Пояснительная записка.
Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.
Интегрированный урок выступает как эффективное средство обучения, так как используется приемлемое сочетание предметов для интеграции, реализуется интегративно - тематический подход, осуществляется тщательный отбор содержания материала. Интегрированный урок, на котором чётко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.
Цель интегрированного урока "Водоемы родного края. Общие признаки имени прилагательного" - закрепление знаний о грамматических признаках имени прилагательного, расширение и углублении знаний о водоёмах Кемеровской области.
В процессе реализации поставленной цели происходит обобщение и расширение представлений о водоемах родного края и конкретизируются общие признаки имени прилагательного.
На разных этапах урока эффективно применялись следующие методы :
- по характеру источников информации (словесный, наглядный, практический);
- по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в образовательной процессе (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый)
Для достижения поставленной цели урока использовались различные формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, работа в статических парах, индивидуальная.
Содержание учебного материала подбиралось с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Предварительная работа обучающихся с дополнительной литературой по теме урока способствует развитию познавательной активности. Использование занимательного, наглядного материала обеспечивает положительную мотивацию к обучению.
Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и постоянная смена видов деятельности.
В ходе урока идет формирование общеучебных умений:
- осуществление контроля и самоконтроля;
- умение сравнивать, обобщать, выделять главное;
- работа с атласом, физической и контурной картами, использование справочной литературы;
- умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы.
Воспитательная функция проявляется в создании условий для обеспечения положительного эмоционального характера обучения (привлечение фактического материала, опору на явления окружающей жизни и опыт обучающихся, побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям, событиям, фактам).
Сценарий интегрированного урока
4 класс
Предмет (русский язык, окружающий мир)
Тема:
- Русский язык. Общие признаки имени прилагательного
- Окружающий мир. Водоемы нашего края.
- Урок № 3 (русский язык) в теме "Имя прилагательное"
- Урок № 4 (окружающий мир) в теме "Родной край - часть большой страны"
Оборудование:
- проектор,
- физическая карта Кемеровской области,
- контурная карта (увеличенный формат) Кемеровской области,
- глобус,
- индивидуальные контурные кары у обучающихся,
- атлас Кемеровской области,
- карточки с заданиями,
- выставка книг о родном крае.
Цель:
- закрепление знаний о грамматических признаках имени прилагательного,
- расширение и углубление знаний о водоемах Кемеровской области.
Задачи:
- Обучающая: Сформировать представление о водоемах Кемеровской области. Обобщить знания о лексическом значении имени прилагательного и его основных грамматических признаках.
- Развивающая: Продолжить развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся. Формировать коммуникативные навыки общения. Совершенствовать общеучебные умения.
- Воспитательная: Способствовать воспитанию любви к родному краю. Продолжить формирование экологической культуры.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- В начале нашего урока хотелось вспомнить строки из стихотворения :
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой (строки записаны на доске)
- О чем эти строки? (о родном крае)
- Соответствует ли это описание нашему краю? Почему?
- Сегодня мы продолжаем путешествие по нашему родному краю и узнаем о нем еще много нового.
- Как называется наш край? (Кемеровская область, Кузбасс, Кузнецкий каменноугольный бассейн, земля Кузнецкая)
- Какие слова в стихотворение помогают выразить любовь к Родине? (родной, любимый)
- Какая это часть речи? (имя прилагательное)
- Путешествуя по родному краю, мы обобщим наши знания о грамматических признаках имен прилагательных.
III. Обобщение.
- Какое значение имеет имя прилагательное в нашей речи?
- С какой частью речи оно связано?
- Назовите словосочетание с прилагательным родной, выпишите его, определите грамматические признаки.
(выписать словосочетание родной (край) - ед.ч., м.р., В.п. в тетрадь).
- Как определить род, число, падеж прилагательного? (по существительному)
- А сейчас давайте составим предложения со словосочетанием родной край, употребив его в разных падежах. (например: Родной край расположен почти в центре нашей Родины. Нет ничего милее родного края. Много стихов посвящено родному краю. Мы гордимся родным краем. Я хочу узнать как можно больше о родном крае.)
