Урок духовности. Урок в системе гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амоношвили

Разделы: Начальная школа


Урок в системе гуманно - личностной педагогики Ш.А. Амонашвили

ТЕМА: Мысленные полёты к дальним мирам.

ЦЕЛЬ: Учимся общаться, любить, работать в единстве.

ЗАДАЧИ:

  1. Сопровождать развитие эмоционально- нравственной сферы ребёнка.
  2. Работать над межличностными отношениями.
  3. Сопровождать развитие всех каналов восприятия, информационно работать на гармонизацию двух полушарий.

ХОД УРОКА

1. ПРИВЕТСТВИЕ.

- Здравствуйте, дети. Сегодня на уроке мы будем путешествовать, мечтать, рассуждать, общаться, слушать друг друга. И тема урока необычна:

"Мысленные полёты к далёким мирам".

2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

СКАЗКА.

- Давайте настроимся на урок. Примите удобное положение. Закройте глаза. ( звучит музыка " космическая" и спокойная).

- Сделайте глубокий вдох: выдох: Дыхание становится ровным: спокойным: лёгким:

Послушайте звуки весны за окном:почувствуйте ароматы природы:ощутите вкус сегодняшнего дня:запомните цвет этих ощущений: (работа для гармонизации).

- Больше 1000 лет, раз в год на Землю прилетает Небесная Звезда и превращается в маленькую Небесную Девочку. С котомкой за плечами, в которой она несёт небесные искорки, девочка отправляется в путешествие по разным городам и странам. Она такая крохотная и незаметная, что мы не обращаем на неё внимания. Но она ни на кого не обижается и любым, даже злым людям, дарит небесные искорки. Когда в её котомке не остаётся ни одной искорки, она незаметно исчезает, чтобы через год прилететь опять.

Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становится самым счастливым человеком на Земле, потому что исполняются самые лучшие мечты его детства. Он становится добрым и с кем встречается, рассказывает про девочку и дарит небесную искорку.

- Представьте, что вам дарят такую небесную искорку. Протяните руки - возьмите её.

- Что почувствовали?

(ответы детей)

- Эта волшебная искорка наделила вас необыкновенными дарами: вы умеете видеть, слышать, чувствовать, понимать друг друга, а самое главное вы теперь умеете летать:

- Полетели? Куда бы вам захотелось полететь?

(ответы детей)

- Я предлагаю совершить удивительное путешествие к далёким мирам. Презентация.

ПЛАН путешествия УРОКА "ЗВЁЗДНОЕ НЕБО" - карта (открывается звёздное небо)

- Путешествие длиною в урок начинается.

( Упражнение для гармонизации двух полушарий: звучит спокойная музыка)

Запуск: (упражнение №1) в середине левой ладони, указательным пальцем правой руки нажмите кнопку "Пуск!", и выдохните. Вдохните и опять выдохните. Вдохните и опять выдохните.

Поменяйте руки. Сделайте так же на другой руке три раза.

- Полетели.

Полёт: (упражнение №2) повторяйте движения за мной. Вычерчиваем горизонтальную восьмёрку правой рукой, левой рукой, правым локтем, левым локтем. Парим!

(работа для гармонизации)

- Действие будет происходить в Солнечной системе. Перед вами карта нашего путешествия. Мы посетим ближайшие планеты.

(работа с картой)

3. ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.

4. ДУХОВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ.

ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ " ЛЮБОВЬ"

Первая планета на пути - планета ЛЮБВИ.

- Ребята, а что такое любовь?

Упражнение "Гроздь" (ответы детей) - ответы оформляются на доске

Вопросы:

- О чём думают жители этой планеты? (ответы детей)

- Как могут выглядеть жители этой планеты? (ответы детей)

-Какие дела делают? (ответы детей)

-Что их радует, что огорчает? (ответы детей)

Игра в парах:- Что принято делать у них при встрече? Посовещайтесь парами. Покажите (упражнение№3).

(дети показывают, как приветствуют на планете Любовь)

(работа для гармонизации)

- Ребята, эту планету плохо видно. Мешает туманность.

(планета закрыта прозрачной плёнкой).

- Надо эту туманность рассеять, преодолеть. Но, как?

(предложения детей)

- Давайте напишем им письмо любви.

Творческая работа. Дети на листочках пишут письма любви. Зачитывают их. Два человека оформляют на доске маленький стенд с письмами вокруг планеты.

Туманность исчезает.

- Откройте свои книжки. Прочитайте слова о любви. Дети читают:

"Любовь- это единственная сила, способная врага превратить в друга".

- Что помогло открыть планету и освободить её от туманности?

