Актуальность:
1. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между развитием пространственных представлений и общим психическим развитием ребёнка:
- игры с планами направлены на развитие восприятия предметов, формируют умение анализировать предмет по разным признакам;
- в них развивается внимание, т.к. предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться; вырабатываются устойчивость, переключение и распределение внимания;
- занятия с применением карт и схем хорошо развивают память, которая постепенно становится произвольной; ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо;
- при использовании этих игр происходит развитие мышления по трём основным формам:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- логическое;
- также развиваются творческие способности, воображение и гибкое нестандартное мышление.
2. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.
3. В базовой программе "Радуга" даются рекомендации по работе в данном разделе, но методическое обеспечение отсутствует. Это вызвало необходимость его создания.
Суть инициативы: Разработка системы работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы: "Работа с планом с элементами краеведения".
Основные идеи проекта:
- Работа с планом должна строиться в контексте жизненных интересов детей и иметь для дошкольников личностный смысл, т.е. должна быть познавательной, занимательной (игровой), ориентированной на формирование краеведческих представлений о родном городе.
- Работа с планом должна органично включаться в базовую программу детского сада, в занятия математикой и познавательной деятельностью.
Принципы:
- Принцип развивающего обучения, т.е. ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.
- Принцип активности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип учёта возрастных и психологических особенностей.
- Краеведческий принцип.
Общая цель: Достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у 50 и более процентов выпускников при отсутствии детей с низким уровнем.
Исходные теоретические положения:
1. Положение Л.А. Венгера о взаимосвязи между развитием умственных способностей и овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.
I. Исследования Л.А. Венгер показали, что "ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию - это способность к наглядному пространственному моделированию.
2. Особенности развития психических процессов.
I. Развитие мышления происходит по трём основным формам: от наглядно-образного к наглядно-схематическому:
1) Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами.
2) Наглядно-образное мышление - это такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах. Ребёнок научается пользоваться различными планами, схемами. Это - основная форма мышления дошкольника.
3) Логическое мышление - начинает складываться к концу дошкольного возраста. У детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
II. Развитие воображения можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой позиции.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину):
- На первом этапе развития воображения необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать.
- На втором этапе разворачивается процесс воображения и детского творчества на собственном опыте ребёнка.
- Спецификой третьего этапа является наличие определённой внутренней роли и позиции.
Система работы включает в себя 4 основные задачи:
- Познавательная: Познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
- Обучающая: Учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов кукольной комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
- Развивающая: Развивать действия замещения и наглядного моделирования.
- Воспитательная: Способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т.е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).
Ожидаемый результат:
- Дети называют условные обозначения предметов на плане. (80-90 %)
- Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве. (85 %)
- Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате. (95 %)
- Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада. (95 %)
- Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада. (75-85 %)
- Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты. (70-80 %)
- Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду. (70-80 %)
- Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т.д.). (70-80 %)
- Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане. (70-80 %)
- Дети определяют плановое изображение республики, страны, солнечной системы. (90-100 %)
Ресурсное обеспечение.
Информационное
- Проект Гос. стандарта образования 2001г.
- Д.о. №6 (12) 2006г. "Люби и знай свой край" Л.Земскова - Названова.
Технологическое
- "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" Л.А. Венгер.
- "Чего на свете не бывает?" О.М. Дьяченко.
Организационное
- Мастер-класс для воспитателей "Развитие умения ориентироваться по плану"
- Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления"
- Организация взаимодействия с краеведческим музеем.
- Организация пеших и автобусных экскурсий по городу и району .
Материально-техническое
- Планы и схемы: групповой комнаты, раздевалки и спальни, детского сада, участка для прогулок, территории д/с, план города, карта-схема республики, карта-схема страны, карта-схема Земли, карта-схема Солнечной системы.
- Модель Солнечной системы.
- Папка-ширма "Наши дети и наш город".
- Дидактические игры по ознакомлению с пространственными отношениями.
Этапы проекта:
I этап - Аналитический.
- Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Анализ и сравнение программ и выработка ориентиров своей деятельности.