- А сейчас мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтоб подробнее тему урока узнать,
Кроссворд нам надо отгадать. (приложение 1)
(обучающиеся работают в группах, звучат звуки льющейся воды, разгадав кроссворд обучающиеся формулируют тему урока, тема "Водоёмы" - на доске)
- Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?
(Синего. Потому что 2/3 земной поверхности занимает вода).
- На земле очень много различных водоёмов, но их все можно разделить на 2 группы - по происхождению. На какие?
(Карточки "естественные", "искусственные" - на доске)
- Какая часть речи?
Какой общий грамматический признак можно определить у этих имен прилагательных?
- Какие водоемы относятся к естественным?
(Которые создала сама природа: океан, море, озеро, река)
- Какие к искусственным?
(Которые создал человек: пруд, канал, водохранилище)
- Работая в группах, запишите все виды водоемов в 2 столбика.
Обратите внимание на правописание данных прилагательных.
(4 человека работают у доски)
- Со словами река, море, океан составьте словосочетания, употребив
прилагательное глубокий. (река глубокая, море глубокое, океан глубокий)
- Какой вывод сделали? (имена прилагательные изменяются по родам )
- Как называются окончания -ая, - ый , - ое ? (родовые)
- Какие еще могут быть родовые окончания? (- яя, - ее, - ий)
- В чем особенность этих окончаний? (у прилагательные с мягкой основой)
- Еще раз назовите родовые окончания.
Физминутка
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Мы на пляже. Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Нои меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
- Для нашего путешествия необходимо вспомнить схему реки.
(На доске схема реки)
- Как называется место, где река берет свое начало? Место, где река впадает в другую реку или море? Как определить правый и левый приток?
- Сейчас мы все будем экскурсоводами по нашему краю, т.к. дома вы готовили материал о наших водоемах. (Рассказ учителя сопровождается дополнениями обучающихся. Одновременно проходит работа с физической картой, контурной картой, атласом)
- По территории нашей области протекает 32109 больших, средних и малых рек и речушек. Реки это не только источник водоснабжения, но и ::(ответы обучающихся).
Томь
Самая большая и полноводная река Кемеровской области, правый приток Оби. Исток Томи находится в центральной части Кузнецкого Алатау, в Хакасии. Длина реки - 827 километров, по нашей области - 596 километров. (СЛАЙД 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). На промежутке от горных массивов Хакасии до города Новокузнецка Томь имеет типичный бурный характер. После впадении реки Кондома скорость течения заметно снижается. Чем это вызвано? Река Томь имеет 115 притоков. Назовите некоторые и них. Питание реки смешанное: дождевое, снеговое и грунтовое. Какие города расположены на берегу реки Томь?
(подписать реку на контурных картах и прикрепить название реки на контурной карте большого формата)
- Запишем предложение. Река Томь имеет смешанное питание.
Определить грамматические признаки имени прилагательного.
(смешанное - с.р., ед. ч., В.п.)
(запись предложение в тетради и на доске)
Кия.
Река Кия берет свое начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау, где течет по глубокому ущелью. Много горных перекатов, порогов. Вода бурлит и шумит так, что заглушает голос человека. Ее длина 548 километров, из низ 468 километров по области. Ширина реки 20-100 метров. Вначале она течет в пределах горного хребта - и является горной, а затем у села Чумай выходит из гор и становится типичной равнинной рекой. (СЛАЙД 2. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Кия в переводе с тюрского означает "скала". Какие притоки имеет река Кия? Сама река Кия притоком какой реки является? (Чулым). Чулым протекает по нашей области всего 25 километров.
(выполняются аналогичные задания по контурной карте )
- А сейчас подберите антонимы.
Быстрая - :: Широкий - ::
- Какой грамматический признак можно определить у этих прилагательных?
Иня.
Еще одна река является правым притоком Оби. Иня берет свое начало с южного склона Тарадановского увала. Представляет собой типичную равнинную реку. (СЛАЙД 3. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Её длина 663 километра, по территории области - 433 километра. В Иню впадает несколько рек. Какие? (Большой и Малый Бачаты, Ур, Касьма). У поселка Инского, недалеко от города Белово построена плотина, что позволило создать водохранилище - так называемое Беловское море. Водохранилище является прекрасным местом для разведения ценных пород рыб.