(ответы детей)

- Мы улетаем, нам силой любви удалось рассеять туманность.

ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ "ЕДИНСТВО"

Вторая планета на пути - планета ЕДИНСТВА.

- Но вот в иллюминаторе показалась другая планета. Как она называется?

Информация "висит" в воздухе, пока мы подлетаем, постарайтесь принять её (упражнение№4).

(звучит музыка, дети слушают сказку)

(работа для гармонизации)

О ссоре птиц.

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:

- Соблазнила нас приманка. Давайте, все враз, взмахнём крыльями и взлетим. Может нам и удастся поднять сеть:

И, правда, удалось, - взмахнули крыльями, подняли сеть и полетели.

Увидел птицелов: сеть с птицами летит, и побежал вдогонку. Наверху птицы в сети по воздуху летят, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежит и думает: "А ведь в сеть - то разные птицы попались! Глядишь, и перессорятся. А перессорятся, быстро лететь не смогут - сеть их к земле потянет!"

Так оно и случилось. Сначала птицы тащили сеть дружно, но потом заспорили. Вороны закаркали:

- Никто так не старается, как мы, вороны! А если бы мы ленились, подобно вам, прочим птицам, сеть давно бы уже упала на землю со всеми вами.

Выслушали их голуби и рассердились:

- Будет вам, вороны!- сказали они. - Перестаньте бахвалиться! Мы больше вас стараемся.

Тут в спор вступили все остальные птицы, и началась у них перебранка. Заспорили птицы, перестали стараться - еле-еле крыльями машут - вот сеть и начала спускаться на землю. Птицелов подбежал, схватил верёвку от сети и притянул к себе сеть вместе с птицами. Унёс их и всех в клетки пересажал.

Вопросы: Грустная сказка.

- Почему?

- А птицы могли бы спастись?

- Как?

- Что им мешало?

(ответы детей)

  • Один за всех, и все за одного.
  • Пусть он в связке с тобой в одной, там поймёшь кто такой.
  • Когда мы едины, мы непобедимы.

Упражнение гроздь: (устно)

- Запишите в свои книжечки пословицы о единстве (приложение 3)

- На этой планете есть межпланетный совет. Он решает важные вопросы. Сегодня они говорят о мире между планетами.

Игра.

- Составьте законы мира.

Вопросы.

  1. Что необходимо для того, чтобы жители разных планет лучше понимали друг друга?
  2. Как вы думаете, нужен ли межпланетный язык, и каким он будет?
  3. Нужно ли межпланетное правительство? Как оно будет избираться и по каким законам работать?
  4. Нужны ли межпланетные школы? Какими они будут, и где будут находиться?
  5. Нужен ли жителям разных галактик регулярный межпланетный транспорт?
  6. Как устроить, чтобы жители разных планет могли узнавать новости о жизни других планет, об их культуре, традициях, истории развития?
  7. Ваши предложения о том, что ещё необходимо для достижения мира и понимания между планетами.

(Дети составляют ЗАКОНЫ МИРА, гости урока составляют тоже; звучит музыка, после этого представители каждой группы зачитывают законы, которые они написали).

  1. Законы.
  2. Нужна любовь.
  3. Язык любви.
  4. Правительство добра.
  5. Школы добра.
  6. Межпланетный транспорт.
  7. Компьютерное сообщение.

:

(идёт оформление доски: стенд законов)

- Прочитайте слова, напечатанные на 2 страничке.

"Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи - идти по Земле, как братья".

Мартин Лютер Кинг

- С каким сожалением написаны эти слова. А вам удалось написать Законы Единства. Значит, вам их претворить в жизнь.

- Наше путешествие заканчивается. Мы видим Солнце и планеты и возвращаемся домой на Землю.

- Получился контакт?

- Да.

- Что помогло осуществить его?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Ответы детей.

Итог урока.

  • письмо любви,
  • совместная работа,
  • уважали друг друга,
  • слушали внимательно,
  • понимали,
  • определили Законы Единства.

То жара на планете, то вьюга,
Только вместе нас не испугать,
Мы поближе узнаем друг друга,
И друг друга начнём уважать.
Как бы не было в жизни нам туго,
Будем любовь на Земле создавать,
Мы окажем вниманье друг другу,
И друг друга сумеем понять.

- Подпишите свои книжечки и нарисуйте своё настроение.

Домашнее задание: рисунок о путешествии.

- Есть контакт?

- Есть!

(работа по гармонизации)

В приложении представлены проект урока, схема построения уроков, рабочая страница для урока, слайдовая презентация (Приложение1-4).