Открытый урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буквы Б, б и звуки, которые они обозначают"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить с новыми согласными звуками (б) и (б’), письменными и печатными буквами, которыми они обозначаются.
  2. Учить находить буквы Бб в печатном тексте, включить их в активное чтение, читать слоги и слова с изученными буквами.
  3. Развивать интерес к чтению и желание читать.
  4. Формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности.
  5. Воспитывать культуру поведения.

Оборудование:

  • изображения сказочных героев – смешариков: Крош, Лосяш, Нюша;
  • тексты телеграмм от смешариков: с просьбой о помощи и с благодарностью;
  • напечатанное крупными буквами «Спасибо!»;
  • таблица слогов с буквой Б;
  • таблица слогов с изученными буквами;
  • карточки со словами: СИРОП, МОЛОКО, БУЛАВКА, БОЛТИК, ТРАВЫ, БОРОДА;
  • изображения бананов и белки;
  • цветные магнитные карточки для звукового анализа слова (зелёные, синие);
  • индивидуальный раздаточный материал (карточки с заданиями) лежат на партах у всех учеников;
  • магнитофон, кассета с детскими песнями для динамической паузы и диск с успокаивающими мелодиями для релаксации;
  • табличка с правилами работы на уроке;
  • лента букв, на которой размещены только изученные буквы;
  • таблица с изображением печатных и письменных букв Бб.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

- Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но, в любом деле необходимо соблюдать определенные правила.

( На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)

Не выкрикиваем
Не перебиваем друг друга
Мы слышим друг друга
Учимся работать сообща

- Я желаю вам успехов!

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель открывает доску:

- Ой, а что это такое?

(На доске – изображения Кроша и Нюши с текстом телеграммы.)

Текст телеграммы:

Помогите! Спасите!
У Лосяша пропал голос!
Лосяш не знает, где его искать!
Сидит и ждёт, когда голос вернётся.
Помогите найти голос Лосяша!

Нюша и Крош.

(Учитель даёт прочитать телеграмму читающему ученику, под текстом телеграммы открывается изображение больного Лосяша.)

- Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарства есть у Совуньи в книге рецептов, но её нет дома, а Крош и Нюша не могут сами отыскать нужную запись в книге рецептов. Им требуется помощь. Поможем смешарикам?

- Любое дело нужно начинать с разминки.

III. Разминка.

  • Чтение алфавита по порядку, по рядам, по столбикам.
  • Прочитать буквы гласных звуков, буквы согласных звуков на ленте букв.
  • Назовите букву, которая обозначает всегда мягкий cоглаcный звук. Назовите звук, который обозначает эта буква.
  • Назовите букву гласного звука, перед которой всегда стоит мягкий согласный звук.
  • Хоровое чтение слогов с изученными буквами по таблице слогов.

- Ну что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведём разминку для тела.

IV. Динамическая пауза.

(Под весёлую детскую песенку дети выполняют ритмическую разминку.)

V. Работа над темой урока.

- Вот теперь можем приниматься за дело. Чтобы отыскать рецепт в книге рецептов Совуньи, нужно знать, на какой странице он записан – ведь книга очень толстая. А вот и подсказка.

(На доску вывешиваются картинки с изображениями бананов и белки.)

(Дети самостоятельно определяют количество звуков в слове и фиксируют свои выводы в индивидуальных карточках, затем – проверка на доске).

- Дайте характеристику первого звука в каждом слове.

(На доске и в карточках фиксируется цветом характеристика первых звуков.)

- В чём же заключается подсказка? Кто понял?

Дети: Твёрдый согласный звук (б) и мягкий согласный звук (б’) обозначаются одной буквой – буквой Б. Значит нам в книге рецептов нужно найти страницу, обозначенную этой буквой.

- А для этого вы должны знать, как выглядит эта буква.

