясь на вашем описании. |
Словесный |
Фронтальная |
|