II этап - Диагностический.
- Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Изучение уровня знаний и умений детей.
III этап - Подготовительный.
- Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Разработка перспективного плана. Обогащение развивающей среды. Установление сроков их реализации.
IV этап - Практический.
- Срок реализации - 4 года.
- Цель: Реализация системы работы.
V этап - Заключительный.
- Срок реализации - 1 месяц.
- Цель: Подведение итогов работы.
Условия реализации проекта:
- Наличие планов, карт и схем по развитию пространственных отношений.
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Систематическая, целенаправленная деятельность с детьми.
- Использование в деятельности детей сопутствующих дидактических игр, пособий по развитию пространственного мышления.
- Организация практической деятельности детей.
- Работа с родителями.
Перспектива развития проекта.
Возможность включения системы в рабочую программу и в образовательную программу ДОУ.
Технология диагностики результата.
Форма проведения диагностики: наблюдение за деятельностью детей с использованием дидактических, словесно-дидактических игр.
Задание считается выполненным, если:
- ребёнок справляется самостоятельно, без дополнительных пояснений взрослого;
- ребёнок выполняет задание после повторного объяснения инструкции;
- ребёнок самостоятельно исправляет допущенную ошибку после указания на неё взрослого.
Другие способы воздействия взрослого не допускаются.
В этих трёх случаях в соответствующей графе ставится "+".
Высчитываются проценты выполненных заданий:
- От 70% до 90% - норма;
- От 90% до 100% - выше нормы.
Критерии диагностики по возрастам:
Младшая группа.
- Находит фигуры-заменители кукольной мебели.
- Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
- Ориентируется по плану игрового уголка.
Средняя группа.
- Определяет расположение кукольной мебели по плану.
- Ориентируется в плане групповой комнаты.
- Ориентируется в плане раздевалки.
- Ориентируется в плане спальни.
- Составляет план участка для прогулок.
Старшая группа.
- Ориентируется в расположении помещений д/с по плану.
- Самостоятельно составляет план кукольной комнаты.
- Ориентируется в плане микрорайона д/с.
- Находит на плане города свой дом и известные места.
- Самостоятельно составляет план своей комнаты.
- Самостоятельно определяет план дороги от до д/с (от дома до друга, до бабушки и т.д.).
Подготовительная к школе группа.
- Находит на карте-схеме Удмуртии города.
- Определяет стороны света.
- Находит по карте-схеме России крупные города.
- Называет и находит на карте-схеме соседей Удмуртии.
- Находит на карте-схеме Мира материки, полюса, океаны, горы.
- Самостоятельно рисует схему Солнечной системы с последовательным расположением планет.
Литература.
- Л.А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Дошкольное воспитание - 1982- №3.
- Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное образование - №6(12) - 2006 г. Библиотечка "Первого сентября".
- Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- Москва: "Просвещение", 1989.
- Чего на свете не бывает?/ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой - Москва: "Просвещение", 1991
- Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребёнке волшебника.- Москва: "Просвещение": Учебная литература, 1996.
Описание работы на IV этапе - практическом
Первый год обучения. Младший дошкольный возраст. Основное направление - Знакомство с условными обозначениями предметов на плане. |
|
Мероприятие. | Ожидаемый результат. |
|
|
Второй год обучения. Средний дошкольный возраст. Основное направление - Обучение анализу планового изображения знакомого помещения. |
|
Мероприятие. | Ожидаемый результат. |
|
|
Третий год обучения. Старший дошкольный возраст. Основное направление - Обучение анализу взаимного расположения нескольких помещений, зданий, улиц города. |
|
Мероприятие. | Ожидаемый результат. |
|
|
Четвёртый год обучения. Подготовительная группа. Основное направление - формирование представлений о плановом изображении республики, страны, Солнечной системы. |
|
Мероприятие. | Ожидаемый результат. |
|
|
V этап - Заключительный. Срок реализации - 1 месяц. |
||
№ | Мероприятие. | Ожидаемый результат. |
1. 2. |
Итогово-проверочное занятие. Анализ результатов диагностики. |
Распределение детей по уровням знаний и умений. |