Цель:
- Познакомить с разными племенами "слов- братьев";
- Развивать стремление обучающихся побольше узнать о языке - о его историческом развитии, о секретах лексики и фразеологии.
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово.
- Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, которая населена племенами "слов-братьев". Их объединяет не кровное родство, а одинаковые интересы, вкусы, симпатии. "Слова-братья" стараются всегда быть вместе и не могут жить друг без друга. Каждый житель знает свое место и никогда не занимает место другого. Говоря языком науки - это тематические группы слов.
3. Сегодняшнее путешествие сразу начнем с игры. Я достану из сумки карточки со словами и раздам ребятам. А они должны будут вспомнить все слова-братья.
Итак, начинаем перечислять названия:
- Месяцы: январь, февраль,:.
- Дни недели: воскресенье,:
- Времена года: лето,:
- Время суток: утро,:
- Деревья: сосна,:
- Цветы: роза,:
- Овощи: огурец,:
- Населенные пункты: город,:
- Одежда: пальто,:
4. Игра "Эстафета".
Я назову слово и передам флажок одному из участников игры. Он должен быстро назвать слово из той же тематической группы и передать флажок другому. Для игры нужно встать в круг.
1. Белый:
2. Большой:
3. Городской:
4. Деревянный..
5.Понятный:
6. Мамин:
7. Говорить:
8. Трудиться..
5. Отгадайте загадки.
- Есть семь братьев:
Годами равные, именами разные. - Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
- Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
- Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.
- Я шариком пушистым белею в поле чистом. А дунул ветерок, остался стебелек.
В какие тематические группы можно объединить слова-отгадки?
Сейчас мы посмотрим одну сценку. Вы должны внимательно следить за артистами, потому, что один из них допустит ошибку в перечислении слов-братьев.
Мама. Что ты делал в живом уголке, Илюша?
Илюша. Да разное. Чистил птицам клетки, менял им воду, давал корм.
М. А кто там живет?
И. Щеглы, чижи, снегири, синицы. Канарейка есть, кактусы..
М. Значит ты и у кактусов чистил клетку.
Вот новая головоломка.
В этом берестяном кузовке находятся ягоды. Мы записали их названия. Да вот беда: первые буквы стерлись, остались от каждого слова только три последние буквы - ика.
и и и и и И К к к к к к а а а а а а
Итог.
- О каких "словах-братьях" говорили?
- Зачем нужно правильно употреблять эти слова?