Цель урока: отработка навыков решения задач.
Задачи урока:
Образовательная: Закрепить навыки
решения задач: расчетных, качественных и
экспериментальных;
Тип урока: урок-игра (нетрадиционная форма урока по теме обобщения Смешанные цепи)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (MS Power Point), карточки, маркеры, жетоны, листы формата А4.
Структура урока:
- Правила игры
- Соревнование
- Итоги
Содержание урока
Учитель:
Добрый день! Я рада приветствовать вас на финальном туре международной информационно - технологической игре "Мир цепей". <Слайд 2>
Правила игры:
Все команды начинают с равных стартовых позиций, в каждом конкурсе команда может заработать максимальное число баллов, в зависимости от правильности выполнения заданий. Кто больше наберет баллов тот и побеждает в данном турнире.
После объяснения правил игры ученик читает стихотворение, а на экране идет слайды про электрическую цепь и электрический ток. <Слайд 3>
Ученик:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды - там и тут,
В любом атоме "живут".
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов "величество"
Зовется :(электричество)
Учитель: Итак, мы начинаем!
1. Первое испытание, которое вас ждет, - это визитка команд.
(Капитаны команд говорят название команд и обосновывают, почему они так назвали команду)
За приветствие команд жюри выставляет баллы (1-3 баллов)
2. Разминка
На экране вы видите таблицу, <Слайд 4> в которую занесены физические величины. Ваша задача, работая в паре за 1 минуту составить формулы из этих величин, а затем обсудив ответ в группе (1 минута) вы записываете формулы и вывешиваете на доску. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
I | R | 1/R1 | 1/R2 |
U | I | U | 1/R |
R | R1 | I | R |
1/R3 | R2 | R | U |
Учитель: Время, капитаны команд прикрепите на доску ваши ответы.
Спасибо.
Ответы:
3. Следующий конкурс называется "Ошибочка"
Каждая команда получает набор карточек с определениями, в которых есть ошибка. Ваша задача найти ошибку и дать правильный ответ: (на выполнение задания 3 минуты)
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Задания для команд:
1. Электрическим током называется упорядоченное движение нейтральных частиц.
2. Сила тока равна отношению электрона, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
3. Напряжение на концах участка прямо пропорционально силе тока и обратно пропорционально сопротивлению проводника.
4. Удельное сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, его сопротивлению и обратно пропорционально площади поперечного сечения.
5. Электрическая цепь - это потребитель энергии и источник тока.
(Во время выполнения командами задания счетная комиссия вывешивает на плакат количество заработанных жетонов).
Учитель: Время вышло, сдаем работы на проверку жюри.
4. Следующий Конкурс "Задачка"
Команды получают карточки с задачами, которые необходимо решить: Номер задачи соответствует ее сложности.
Задания для команд: (Учащиеся самостоятельно выбирают задачу по уровню сложности, таким образом, происходит дифференциация заданий)
1 балл: Общее сопротивление пяти одинаковых потребителей электроэнергии, соединенных последовательно, равно 150 Ом. Каково сопротивление каждого потребителя?
1 балл: Сила тока в спирали электрической лампы 700000 А, сопротивление лампы 310 Ом. Под каким напряжением работает лампа? Решите эту задачу используя формулу: U = IR.
2 балла: Каким сопротивлением обладает резистор, если при напряжении 10 В сила тока в нем равна 10 мА.
2 балла: Какую длину должна иметь константановая проволока сечением 0,005 см2, чтобы обладать сопротивлением 0,5 ОМ. Удельное сопротивление константановой проволоки равно 0,50 Ом мм2/м.
3 балла: Три сопротивления 40 Ом, 80 Ом и 20 Ом соединены один раз последовательно, а другой раз - параллельно. В каком случае сопротивление больше и во сколько раз?
3 балла: При монтаже схемы радиоприемника монтажник должен был иметь резистор сопротивлением 1200 Ом. В его распоряжении есть резисторы сопротивлением 100, 200, 300, 400, 500 и 600 Ом. Какие резисторы выбрать и как их соединить, чтобы получить необходимый для монтажа?
4 балла: Два проводника сопротивлением R1=2 Ом, R2=2 Ом соединены последовательно. Сила тока в цепи 1А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное напряжение всего участка цепи.
4 балла: спираль электрической плитки изготовлена из нихромовой проволоки длиной 13,75м и площадью поперечного сечения 0,1мм2 . Плитка рассчитана на напряжение 220В. Определите силу тока в спирали плитки.
5 баллов: Два последовательно соединенных проводника включены в сеть напряжением 36 В. Сопротивление первого проводника 10 Ом. Напряжение на втором проводнике 16 В. Определите силу тока в цепи, сопротивление второго проводника, общее сопротивление проводников и напряжение на первом проводнике. (Все задачи взяты из [3], [4])
Учитель: Командиры команд сдайте, пожалуйста, работы на проверку.
А мы с вами немножко отдохнем и проведем физкультминутку.
5. "Переменка"
1 и 3 команде дается электрическая схема и различные элементы вы должны выбрать необходимые вам приборы и построить живую электрическую цепь, а 2- 4 команды должны охарактеризовать данные цепи, если есть ошибки, то их найти. И объяснить, почему неправильно собрана данная цепь.
Задание для 1 команды
Задание для 3 команды
(После того, как команды соберут живые электрические цепи, включается <Слайд 5> и команда 2 комментирует данную цепь аналогично для третьей и четвертой команды <Слайд 6>)
6. Конкурс "Электрические схемы"
Вы видите на экране изображение экспериментальной установки <Слайд 7>. Вам необходимо начертить электрическую схему данной установки.
Правильный ответ:
7. Разминка для ума "Третий лишний"
Каждая команда по очереди должна выбрать на слайде <Слайд 8> из предложенных трех физических терминов один, отличающийся по своему значению от двух других.
Амперметр Динамометр Вольтметр Кулон Вольт Ом Сила тока Вольтметр Микроамперметр Резистор Сопротивление Конденсатор.
Ответы: Динамометр, кулон, вольтметр, конденсатор.
Учитель: Жюри подсчитывает баллы, капитаны команд оценивают работу членов групп, выделяют наиболее активных и тех, кто мало принимал участие в работе.
Подводятся итоги конкурсов, определяются победители.
Рефлексия: После выявления победителей всем учащимся предлагается выразить свое настроение на данном уроке, выбрать соответствующий жетон и приклеить на свой лист достижений.
- урок понравился
- урок не понравился
После того, как все прикрепят жетоны, учитель подводит итоги урока.
Литература.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс. Изд-во: ВАКО, М., 2004
- Ланина И.Я. "Не уроком единым. Развитие интереса к физике". Изд-во: Просвещение, М., 1991
- Лукашик В.И., Иванова Е.В."Сборник задач по физике 7-9 ". Изд-во: Просвещение, М., 2003
- Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике 7-8", С-Пб, 1995
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Изд-во: Просвещение, М., 1990
- Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2000.- 160 с.