Урок биологии "Состав крови"

Разделы: Биология


Цель: Познакомить учащихся с форменными элементами крови, показать взаимосвязь строения с выполняемой функцией.

Задачи:

  1. Образовательные: Расширить кругозор учащихся о составе крови; сформировать и закрепить знания о форменных элементах крови: их строении и выполняемой функции в организме.
  2. Развивающие: Способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования выводов, отрабатывать навыки работы в парах.
  3. Воспитательные: Показать важность научных знаний для жизни человека, применение этих знаний в медицине; Содействовать эстетическому развитию учащихся через использование наглядных материалов урока; Формировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Учебник БИОЛОГИЯ автор Колесов Д.В., микроскопы, препараты крови лягушки и человека, телевизор, фрагмент видеофильма «эритроциты».

Тип урока: получение новых знаний

Ход урока

I. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

II. Активизация мыслительной деятельности учащихся

- Ребята, обратите внимание, у нас тема урока обозначена?

- Давайте, определим тему урока.

Вам Антон будет задавать вопросы, а вы формулируете ответы:

  1. Совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок? (СКЕЛЕТ)
  2. Отдел позвоночника, образованный пятью сросшимися позвонками? (КРЕСТЕЦ)
  3. Соединения, где кости обособлены друг от друга и сохраняют высокую подвижность? (СУСТАВ)
  4. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе? (ОСАНКА)
  5. Структурная единица скелета? (КОСТЬ)

- У нас получилось слово «КРОВЬ»

- Итак, основное слово в теме урока это - кровь, а тема урока звучит «Состав крови»

- Найдите, пожалуйста, на парте таблицу № 1 «ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ»

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

Для начала я предлагаю каждому подумать и записать в первую часть таблицы, что вам уже известно про кровь, обсудите свои знания в парах, скажите вслух. (сведения заношу на доску)

КРОВЬ

ПЛАЗМА ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ЛЕЙКОЦИТЫ ЭРИТРОЦИТЫ ТРОМБОЦИТЫ

Теперь сопоставьте 2 факта:

1) человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.

2) переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти.

Подумайте над этими фактами и объясните:

А) почему человек без крови погибает;

Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека.

Для того чтобы решить эту проблему, что нам нужно узнать?

Во второй части таблицы записываете то, что бы вы хотели узнать про кровь, для ответа на проблему? Обсудите в парах.

Что вы хотите узнать про кровь? (состав и функции)

В ходе урока вы должны узнать состав и основные функции крови, а также в конце урока решить проблему.

- В тетради записываем число и тему урока.

Смотрим на вопросы, первое, с чем мы познакомимся - это состав крови.

III. Изучение нового материала

1. РАБОТА ПО СХЕМЕ НА ДОСКЕ.

- Как известно, кровь это один из видов соединительной ткани.

Если предохранить кровь от свёртывания и дать ей отстояться, то произойдёт её расслоение на составные части. Сверху окажется прозрачная, слегка желтоватая жидкость – плазма крови. Она имеет относительно постоянный солевой состав. Около 0,9 %; плазмы приходится на различные соли. Около 7% составляют белки. В плазме крови есть углекислый газ, глюкоза, а также другие питательные вещества и продукты распада.

Следующие компоненты крови это форменные элементы, они уже обозначены на доске.

Теперь нам необходимо составить таблицу, в которую вы будете заносить все основные сведения про форменные элементы.

- Начертите, пожалуйста, таблицу из 3 столбиков. Подпишите названия столбиков. 1) клетки крови; 2) строение; 3) функции.

Сейчас вы, получая информацию, распределяете её в таблице в соответствующие колонки.

Первые форменные элементы крови, с которыми мы познакомимся – лейкоциты.

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

Откройте учебник на странице 86, прочитайте 1 абзац, отметьте строение и функции лейкоцитов.

- Какая особенность имеется в строении лейкоцитов?

- Для чего лейкоциты нужны в организме человека?

3. СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Сейчас Ксения расскажет нам про лейкоциты, вы внимательно слушаете и определяете, что нового прозвучит про эти форменные элементы крови.

Число лейкоцитов варьирует в пределах 4-8 тысяч в 1 мм3 , что связано с наличием инфекции в организме, со временем суток, едой. Некоторые лейкоциты способны к амёбоидному движению. Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают. Это явление было открыто Ильёй Ильичом Мечниковым и названо ФАГОЦИТОЗОМ, а сами лейкоциты ФАГОЦИТАМИ, что означает «клетки- пожиратели». Способностью к фагоцитозу обладают не только лейкоциты крови, но и находящиеся в тканях более крупные клетки – макрофаги. При проникновении микроорганизмов через кожу или слизистые во внутреннюю среду организма макрофаги перемещаются к ним и участвуют в их уничтожении, тем самым помогают лейкоцитам крови.

