Тип урока - урок изучения новой темы.
Цели урока:
- Способствовать формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства. Раскрыть содержание понятий: "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
- Развивать творческое критическое мышление через работу с текстом, через умение соотнести свой жизненный опыт и приобретенные знания на уроке.
- Воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование урока: учебники, опорные конспекты, мультимедиа проектор, творческие задания для групп.
Наглядность: презентация, иллюстрации по теме урока.
Используемая технология: развитие критического мышления. Основа технологии: трехфазовая структура урока.
Методика развития критического мышления:
- умение собрать информацию из различных источников;
- рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
- выяснение причин проблемы и её последствие;
- анализ качества информации;
- умения найти альтернативные пути решения проблемы;
- умение изменить своё мнение в зависимости от очевидного;
- умение создать новое знание на основе предыдущего опыта и новой информации.
План изучения нового материала:
- Архитектура романского и готического стилей.
- Особенности скульптуры романского и готического стилей.
- Живопись.
- Причины зарождения новой "гуманистической культуры".
- Раннее Возрождение: рождение Венеры.
Ход урока
Первая стадия "Вызов".
1. Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Вступительное слово учителя (цель- формулировка темы урока).
Ребята, сегодня в кабинете я нашла странное послание за подписью музы истории Клио. (слайд 1, см. Приложение 1).
Дорогие шестиклассники!
Я, муза истории Клио, повелеваю: совершить путешествие во времени и преодолеть все препятствия на вашем пути.
Желаю успехов!!!
Клио
4. Постановка проблемы перед классом:
Что наполняет смыслом жизнь человека, что её украшает? (сл. 2)
Варианты: счастье, радость, природа,... (ваши варианты).
Наполните корзину идей своими предложениями. (Дети вписывают свои предположения в корзину идей, нарисованную на доске)
5. Формулировка темы урока совместно с учениками: анализ идей, записанных учениками в корзину идей и обобщение: Всё это созвучно понятию "красота".
":что есть красота
и почему ее обожествляют люди". , писал Заболоцкий, и эта строка из стихотворения и есть тема нашего урока. (сл. 3). Работа на уроке сопровождается заполнением опорных листов для ученика (Приложение 2).
6. Задание на дом:
П. 41, читать, пересказывать
Ответить на вопросы №2 (п.) , 4(у.)
Творческое задание - сообщение о Сандро Боттичелли (сл. 4)
7. Физминутка. Для путешествия нам потребуется много сил и энергии. В этом нам помогут помощники музы истории Клио. Повторяйте за ними (физорги класса или подготовленные ученики, возможно учитель под бодрую мелодию выполняют ритмические движения).
Вторая стадия "Осмысления".
8. Теперь, ребята в путь. Виртуальное путешествие с применением машины времени и комментарием учителя (первобытный мир, древний мир и средневековая Европа) (сл. 5, 6, 7)
9. Итак, мы прибыли в пункт назначения, здесь нас ожидают задания от музы истории Клио: для групп - "Архитекторы-1", "Архитекторы-2", "Скульпторы-1", "Скульпторы-2", "Живописцы", "ЗНАТОКИ". Получите их, ознакомьтесь и приступите к выполнению (Приложение 3). (Работа в группах сопровождается звуками органа)
10. Отчет о работе в группах. (сл. 8 - 19) , отчет сопровождается промежуточной проверкой знаний, дополнением материала учителем, с сопутствующими записями в опорных конспектах учеников.
11. Задания музы истории Клио выполнены и мы возвращаемся домой. Нас сопровождает чудное видение - образ "пенорожденной" Венеры, сотворенный кистью средневекового мастера-художника Сандро Боттичелли. (Можно дать краткое содержание мифа о рождении Венеры).
Нас приветствует шум прибоя, пение птиц. Наслаждайтесь отдыхом и вспомните все, о чем мы говорили с вами на уроке. (Возвращение из виртуального путешествия.) (сл. 20)
Третья стадия "Рефлексия". (сл. 21)
Закончить предложение: (фронтальная работа)
1. В XI-XII веках зародился :::.. стиль
2. В XIII-XIV веках зародился :::.. стиль
3. Фантастическое существо в скульптуре - это:::::
4. Образ Девы Марии в скульптуре ::::::::.
5. Автор картины "Рождение Венеры" - это::::::::.
12. Итоговое тестирование. (сл. 22)
1. Что лишнее
а) романский
б) готический
в) курьезный
2. Картины или узоры из кусков прозрачного цветного стекла:
а) смальта
б) витраж
3. Фантастическое существо в скульптуре:
а) химера
б) миниатюра
4. Название этого стиля произошло от латинского слова - Рим:
а) романский
б) готический
в) курьезный
5. Автор картины "Рождение Венеры" :
а) Данте
б) Боттичелли
13. Самопрверка (сл. 22)
14. Взаимооценка (сл. 22)
15. Возвращение к теме урока.
Вызов учеников на мысль:
":что есть красота и почему ее обожествляют люди".
Ученики составляют устно эссе по теме.
16. Совместное составление синквейна.
КРАСОТА
- Божественная, земная
- Украшает, озаряет, воодушевляет
- Помни: Красота спасет мир (Достоевский)
- Жизнь (сл. 32)
17. Завершение урока. Постановка риторического вопроса под звуки песни "Как прекрасен этот мир":
":что есть красота?
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде".
Заболоцкий
Каждый из нас ответит нас еще раз для себя, вспомнив сегодняшний урок. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.