Система работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы "Работа с планом с элементами краеведения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность:

1. Учёными доказано, что существует взаимосвязь между развитием пространственных представлений и общим психическим развитием ребёнка:

- игры с планами направлены на развитие восприятия предметов, формируют умение анализировать предмет по разным признакам;

- в них развивается внимание, т.к. предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться; вырабатываются устойчивость, переключение и распределение внимания;

- занятия с применением карт и схем хорошо развивают память, которая постепенно становится произвольной; ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель - запомнить что-либо;

- при использовании этих игр происходит развитие мышления по трём основным формам:

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- логическое;

- также развиваются творческие способности, воображение и гибкое нестандартное мышление.

2. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

3. В базовой программе "Радуга" даются рекомендации по работе в данном разделе, но методическое обеспечение отсутствует. Это вызвало необходимость его создания.

Суть инициативы: Разработка системы работы по развитию ориентировки в пространстве в рамках темы: "Работа с планом с элементами краеведения".

Основные идеи проекта:

  • Работа с планом должна строиться в контексте жизненных интересов детей и иметь для дошкольников личностный смысл, т.е. должна быть познавательной, занимательной (игровой), ориентированной на формирование краеведческих представлений о родном городе.
  • Работа с планом должна органично включаться в базовую программу детского сада, в занятия математикой и познавательной деятельностью.

Принципы:

  • Принцип развивающего обучения, т.е. ориентация на зону ближайшего развития ребёнка.
  • Принцип активности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип учёта возрастных и психологических особенностей.
  • Краеведческий принцип.

Общая цель: Достичь высокого уровня развития ориентировки в пространстве при помощи плана у 50 и более процентов выпускников при отсутствии детей с низким уровнем.

Исходные теоретические положения:

1. Положение Л.А. Венгера о взаимосвязи между развитием умственных способностей и овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

I. Исследования Л.А. Венгер показали, что "ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Одной из основных способностей, складывающихся в дошкольном детстве, является способность к опосредованному решению познавательных задач. Способность к опосредствованию формируется в разных видах деятельности. Один из видов способности к опосредствованию - это способность к наглядному пространственному моделированию.

2. Особенности развития психических процессов.

I. Развитие мышления происходит по трём основным формам: от наглядно-образного к наглядно-схематическому:

1) Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами.

2) Наглядно-образное мышление - это такая организация образов, которая позволяет выделить самое существенное в предметах. Ребёнок научается пользоваться различными планами, схемами. Это - основная форма мышления дошкольника.

3) Логическое мышление - начинает складываться к концу дошкольного возраста. У детей формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

II. Развитие воображения можно представить как движение от предметной ситуации к возникновению у ребёнка особой позиции.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эльконину):

  • На первом этапе развития воображения необходимо создать такую предметную среду, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать.
  • На втором этапе разворачивается процесс воображения и детского творчества на собственном опыте ребёнка.
  • Спецификой третьего этапа является наличие определённой внутренней роли и позиции.

Система работы включает в себя 4 основные задачи:

  • Познавательная: Познакомить с условными обозначениями предметов на плане. Расширять кругозор детей, формировать представление планового изображения города, республики, страны, карты мира.
  • Обучающая: Учить анализу планового изображения знакомого помещения, взаимного расположения нескольких помещений, зданий; самостоятельному составлению планов кукольной комнаты, своей комнаты, участка для прогулок.
  • Развивающая: Развивать действия замещения и наглядного моделирования.
  • Воспитательная: Способствовать осознанию детьми своего места в огромном мире, выработке ощущения своей причастности ко всему происходящему (т.е. чтобы они осознавали себя не только детьми своих родителей, но и детьми своей страны, республики, родного города).

Ожидаемый результат:

  • Дети называют условные обозначения предметов на плане. (80-90 %)
  • Дети умеют пользоваться элементарным планом для анализа взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве. (85 %)
  • Дети могут ориентироваться по плану в групповой комнате. (95 %)
  • Дети могут ориентироваться по плану на участке детского сада. (95 %)
  • Дети определяют по плану взаимное расположение нескольких помещений внутри детского сада. (75-85 %)
  • Дети самостоятельно составляют план взаимного расположения предметов в ограниченном пространстве кукольной комнаты, участка для прогулок, своей комнаты. (70-80 %)
  • Дети называют ориентиры на близлежащих улицах к детскому саду. (70-80 %)
  • Самостоятельно составляют план дороги от дома до детского сада (до друга, до бабушки и т.д.). (70-80 %)
  • Дети узнают основные объекты города и могут найти их на плане. (70-80 %)
  • Дети определяют плановое изображение республики, страны, солнечной системы. (90-100 %)

Ресурсное обеспечение.

