Урок в системе гуманно - личностной педагогики Ш.А. Амонашвили
ТЕМА: Мысленные полёты к дальним мирам.
ЦЕЛЬ: Учимся общаться, любить, работать в единстве.
ЗАДАЧИ:
- Сопровождать развитие эмоционально- нравственной сферы ребёнка.
- Работать над межличностными отношениями.
- Сопровождать развитие всех каналов восприятия, информационно работать на гармонизацию двух полушарий.
ХОД УРОКА
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
- Здравствуйте, дети. Сегодня на уроке мы будем путешествовать, мечтать, рассуждать, общаться, слушать друг друга. И тема урока необычна:
"Мысленные полёты к далёким мирам".
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ НА УРОК.
СКАЗКА.
- Давайте настроимся на урок. Примите удобное положение. Закройте глаза. ( звучит музыка " космическая" и спокойная).
- Сделайте глубокий вдох: выдох: Дыхание становится ровным: спокойным: лёгким:
Послушайте звуки весны за окном:почувствуйте ароматы природы:ощутите вкус сегодняшнего дня:запомните цвет этих ощущений: (работа для гармонизации).
- Больше 1000 лет, раз в год на Землю прилетает Небесная Звезда и превращается в маленькую Небесную Девочку. С котомкой за плечами, в которой она несёт небесные искорки, девочка отправляется в путешествие по разным городам и странам. Она такая крохотная и незаметная, что мы не обращаем на неё внимания. Но она ни на кого не обижается и любым, даже злым людям, дарит небесные искорки. Когда в её котомке не остаётся ни одной искорки, она незаметно исчезает, чтобы через год прилететь опять.
Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становится самым счастливым человеком на Земле, потому что исполняются самые лучшие мечты его детства. Он становится добрым и с кем встречается, рассказывает про девочку и дарит небесную искорку.
- Представьте, что вам дарят такую небесную искорку. Протяните руки - возьмите её.
- Что почувствовали?
(ответы детей)
- Эта волшебная искорка наделила вас необыкновенными дарами: вы умеете видеть, слышать, чувствовать, понимать друг друга, а самое главное вы теперь умеете летать:
- Полетели? Куда бы вам захотелось полететь?
(ответы детей)
- Я предлагаю совершить удивительное путешествие к далёким мирам. Презентация.
ПЛАН путешествия УРОКА "ЗВЁЗДНОЕ НЕБО" - карта (открывается звёздное небо)
- Путешествие длиною в урок начинается.
( Упражнение для гармонизации двух полушарий: звучит спокойная музыка)
Запуск: (упражнение №1) в середине левой ладони, указательным пальцем правой руки нажмите кнопку "Пуск!", и выдохните. Вдохните и опять выдохните. Вдохните и опять выдохните.
Поменяйте руки. Сделайте так же на другой руке три раза.
- Полетели.
Полёт: (упражнение №2) повторяйте движения за мной. Вычерчиваем горизонтальную восьмёрку правой рукой, левой рукой, правым локтем, левым локтем. Парим!
(работа для гармонизации)
- Действие будет происходить в Солнечной системе. Перед вами карта нашего путешествия. Мы посетим ближайшие планеты.
(работа с картой)
3. ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
4. ДУХОВНОЕ ОТКРОВЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ " ЛЮБОВЬ"
Первая планета на пути - планета ЛЮБВИ.
- Ребята, а что такое любовь?
Упражнение "Гроздь" (ответы детей) - ответы оформляются на доске
Вопросы:
- О чём думают жители этой планеты? (ответы детей)
- Как могут выглядеть жители этой планеты? (ответы детей)
-Какие дела делают? (ответы детей)
-Что их радует, что огорчает? (ответы детей)
Игра в парах:- Что принято делать у них при встрече? Посовещайтесь парами. Покажите (упражнение№3).
(дети показывают, как приветствуют на планете Любовь)
(работа для гармонизации)
- Ребята, эту планету плохо видно. Мешает туманность.
(планета закрыта прозрачной плёнкой).
- Надо эту туманность рассеять, преодолеть. Но, как?
(предложения детей)
- Давайте напишем им письмо любви.
Творческая работа. Дети на листочках пишут письма любви. Зачитывают их. Два человека оформляют на доске маленький стенд с письмами вокруг планеты.
Туманность исчезает.
- Откройте свои книжки. Прочитайте слова о любви. Дети читают:
"Любовь- это единственная сила, способная врага превратить в друга".
- Что помогло открыть планету и освободить её от туманности?
(ответы детей)
- Мы улетаем, нам силой любви удалось рассеять туманность.
