Темы: Правописание имен собственных. Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «коллекция».
Развивающие:
- расширять словарный запас, обогащать речь учащихся;
- развитие навыков грамотного письма, устного счета в пределах 100;
- развитие внимания, зрительной памяти, мышления, организационные общеучебные умения, в том числе, умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Воспитательные:
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- воспитывать культуру речи, навыки общения в паре;
- воспитание интереса к родному языку, дружелюбия, коллективизма.
Здоровьесберегающие:
- профилактика утомления учащихся;
- создание атмосферы сотрудничества.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: исследование
Методы обучения: практическая работа, проблемный вопрос, работа со словарем, работа в паре, метод коррекции ошибок, фронтальная работа, взаимоконтроль, упражнения, рассказ.
Оборудование:
- «Толковый словарик школьника» О.Д.Ушаковой;
- тетради «Тесты и развивающие задания по русскому языку». 2 класс : «Ломоносовская школа», «Тесты и развивающие задания по математике». 2 класс: «Ломоносовская школа»;
- рабочие тетради;
- оформленная доска;
- коллекции марок, значков, монет;
- карточки с названием коллекции «Имена собственные» и названиями объектов коллекции: «Имена, отчества, фамилии, небесные тела, города, клички, озера, острова, полуострова, праздники»;
- таблица Мартеля.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем создавать коллекцию. Что такое коллекция?
- Если мы затрудняемся дать толкование слову, что нам поможет? (Толковый словарь)
- Прочтем словарную статью об этом слове.
- Можно собирать значки, марки, открытки, монеты и т.д (демонстрация коллекций)
- К концу нашего урока мы создадим коллекцию… Кто уже догадался, чего?
- Коллекцию имен…
На доске слово « собственных» записано на карточках по частям, перевернуто. Учитель открывает по одной букве, дети пытаются угадать, желательно начать переворачивать карточки с буквы «с», далее « ых» и т.д.
- Причем делать мы это будем используя знания не только по русскому языку, но и по математике и окружающему миру.
III. Орфографическая работа.
а) Посмотрите на слово «коллекция», что в нем интересного? (- лл-)
- Откройте тетради по русскому языку, запишите это слово, выделите орфограммы.
б) На доске слова:
Алла Лилия Кирилл
- Что общего у этих слов?
- Запишите эти слова в тетради.
- Первыми в нашу коллекцию попадают «ИМЕНА» (на боковую доску крепятся карточки с названиями объектов коллекции на протяжении всего урока).
в) Работа с «орфографическими часами».
На доске записано предложение с пропусками.
Первый к_см_навт Юрий Ал_ксеевич Гагарин соверш_л п_лет вокруг З_мли за 1 ч_с 48 минут.
- Объясните орфограммы. Какие имена собственные встретились в этом предложении?
- Нашу коллекцию пополняют «ОТЧЕСТВА». «ФАМИЛИИ», «НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА».
- Запишите предложение в тетради, подчеркните орфограммы.
- Сколько всего минут продолжался полет?
- Что вы можете сказать о числе 108? Сколько единиц первого разряда, второго, третьего? Замените число суммой разрядных слагаемых.
IV. Динамическая пауза (игра на внимание).
- Если услышите название планеты, то поднимите руки вверх, фамилию- руки в стороны, имена- руки за голову.
Слова: Михаил, Земля, Уран, Юрьевич, Барто, Кощей Бессмертный, Лермонтов, Мартель.
- Имя какого писателя прозвучало полностью?
- Какая фамилия была Вам знакома? (Мартель)
V. Устный счет по таблице Мартеля.
- Увеличьте устно на 3 каждое число третьего столбика.
- Запишите выражение и найдите их значение (дети в тетрадях, один ученик за доской):
а) сумма чисел 68 и 7;
б) разность чисел 50 и 30;
в) произведение чисел 5 и 1.
VI. Выполнение развивающего задания по математике.
- У Вас на столе лист с тренировочным заданием по математике. В нем спрятались другие объекты для нашей коллекции.
- Прочтите тему задания.
1) Какое психическое качество мы будем развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?
2) Хронометраж.
- Прочтем задание №1, №2.
- На обдумывание и выполнение я даю Вам одну минуту.
3) Настрой.
- Ученикам – успехов , учителю – радости. Не спешить, а думать!
4) Выполнение.
5) Проверка (зеленой ручкой, в парах, по ключу).
6) Рефлексия.
- У кого «5» баллов, «4»?
- Что было сложным?
- Какие имена собственные встретились в задании?
- В нашу коллекцию добавляются «КЛИЧКИ», «ГОРОДА».
VII. Динамическая пауза (игра « Компас», математический устный тест: учащиеся опускают голову на руки ,сложенные на парте, закрывают глаза, слушают задания и при помощи поднятия руки выбирают правильный ответ).
- Стрелка компаса показывает на юг, север ,….
- Приготовьтесь к математическому тесту.
1) Барон Мюнхаузен жил на Мадагаскаре 24 дня, а на Камчатке на 8 дней меньше. Сколько дней он жил на Камчатке? (12, 16, 32).
- Какие имена собственные встретились в задании? Что это?
- Добавим в коллекцию «ОСТРОВА», «ПОЛУОСТРОВА».
2) В Балхаш впадает 4 реки, а в Байкал 80. На сколько больше рек впадает в Байкал? (74, 84, 76).
- Что поместим в коллекцию? («ОЗЕРА»).
3) На Рождество мама испекла 45 пирожков, а на Пасху 25 пирожков. Сколько всего пирожков испекла мама? (70, 60, 85).
- Каким словом расширим нашу коллекцию? («ПРАЗДНИКИ»)
- Название каких праздников Вы знаете?
VIII. Тренировочное задание по русскому языку.
Выполняется аналогично заданию по математике, хронометраж 2 минуты.
- Что мы можем добавить в коллекцию? («МОРЯ», «РЕКИ»).
IX. Подведение итогов. Работа в парах.
- Как Вы думаете, наша коллекция полная? Можем ли мы еще что-нибудь добавить?
- На каждой парте лежит лист бумаги. Работая в паре обсудите и напишите, какое имя собственное может украсить нашу коллекцию?
- Как пишутся имена собственные?
- Что относится к именам собственным?
- Кому было сегодня на уроке интересно? Кто почувствовал себя настоящим коллекционером?
X. Домашнее задание.
1) В «Запоминайке» (рукописный справочник по русскому языку) по памяти восстановить нашу коллекцию имен собственных с примерами.
2) Из книги для чтения выписать одно предложение с именами собственными, подчеркнуть орфограммы и грамматическую основу.
Приложение (тексты тренировочных заданий по русскому языку и математике).