Информационное

  • Проект Гос. стандарта образования 2001г.
  • Д.о. №6 (12) 2006г. "Люби и знай свой край" Л.Земскова - Названова.

Технологическое

  • "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста" Л.А. Венгер.
  • "Чего на свете не бывает?" О.М. Дьяченко.

Организационное

  • Мастер-класс для воспитателей "Развитие умения ориентироваться по плану"
  • Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления"
  • Организация взаимодействия с краеведческим музеем.
  • Организация пеших и автобусных экскурсий по городу и району .

Материально-техническое

  • Планы и схемы: групповой комнаты, раздевалки и спальни, детского сада, участка для прогулок, территории д/с, план города, карта-схема республики, карта-схема страны, карта-схема Земли, карта-схема Солнечной системы.
  • Модель Солнечной системы.
  • Папка-ширма "Наши дети и наш город".
  • Дидактические игры по ознакомлению с пространственными отношениями.

Этапы проекта:

I этап - Аналитический.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Анализ и сравнение программ и выработка ориентиров своей деятельности.

II этап - Диагностический.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Изучение уровня знаний и умений детей.

III этап - Подготовительный.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Разработка перспективного плана. Обогащение развивающей среды. Установление сроков их реализации.

IV этап - Практический.

  • Срок реализации - 4 года.
  • Цель: Реализация системы работы.

V этап - Заключительный.

  • Срок реализации - 1 месяц.
  • Цель: Подведение итогов работы.

Условия реализации проекта:

  1. Наличие планов, карт и схем по развитию пространственных отношений.
  2. Учёт возрастных особенностей детей.
  3. Систематическая, целенаправленная деятельность с детьми.
  4. Использование в деятельности детей сопутствующих дидактических игр, пособий по развитию пространственного мышления.
  5. Организация практической деятельности детей.
  6. Работа с родителями.

Перспектива развития проекта.

Возможность включения системы в рабочую программу и в образовательную программу ДОУ.

Технология диагностики результата.

Форма проведения диагностики: наблюдение за деятельностью детей с использованием дидактических, словесно-дидактических игр.

Задание считается выполненным, если:

- ребёнок справляется самостоятельно, без дополнительных пояснений взрослого;

- ребёнок выполняет задание после повторного объяснения инструкции;

- ребёнок самостоятельно исправляет допущенную ошибку после указания на неё взрослого.

Другие способы воздействия взрослого не допускаются.

В этих трёх случаях в соответствующей графе ставится "+".

Высчитываются проценты выполненных заданий:

  • От 70% до 90% - норма;
  • От 90% до 100% - выше нормы.

Критерии диагностики по возрастам:

Младшая группа.

  1. Находит фигуры-заменители кукольной мебели.
  2. Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
  3. Ориентируется по плану игрового уголка.

Средняя группа.

  1. Определяет расположение кукольной мебели по плану.
  2. Ориентируется в плане групповой комнаты.
  3. Ориентируется в плане раздевалки.
  4. Ориентируется в плане спальни.
  5. Составляет план участка для прогулок.

Старшая группа.

  1. Ориентируется в расположении помещений д/с по плану.
  2. Самостоятельно составляет план кукольной комнаты.
  3. Ориентируется в плане микрорайона д/с.
  4. Находит на плане города свой дом и известные места.
  5. Самостоятельно составляет план своей комнаты.
  6. Самостоятельно определяет план дороги от до д/с (от дома до друга, до бабушки и т.д.).

Подготовительная к школе группа.

  1. Находит на карте-схеме Удмуртии города.
  2. Определяет стороны света.
  3. Находит по карте-схеме России крупные города.
  4. Называет и находит на карте-схеме соседей Удмуртии.
  5. Находит на карте-схеме Мира материки, полюса, океаны, горы.
  6. Самостоятельно рисует схему Солнечной системы с последовательным расположением планет.

Приложение.

Литература.