ПОЛЁТ НА ПЛАНЕТУ "ЕДИНСТВО"
Вторая планета на пути - планета ЕДИНСТВА.
- Но вот в иллюминаторе показалась другая планета. Как она называется?
Информация "висит" в воздухе, пока мы подлетаем, постарайтесь принять её (упражнение№4).
(звучит музыка, дети слушают сказку)
(работа для гармонизации)
О ссоре птиц.
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы: вороны, скворцы, голуби. И стали они говорить друг другу:
- Соблазнила нас приманка. Давайте, все враз, взмахнём крыльями и взлетим. Может нам и удастся поднять сеть:
И, правда, удалось, - взмахнули крыльями, подняли сеть и полетели.
Увидел птицелов: сеть с птицами летит, и побежал вдогонку. Наверху птицы в сети по воздуху летят, а внизу птицелов вдогонку бежит. Бежит и думает: "А ведь в сеть - то разные птицы попались! Глядишь, и перессорятся. А перессорятся, быстро лететь не смогут - сеть их к земле потянет!"
Так оно и случилось. Сначала птицы тащили сеть дружно, но потом заспорили. Вороны закаркали:
- Никто так не старается, как мы, вороны! А если бы мы ленились, подобно вам, прочим птицам, сеть давно бы уже упала на землю со всеми вами.
Выслушали их голуби и рассердились:
- Будет вам, вороны!- сказали они. - Перестаньте бахвалиться! Мы больше вас стараемся.
Тут в спор вступили все остальные птицы, и началась у них перебранка. Заспорили птицы, перестали стараться - еле-еле крыльями машут - вот сеть и начала спускаться на землю. Птицелов подбежал, схватил верёвку от сети и притянул к себе сеть вместе с птицами. Унёс их и всех в клетки пересажал.
Вопросы: Грустная сказка.
- Почему?
- А птицы могли бы спастись?
- Как?
- Что им мешало?
(ответы детей)
- Один за всех, и все за одного.
- Пусть он в связке с тобой в одной, там поймёшь кто такой.
- Когда мы едины, мы непобедимы.
Упражнение гроздь: (устно)
- Запишите в свои книжечки пословицы о единстве (приложение 3)
- На этой планете есть межпланетный совет. Он решает важные вопросы. Сегодня они говорят о мире между планетами.
Игра.
- Составьте законы мира.
Вопросы.
- Что необходимо для того, чтобы жители разных планет лучше понимали друг друга?
- Как вы думаете, нужен ли межпланетный язык, и каким он будет?
- Нужно ли межпланетное правительство? Как оно будет избираться и по каким законам работать?
- Нужны ли межпланетные школы? Какими они будут, и где будут находиться?
- Нужен ли жителям разных галактик регулярный межпланетный транспорт?
- Как устроить, чтобы жители разных планет могли узнавать новости о жизни других планет, об их культуре, традициях, истории развития?
- Ваши предложения о том, что ещё необходимо для достижения мира и понимания между планетами.
(Дети составляют ЗАКОНЫ МИРА, гости урока составляют тоже; звучит музыка, после этого представители каждой группы зачитывают законы, которые они написали).
- Законы.
- Нужна любовь.
- Язык любви.
- Правительство добра.
- Школы добра.
- Межпланетный транспорт.
- Компьютерное сообщение.
:
(идёт оформление доски: стенд законов)
- Прочитайте слова, напечатанные на 2 страничке.
"Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи - идти по Земле, как братья".
Мартин Лютер Кинг
- С каким сожалением написаны эти слова. А вам удалось написать Законы Единства. Значит, вам их претворить в жизнь.
- Наше путешествие заканчивается. Мы видим Солнце и планеты и возвращаемся домой на Землю.
- Получился контакт?
- Да.
- Что помогло осуществить его?
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Ответы детей.
Итог урока.
- письмо любви,
- совместная работа,
- уважали друг друга,
- слушали внимательно,
- понимали,
- определили Законы Единства.
То жара на планете, то вьюга,
Только вместе нас не испугать,
Мы поближе узнаем друг друга,
И друг друга начнём уважать.
Как бы не было в жизни нам туго,
Будем любовь на Земле создавать,
Мы окажем вниманье друг другу,
И друг друга сумеем понять.
- Подпишите свои книжечки и нарисуйте своё настроение.
Домашнее задание: рисунок о путешествии.
- Есть контакт?
- Есть!
(работа по гармонизации)
В приложении представлены проект урока, схема построения уроков, рабочая страница для урока, слайдовая презентация (Приложение1-4).