- Что нового прозвучало в рассказе Ксении?

- Давайте запишем новое понятие в тетрадь. Фагоцитоз – уничтожение чужеродных тел.

- Приведите пример из жизни, показывающий работу лейкоцитов.

4. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: при исследовании больного обнаружили, что лейкоцитов в 1 мм крови содержится 20 тысяч, в то время как норма 6-8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению?

- Молодцы.

- Давайте проверим, какие данные вы занесли в таблицу.

Следующие форменные элементы крови – эритроциты.

5. ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА

Сейчас вы внимательно просмотрите фрагмент видеофильма и отметите:

I вариант – какими функциями обладают эритроциты

II вариант – какое строение имеют эритроциты

- Какие функции выполняют эритроциты в организме человека?

- Кто из вас запомнил, от чего зависит красный цвет эритроцита?

УЧИТЕЛЬ: перенос кислорода – важная задача, что даже в процессе развития эритроциты лишились клеточного ядра, поэтому захват кислорода происходит больше, чем у низших животных, например, лягушки. Так на высоких ступенях развития животного мира отдельные клетки приносят себя в жертву всему живому.

6. РАБОТА С МИКРОСКОПОМ

- Как вы думаете, эритроциты крови человека и эритроциты крови лягушки одинаковы или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим препараты крови и сравним их, обсудив в парах.

- Что вы отметили при просмотре препаратов?

- Ребята, если в клетке отсутствует ядро, то какого из свойств живого она лишена?

- Кто из вас помнит, где образуются эти клетки крови?

7. РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: При переселении горцев на равнины и обратно, количество эритроцитов в их крови меняется в сторону повышения или понижения. В каком случае как?

- Обратите внимание на схему, нам осталось узнать про третий форменный элемент крови – тромбоциты.

8. РЕШЕНИЕ ГОЛОВОЛОМКИ

- Я вам предлагаю решить головоломку, в парах, из которой вы узнаете строение и функции тромбоцитов. На листе желтого цвета вы найдёте задание, где нужно из всего набора букв вычеркнуть все английские буквы.

ОПРЕДЕЛИТЬ 1.СТРОЕНИЕ И 2.ФУНКЦИИ ТРОМБОЦИТОВ
(ЗАЧЕРКНУТЬ АНГЛИЙСКИЕ БУКВЫ)

1. кhjрwоdвяrнwыvе пzsлаfrсjтbиhsны, неwqпfраrwвиggльqqнfsой фоgrрмы

2. свlёртkываbние кроhdви, защиbgщают от поfrтеgри крwовzи

- Какое строение имеет тромбоцит?

- Кто определил функцию тромбоцита?

- Приведите пример из жизни, когда мы можем наблюдать работу тромбоцитов.

УЧЕНИК: А как работают тромбоциты?

УЧИТЕЛЬ: Если произошла травма и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свёртыванию крови. Свёртывание крови происходит, так как в ней находится жидкий белок фибриноген, который превращается в нити, образуется сетка, где задерживаются клетки крови, этот сгусток и останавливает кровотечение.

- Схема заполнена, с основными элементами крови мы познакомились, а теперь посмотрите внимательно на данные таблицы в тетради, найдите признаки различий и сделайте вывод.

- Возвращаемся в начало урока, где вам был задан вопрос:

А) почему человек без крови погибает?

Б) какое значение имеет кровь в организме человека?

ОТВ: Без крови человек погибнет, так как она выполняет важные функции в организме: транспорт кислорода и углекислого газа, защита от вредных организмов, предохраняет от потери крови.

- Заполняем последнюю часть таблицы, что вы узнали сегодня на уроке, отметьте, на все ли вопросы были даны ответы, обсудите в паре, если нет, озвучьте их.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Оказалось, что не на все вопросы были получены ответы, поэтому я вам предлагаю на дом такое задание: в дополнительных источниках информации найти ответ на интересующий вопрос.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Учащиеся выполняют задание на соответствие по строению и функциям элементов крови.

ЗАДАНИЕ

Соотнесите компоненты крови с соответст-вующими понятиями при помощи цифр и зашифруйте:

ПЛАЗМА

 

 

1. ТРАНСПОРТ

 

 

2. ГЕМОГЛОБИН

ЛЕЙКОЦИТЫ

 

 

3. ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

 

4. ЗАЩИТА

ТРОМБОЦИТЫ

 

 

5. ФИБРИНОГЕН

ЭРИТРОЦИТЫ

 

 

6. ФАГОЦИТОЗ

VI. ИТОГОВЫЙ ОРГ. МОМЕНТ