  1. Л.А. Венгер. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию.// Дошкольное воспитание - 1982- №3.
  2. Л. Земскова-Названова. Люби и знай родной свой край.// Дошкольное образование - №6(12) - 2006 г. Библиотечка "Первого сентября".
  3. Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.- Москва: "Просвещение", 1989.
  4. Чего на свете не бывает?/ Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой - Москва: "Просвещение", 1991
  5. Е.Е. Кравцова. Разбуди в ребёнке волшебника.- Москва: "Просвещение": Учебная литература, 1996.

Описание работы на IV этапе - практическом

Первый год обучения.

Младший дошкольный возраст.

Основное направление - Знакомство с условными обозначениями предметов на плане.

Мероприятие. Ожидаемый результат.
  1. Знакомство детей с уменьшенным видом кукольной мебели и кукольной комнаты.
  2. Обучение умению расставлять мебель по словесному описанию-ориентиру.
  3. Знакомство с фигурами-заместителями кукольной мебели.
  4. Знакомство с условными обозначениями предметов на плане.
  5. Обучение детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.
  6. Знакомство детей с планом реальной игровой зоны.
  7. Упражнение в умении ориентироваться по плану части игрового уголка.
  1. Ребёнок самостоятельно находит фигуры-заместители кукольной мебели.
  2. Узнаёт условные обозначения предметов на плане.
  3. Ориентируется по плану игрового уголка.
Второй год обучения.

Средний дошкольный возраст.

Основное направление - Обучение анализу планового изображения знакомого помещения.

Мероприятие. Ожидаемый результат.
  1. Обучение детей соотношению плана кукольной комнаты с реальной комнатой.
  2. Развитие умения свободно пользоваться планом кукольного уголка в группе.
  3. Знакомство с планом групповой комнаты.
  4. Обучение ориентированию по плану помещения групповой комнаты.
  5. Знакомство с планом раздевалки и спальни.
  6. Ознакомление с планом участка для прогулок.
  1. Ребёнок самостоятельно определяет расположение кукольной мебели по плану.
  2. Ориентируется по плану групповой комнаты, раздевалки, спальни.
  3. Самостоятельно делает зарисовку заданного маршрута на плане участка для прогулок.
Третий год обучения.

Старший дошкольный возраст.

Основное направление - Обучение анализу взаимного расположения нескольких помещений, зданий, улиц города.

Мероприятие. Ожидаемый результат.
  1. Знакомство с планом взаимного расположения помещений детского сада.
  2. Обучение ориентированию по плану близлежащих к детскому саду зданий, улиц.
  3. Ознакомление с планом нашего города, с его историческими достопримечательностями.
  4. Обучение умению определять по плану города своё место жительства; закрепление знания домашнего адреса.
  5. Упражнение в нахождении на плане города известных памятников, музея и других мест.
  1. Ребёнок самостоятельно ориентируется в расположении помещений детского сада.
  2. Читает план микрорайона детского сада.
  3. Может найти на плане города свой дом и известные места.
  4. Самостоятельно составляет план своей комнаты.
  5. Может самостоятельно составить план дороги от дома до детского сада (план дороги от дома к другу, к бабушке и т.д.).
Четвёртый год обучения.

Подготовительная группа.

Основное направление - формирование представлений о плановом изображении республики, страны, Солнечной системы.

Мероприятие. Ожидаемый результат.
  1. Знакомство детей с картой нашей республики, с условными обозначениями различных объектов.
  2. Составление карты-схемы Удмуртии, обозначение на ней городов, рек.
  3. Формирование представления о сторонах света. Упражнение в определении их на плане.
  4. Ознакомление детей с картой России, с взаимным расположением республик и областей.
  5. Составление карты-схемы России. Упражнение детей в умении находить главные города, реки, соседей Удмуртии, сторон света.
  6. Знакомство с картой Мира. Расширение представлений о материках, полюсах, морях, океанах и т.д.
  7. Составление плана-схемы карты Мира. Упражнение детей в ориентировке на плане, определение положения материков, полюсов, гор, морей, океанов и т.д.
  8. Знакомство со схемой Солнечной системы. Составление модели планет.
  1. Ребёнок самостоятельно ориентируется по карте-схеме Удмуртии.
  2. Находит на карте-схеме России республики, главные города, реки, стороны света.
  3. Умеет читать карту-схему Мира.
  4. Самостоятельно составляет схему взаимного расположения планет Солнечной системы.

 

V этап - Заключительный.

Срок реализации - 1 месяц.

Мероприятие. Ожидаемый результат.
1.

2.

Итогово-проверочное занятие.

Анализ результатов диагностики.

Распределение детей по уровням знаний и умений.