Путешествие в страну слов

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Познакомить с разными племенами "слов- братьев";
  • Развивать стремление обучающихся побольше узнать о языке - о его историческом развитии, о секретах лексики и фразеологии.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово.

- Сегодня наш путь лежит в Страну Слов, которая населена племенами "слов-братьев". Их объединяет не кровное родство, а одинаковые интересы, вкусы, симпатии. "Слова-братья" стараются всегда быть вместе и не могут жить друг без друга. Каждый житель знает свое место и никогда не занимает место другого. Говоря языком науки - это тематические группы слов.

3. Сегодняшнее путешествие сразу начнем с игры. Я достану из сумки карточки со словами и раздам ребятам. А они должны будут вспомнить все слова-братья.

Итак, начинаем перечислять названия:

  1. Месяцы: январь, февраль,:.
  2. Дни недели: воскресенье,:
  3. Времена года: лето,:
  4. Время суток: утро,:
  5. Деревья: сосна,:
  6. Цветы: роза,:
  7. Овощи: огурец,:
  8. Населенные пункты: город,:
  9. Одежда: пальто,:

4. Игра "Эстафета".

Я назову слово и передам флажок одному из участников игры. Он должен быстро назвать слово из той же тематической группы и передать флажок другому. Для игры нужно встать в круг.

1. Белый:

2. Большой:

3. Городской:

4. Деревянный..

5.Понятный:

6. Мамин:

7. Говорить:

8. Трудиться..

5. Отгадайте загадки.

  1. Есть семь братьев:
    Годами равные, именами разные.
  2. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
  3. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.
  4. Эй, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.
  5. Я шариком пушистым белею в поле чистом. А дунул ветерок, остался стебелек.

В какие тематические группы можно объединить слова-отгадки?

Сейчас мы посмотрим одну сценку. Вы должны внимательно следить за артистами, потому, что один из них допустит ошибку в перечислении слов-братьев.

Мама. Что ты делал в живом уголке, Илюша?

Илюша. Да разное. Чистил птицам клетки, менял им воду, давал корм.

М. А кто там живет?

И. Щеглы, чижи, снегири, синицы. Канарейка есть, кактусы..

М. Значит ты и у кактусов чистил клетку.

Вот новая головоломка.

В этом берестяном кузовке находятся ягоды. Мы записали их названия. Да вот беда: первые буквы стерлись, остались от каждого слова только три последние буквы - ика.

           
           
           
и и и и и И
К к к к к к
а а а а а а

Итог.

- О каких "словах-братьях" говорили?

- Зачем нужно правильно употреблять эти слова?