(На доску вывешивается таблица с изображением букв Бб. )

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

(Дети анализируют, на что похожи буквы Бб, сравнивают печатные и письменные буквы, большие и маленькие, строчные и заглавные.)

- Напечатайте по 5 букв Б в ваших карточках, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили, как выглядит эта буква.

- А теперь прочитайте вслух слоги с новой буквой.

(На доску вывешивается таблица слогов с букой Б.)

- Прочитайте по строкам, по столбикам,.

- Читают девочки, читают мальчики.

- Назовите слова, в которых есть эти слоги.

- Молодцы. Теперь вы можете отыскать рецепт для Лосяша.

- Но сначала немного отдохните. Ведь чтобы отыскать рецепт, нужно быть внимательным и собранным.

VI. Релаксационная пауза.

(Звучит спокойная музыка.)

- Опустите ваши головы на сложенные руки, закройте глазки и попробуйте представить то, о чём я вам сейчас буду читать.

(Учитель читает под музыку стихотворения об осени. Последнее стихотворение более энергичное, чем предыдущие, чтобы вернуть детей в рабочий ритм.)

- А теперь хорошо потянулись и продолжим нашу работу. А то у бедного Лосяша горло совсем разболелось.

- Что это за абракадабра? (на доске открываются ряды букв)

СТЛПЗБОРОДАВАКХИБУЛАВКАУ

ОВАБИТМНСИРОПХБПРБОЛТИК

УЫИШУТРАВЫУМУНЛРМОЛОКОЗЗ

- Ребята, здесь необходимо отыскать слова рецепта. У вас на карточках тоже есть эти ряды букв. Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – и друг другу поможете, и Лосяша быстрее выручим. Какая же пара у нас самая дружная? Это задание – на время. Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.

(Переворачиваются песочные часы, дети отыскивают слова. Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем. Затем учитель закрепляет таблички с найденными словами на магнитной доске. )

БОРОДА   БУЛАВКА
СИРОП   БОЛТИК
ТРАВЫ   МОЛОКО

- Прочитайте вслух, что у нас получилось.

(Дети читают.)

- Отлично, будем лечить Лосяша бородой. Возьмём бороду, прикрутим болтиком. Или булавкой приколем? Что же здесь действительно нужно для лечения, а что – лишнее?

(Дети делят слова на две группы, нужные слова подчёркивают на своих карточках красным карандашом. Один ученик на доске расставляет слова в 2 столбика.)

- Прочитай те ещё раз вслух слова рецепта. А теперь закройте глаза и постарайтесь мысленно отправить их Лосяшу.

(В это время учитель заменяет изображение больного Лосяша на здорового и прикрепляет на доску табличку со словом СПАСИБО и текст новой телеграммы.)

- Посмотрите! Что это за точки?

(Дети объясняют, что знак многоточия показывает, что фраза не закончена, имеет продолжение.)

- Наверное, голос Лосяша ещё не полностью восстановился. Что же он хотел нам сообщить? Чтобы закончить фразы, вы должны найти нужные слова в последнем задании на ваших карточках. Прочитайте вполголоса столбики слов и подчеркните простым карандашом выбранные слова. Задание на победителя.

(Дети, первыми выполнившие задание, прикрепляют таблички со словами на магнитную доску.)

- А теперь прочитайте, что же хотел сообщить вам Лосяш.

(Читают хором.)

VII. Подведение итогов и рефлексия.

- Молодцы, помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершённое для другого, приносит пользу в первую очередь тебе самому. Так и у нас. Вы не только выручили смешариков, но и сами приобрели новые знания.

  • Назовите тему сегодняшнего урока.
  • Что узнали нового?
  • Чему научились?
  • Понравился ли вам урок? У вас на карточках есть изображения пушистиков.

Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас.

Литература.

  1. Нечаева. Н. В., Белорусец К. С. – «Азбука», 1 класс, 2007г.
  2. «Читарик-Смешарик». – М.: Изд – во Эксмо, 2006., с.64 - 68.