Цели:
- Дать представление о съедобных и несъедобных грибах.
- Создать условия для формирования умения правильно собирать грибы.
- Способствовать воспитанию бережного и чуткого отношения к природе.
Ход урока
Орг. момент.
У: - Слышите?! Звенит звонок
Начинается урок.
I. Постановка целей и задач.
У:- Сегодня мы продолжаем путешествовать в лес по загадки.
Кто- то стучит в дверь. Учитель открывает дверь.
У: - Никого. Но под дверью оставили корзину. А в корзине – загадки. Давайте их отгадаем и узнаем, зачем мы будем наблюдать в нашем путешествии.
- Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.[4]
Д: - Это гриб. - Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек, шляпа есть – нет головы.[4]
Д: - И эта загадка про гриб. - У кого одна нога, да и та без сапога?
Д: - У грибочка.
У: - Да, все эти загадки были о грибах. Тема нашего урока – грибы.
Что вы знаете о грибах?
Дети рассказывают, что они знают.
У: - А что бы вы хотели узнать ещё? Что обязательно надо знать нам о грибах, если мы хотим пойти в лес и набрать грибов.
Д:- Являются ли грибы растениями.
- Какие грибы съедобные, а какие есть нельзя.
- Где, в каком лесу, растут те или иные грибы.
- Как правильно собирать грибы.
II. Работа над новым материалом.
1. У: -Грибы- это особое царство живых организмов. Около 100 тыс. грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу и даже в музее. Это не животные, но и не растения. Данное открытие учёные сделали недавно, а раньше их относили к растениям.[1]
Многие из вас ходили в лес за грибами. А хорошие ли вы грибники? Давайте проверим.
Отгадай загадку и скажи, дружок,
Можно есть или нет, этот грибок.
Если гриб съедобный позовём его в свою корзинку:
- Гриб на солнце греет бок. В кузовок иди, дружок![4]
На нём бурый колпачок, колпачок набочок.
Кто в лесу бывает – тот его и знает. (Боровик, белый гриб).[4] - Я родился в день дождливый под осиной молодой.
Круглый, гладкий и красивый, с ножкой тонкой и прямой. (Подосиновик).[4] - Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу… (Опята).[4] - Не спорю, не белый, - я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик).[3] - Белая ножка, красная шляпка в белый горошек.
Не тронь! Ядовит! (Мухомор). - Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички золотистые (Лисички).[3]
Начинающему грибнику очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных, хорошо знать ядовитые грибы.
У самого ценного гриба- белого - есть опасные двойники. Желчный и сатанинский - называются эти ядовитые грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая, а розовая или даже красная.
Есть двойники и у опят – ложные опята. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато – жёлтая, на ножке плёнка, похожая на кольцо. У ложных – жёлто – зелёная или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.[2]
Чтобы не спутать эти грибы пользуйся главным правилом грибника: собирать только те грибы, которые хорошо вам известны. Если сомневаешься - не бери!
2. У: - Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Кто уже догадался о каких грибах и деревьях идёт речь?
Д: - Подберёзовик «дружит» с берёзой.
- Подосиновик - с осиной.
У:- Правильно, за это они и получили свои названия. А белый гриб ищите в ельниках, сосновых борах, в дубовых лесах.
Физкультминутка « Марш грибов»
Раз- два, раз – два! Ребятушки вперёд!
Все с дороги, прочь с дороги – наш грибной отряд идёт!
Вот и мы встречаем солнце – разноцветных шляпок ряд.
Дружно вылезли и утром все мы вышли на парад.[3]
У:- Ребята к нам в гости пришли грибы. Они хотят рассказать о себе.
- В лиственных лесах меня и не ищи. Живу я в еловых, а чаще – в сосновых лесах. Да не в одиночку, а целым семейством. В хорошую погоду моя шляпка шелковистая, блестящая и сухая. А вот в дождливую погоду она становится скользкой, маслянистой. За это меня и назвали…[5]
Д:- Маслёнок.
- Говорят, что я даже на гриб не похож. Всё у меня не так. Во- первых, появляюсь я раньше других. Во- вторых, шляпка и ножка у меня так срослись, что не поймёшь. А прозвали меня сморчком потому, что я весь сморщенный, будто вот- вот чихну.
- Меня и грибом – то никто не считает. Я просто белый шарик, обычно появляюсь после дождя. Поэтому называют меня дождевиком. Созревая, я лопаюсь, и из меня вылетает коричневая пыль.[5]
- Я самый ядовитый гриб, берегитесь меня! Во мне содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек сильнее укуса змеи. Редко кто выздоравливает, отведав меня. Моё имя – бледная поганка.[2]
3. В разнообразном мире грибов есть и редкие виды.
Только в нашей стране 20 редко встречающихся грибов занесены в Красную книгу. Очень вкусный гриб трюфель теперь почти не встречается. А ведь его собирали целыми корзинками!
Ребята, почему исчезают грибы? Что надо делать, чтобы сохранить их?
(Работа в группах. Составление правил сбора грибов. Оформление плакатов. Представление работы групп)
III. Итог.
Вот и закончилось наше путешествие по царству грибов. На земле более 100 тыс. видов грибов, а мы назвали очень мало. Дома поищите материал о других грибах.
У:- Когда вы, ребята, пойдёте в лес по грибы, не вырывайте их вместе с грибницей, не нарушайте моховой ковёр под деревьями. Не давайте оскудеть нашим грибным богатствам.
При встрече с красотой природы восхищайтесь, радуйтесь, смотрите, изучайте, но не уничтожайте. Тогда наша планета, Родина, край будут красивыми и богатыми.
Литература:
- Что такое. Кто такой: В 3т.Т.1- М.: « Педагогика-Пресс», 1992г.
- Я познаю мир :Растения: Дет. энцикл./ Авт.-состю Л. А. Багрова.-М.: ООО « Издательство АСТ», 2003.
- Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 кл.: /составитель Е.М. Тихомирова.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Занимательное азбуковедение/ сост. В. Волина.- М.: Просвещение.1991.
- Что в лесу растёт. Ю. Дмитриев. –Барнаул. Алтайское книжное издательство. 1986.