Самоанализ урока окружающего мира в 1-м классе по теме "Органы чувств человека и их работа"

Разделы: Начальная школа


Тема: Органы чувств человека и их работа.   

Тип урока: Закрепление  материала.

Цель: Формирование представлений о работе органов чувств человека.

Задачи:

1. Организовать практику обучающихся  в распознавании и идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств.
2. Развивать умение называть и анализировать свои ощущения при наблюдении.
3. Формировать коммуникативные навыки обучающихся.

Оборудование: 1) 4 стакана с растворами (горький, солёный, сладкий, кислый), помеченные разными цветными этикетками  ( по числу групп); 2) коробки из-под обуви со спрятанным внутри предметом, в коробке сбоку дырка для детской руки (по числу групп); 3) ножницы, фольга, молоток; 4) баночки, закрытые крышками; в каждой баночке ватка, пропитанная жидкостью с запахом (ванили, чеснока, лимона, йода), общее число баночек равно числу групп, умноженному на два.

Ход урока

Этапы урока

 

Содержание

Методы обучения

Формы организации

Средства

I . Оргмомент

- Настраиваемся на урок.

 

 

 

II . Актуализация знаний

Обратите внимание на схему. Каким способом сегодня мы будем получать ответы на вопросы?

- Способом наблюдения.

- Что скрывается за символом «глаз»?         

- Все органы чувств.

- Какими же  органами  чувств человек воспринимает окружающий мир?

- Глаза, уши, кожа (особенно кожа рук), язык  и нос.

- Сколько же их всего?

- Пять.

- Верно.

Словесный

Фронтальная

На доске схема:

? -  «глаз»  - !

 

 

III.  Упражнения в распознавании идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств

- Сегодня вы работает в группах. Вместе с командиром группы распределите роли, кто будет вести записи результатов наблюдений, кто отвечает за карточки с органами чувств, кто будет называть работу каждого органа чувств, кто проследит за временем.

Даются минуты две на распределение ролей.

Практический

Групповая работа

Карточки с изображением органов чувств

 

- Первое задание. Я под партой спрятала некие предметы. Определите, что это такое по издаваемым ими звукам.

Учитель лязгает ножницами, позже сжимает фольгу от шоколадки, далее стучит молотком.

- Обсудите услышанное, запишите, что это было.

Обсуждение. Далее дети одной из групп называют спрятанные предметы.

Другие показывают жестами согласие или несогласие.

- Какой орган чувств помог вам определить спрятанный предмет?

- Уши. (От каждой группы один ребёнок показывает карточку с рисунком «уши».)

- Какую работу он выполнял?

- Слух.

- Молодцы. Вы отлично справились.

 

 

Ножницы, фольга, молоток

Посмотрите, вот эти предметы. Второе задание. У вас на столах – по 4 стакана с жидкостями. Используя трубочки для коктейля, определите, какой вкус в каждом стаканчике. Запишите результаты.

Идёт групповая работа.

- Какие ощущения вы получили, пробуя раствор в красном стакане (жёлтом, синем, зелёном)?

Метод упражнений

Групповая работа.

 

4 стакана с растворами

 

Обсуждение, в каком стакане,  какой вкус.

- Какой орган чувств был задействован?

- Язык. (От каждой группы один ребёнок показывает карточку с рисунком «язык».)

 

 

Карточки с изображением органов чувств

Физминутка.

Зарядка для глаз

 

Глаза вверх мы поднимаем,
А затем их опускаем
Глаза снова в потолок,
Ищем правый  уголок.     
В угол, на нос, на соседа.
Глаза снова в потолок
Ищем левый  уголок.
В угол, на нос, на соседа.     
Посмотри перед собой
И скорей глаза прикрой.

 

 

 

 

- Третье задание. У вас коробка со спрятанным внутри предметом. Засунув в дыру руку, ощупайте предмет и определите, что это. Запишите. Далее передаёте коробку другой группе и получаете новую взамен. Определяете, что в ней.

Метод упражнений

Групповая работа

 

Коробки со спрятанными внутри предметами

 

Обсуждение, в какой коробке что спрятано.

- Какой орган чувств вам помог в этот раз? (Кожа рук)

- Какую работу он выполнял? (Осязание).

- Проверьте, верно ли вы определили предметы.

Дети открывают коробки, достают спрятанные рукавицу, шахматную фигурку, кубик и маленький мячик.

- Молодцы! Вы верно угадали.

Словесный

 

 

Карточки с изображением органов  чувств

- Четвёртое задание. Вы получаете по 2 баночки. В каждой -  ватка, пропитанная  жидкостью с запахом. Вы выбираете понравившийся вам запах и оставляете себе эту баночку, отдав другую другой группе. Меняетесь баночками с другими группами, пока одна из групп не получит баночку с выбранным ею запахом.

После выполнения задания учитель расскажет, что это были за запахи.

Метод упражнений

Групповая работа

Выдаются баночки с ваткой для сравнения запахов

- Какой орган чувств определял запахи? (Нос)

- Как называется его работа? (Обоняние)

 

 

Карточки с изображением органов  чувств

IV.  Контроль

- Что у меня в руках?  (Яблоко) Какого оно цвета? Как вы об этом узнали? Что вам помогло?  (Глаза)

- Какой орган чувств подскажет мне, что это яблоко гладкое-гладкое? (Кожа рук)

- А что оно душистое, ароматное?  (Нос)

- А что оно сладкое и чуть-чуть с кислинкой? (Язык)

- А благодаря чему я узнаю, что оно хрустящее (при еде)? (Благодаря ушам)

- Молодцы!

Словесный

Фронтальная

Яблоко

Карточки с изображением органов  чувств

V. Итог урока

-Что помогло вам сегодня столь успешно справиться с определением спрятанных от вас предметов, с определениями вкусов, запахов?  (Органы чувств)

- Какие органы чувств были  сегодня задействованы? Сколько их?

- Уши, язык, кожа рук, нос. Четыре.

- А пятый?

- Глаза.

- Разве они сегодня не действовали? ( Они помогли убедиться в правильности отгадывания предметов в первом и в третьем задании).

-  Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями.

- Ребята, а какой орган чувств самый важный для человека?

- Глаза.

- А какие животные могут похвастать особой зоркостью?

- Орлы, соколы, ночью – совы.

- Верно. И чтобы водители вечером видели вас так же хорошо как сокол днём или сова ночью, вам дарят представители ГИБДД светоотражатели – фликеры. Они улучшат зрение у водителей, что сделает безопасней ваш путь домой.

Словесный

Фронтальная

Карточки с изображением органов  чувств

Вручаются подарки.

 

 

Фликеры

VI. Домашнее задание

- Принесите на следующий урок предмет и подготовьте его описание. Какой у него вкус, цвет, размер, какой он на ощупь, какими свойствами обладает. Ваши товарищи будут угадывать, основываясь на вашем описании.

Словесный

Фронтальная