- Подберите синонимы к слову прекрасный.
- Определить грамматический признак.
Чумыш. (дополнительно)
В юго-западной части нашей области находится верхнее течение реки Чумыш, которая образуется от слияния рек Томь-Чумыш и Кара-Чумыш. Чумыш впадает в Обь. Длина реки - 644 километра, по нашей области - 192 километра. Чумыш течет среди живописных холмов, покрытых лесами. При выходе в степь река расширяется, серые глинистые берега становятся низкими, местами - заболоченными, с зарослями березняка и ив. Чумыш - сравнительно маловодная река. Это равнинная река со смешенным питанием (дождевое, снеговое, грунтовое).
Яя.
Река Яя - левый приток Чулыма длиной 380 километров. (СЛАЙД 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.) Берет свое начало на равнине южнее поселка городского типа Яшкино. Ее главные притоки Барзас и Золотой Китат. (СЛАЙД 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
- Записать предложение. Многие реки нашей области берут начало на горных склонах. Определить грамматические признаки имени прилагательного. (горных - мн.ч., П. п.)
- В нашей области насчитывается 850 озер.
Самым крупным озером в нашей области является Большой Берчикуль. (СЛАЙД 6. ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Длина его восемь и ширина - до четырех километров. Какова приблизительная площадь озера? Сколько квадратных метров? Водный режим озера своеобразен. Оно почти не имеет стока. Из него вытекает маленькая речка. Частично Большой Берчикуль питают горные ручьи тайги, но главным образом - мощные подземные ключи, бьющие со дна озера. Поэтому, несмотря на то, что озеро летом испаряет много воды, уровень его почти не меняется. Берега озера очень живописны, это привлекает сюда множество туристов и рыбаков. Разнообразен видовой состав рыб: язь, щука, окунь, линь, сорожка, ерш (работа с картой, атласом)
В северо-восточной части Кузнецкого Алатау, вблизи озера Большой Берчикуль, находится еще ряд озер - Малый Берчикуль, Пустое, Линевое, Большой и Малый Базары. Во время весеннего перелета останавливается огромное количество птиц.
Самое глубокое озеро в нашей области - Среднетерсинское. Его глубина 80 мметров
В Кузбассе найдены минеральные воды и лечебные грязи. Наиболее крупное месторождение углекислых вод, не уступающих по своим лечебным качествам знаменитой минеральной воде боржоми, находится в долине реки Верхняя Терсь. Вода получила название "Терсинка". Минеральные воды, аналогичные северокавказским "Ессентукам", обнаружены в районе сел Борисово и Березовка ("Борисовская" и "Березовоярская" минеральная воды). На базе минеральной воды Борисовская работает санаторий (образец минеральной воды)
На дне озера Большой Берчикуль имеются запасы лечебных грязей.
На территории Кемеровской области много городов, рабочих поселков, сел и промышленных предприятий. Вот почему борьба с загрязнением воды в нашем крае приобрело большое значение. Какие правила поведения на водоемах вы знаете? Какие экологические проблемы могут возникнуть из-за безответственного отношения человека к природе?
IV. Итог урока.
- Сейчас подведём итог нашей экскурсии и поработает телеграфистами. В чем особенность написания телеграммы?
Ваши ответы должны быть краткими, правильными.
1. Главная река родного края. (Томь)
2. Эта река протекает по нашей области всего 25 км. (Чулым)
3. Река, название которой в переводе с тюркского означает "скала". (Кия)
4. Самое большое по площади озеро. (Большой Берчикуль)
5. Самое глубокое озеро. (Среднетерсинское)
6. Река, чье название состоит из двух одинаковых букв. (Яя)
7. По степи Кузнецкой блуждая, я спешу к Оби-реке. (Иня)
- Следующая работа для групп. Каждая группа получает карточку с заданием. Выполняет задание и делает вывод. Кратко.
- Наше путешествие закончилось. Всем предлагается испить минеральной водички из наших местных источников.