Цели урока:
- Закрепить орфоэпические, словообразовательные навыки, углубить знания учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка.
- Развивать навыки и умения при работе с текстом.
- Воспитывать упорство и стремление к знаниям.
I. Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит вспомнить правописание приставок и сложных слов, повторить способы синтаксической связи слов в словосочетаниях, а также определить, какую роль в тексте играют однородные члены предложения.
II. Работа с текстом (орфография, синтаксис).
Прочитайте про себя текст.
Отчёт по индивидуальному заданию: объяснить значение слов подбой, обножка, поёмная.
Прочитайте текст ещё раз, при чтении:
- Выделяет в I абзаце слова с приставками.
- Подчёркивает в тексте сложные слова.
- Из предложения 5 выписывает все словосочетания, определяет способы синтаксической связи.
I ряд. Открылся, сокровенном, подбоем, зарослей, слитный, невнятно, непрожитые, настойчиво, спрашивал, запрокидывая, прижмурив, покачивались, срывались, прохладные, обножку.
1. Укажите слово, правописание приставки в котором зависит от значения.
2. Укажите слова, которые не имеют окончания.
3. Назовите их часть речи.
4. Укажите способ их словообразования.
П ряд. Многоголосного, первородной, разнотравье, низкорослый, снежно-белыми. (Далеко-далеко - однокоренное слово!!!)
1. Каким способом образованы данные слова? (Сложения, при помощи соединительных гласных)
2. Почему написание слов бархатисто - пыльные и снежно-белый отличается от других? (Надо вспомнить, на основе каких словосочетаний они образованы).
III ряд. Примыкание: вдыхала ненасытно, сидевшая неподвижно.
Управление: вдыхала запахи, запахи леса.
Согласование: многообразные запахи, сидевшая Аксинья.
Аксинья вдыхала - ?
III. Работа с текстом (тип речи, аллитерация).
- Из какого произведения этот отрывок?
- Озаглавьте его.
- Попробуем доказать, что это текст. Что же называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой).
Работа со словом textum.
Textum (лат.) - “ткань”, “связь”, “соединение”. Значит, текст соединяется подобно тому, как нити переплетаются, ряд за рядом образуют ткань.
- Каковы же основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство текста, грамматическая связь между частями)
- Определите тип данного текста? (Описание). Почему? (Мы словно рисуем словесно и пейзаж, и портрет Аксиньи, можем сказать о её характере, переживаниях, чувствах)
- Как относится автор к своей героине? (М.А. Шолохов выражает свою симпатию, расположение к героине, создаёт психологический портрет)
- Какой же рисует автор Аксинью? Найдите в тексте слова и словосочетания, помогающие нам “увидеть” героиню. (“ненасытно вдыхала”, “глаза терялись в этом чудесном сплетении…”, “улыбаясь и беззвучно шевеля губами, уловила томительный и сладостный запах”)
- Как вы думаете, что помогает создать яркое, образное описание природы в этом тексте? (Совершенно верно, различные тропы: метафора, олицетворение, эпитеты - и аллитерация)
- Какие же конкретно средства художественной изобразительности использует автор? Обратите внимание в первую очередь на словесную инструментовку, найдите примеры аллитерации, ассонансов, звуковых повторов.
Аллитерация:
- жужжали шмели, пчёлы на венчиках;
- капал сок;
- настойчиво спрашивал летавши над озерцом хохлатый чибис: чьи вы? чьи вы?;
- сочился душок гниющей листвы).
- Чтобы продолжить работу, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
IV. Проверка домашнего задания.
- Дайте понятие однородности (Однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения)
- Какая связь между ОЧП? (ОЧП связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов)
- Назовите морфологическое выражение ОЧП. (Они обычно выражаются словами одной части речи, но это условие не является обязательным)
- Какими знаками препинания разделяются ОЧП? (Между ОЧП может ставиться запятая, точка с запятой, разделяет ОЧП, если те распространены или осложнены обособленными членами предложения. Тире, когда ОЧП противопоставляются друг другу и не связаны союзами)
- При помощи каких союзов связываются ОЧП: сочинительных или подчинительных? (Работа по сборной схеме)
V. Работа с текстом (эпитеты, метафора, олицетворение).
Найдите и подчеркните в тексте ОЧП.
- В каких предложениях? (Во всех.)
- Какие это члены предложения? (Это, в основном, определения)
Найдите в тексте неоднородные определения. В чем разница между ними? (Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру. Неоднородные – характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных)
…зелёные, с белым подбоем листья
…бражный и терпкий душок
…чудесного и многоголосного звучания
…томительный и сладостный аромат ландыша
…серенькая крохотная птичка
…смуглые дикие пчёлы
…тенистые прохладные дупла
…гниющей прошлогодней листвы
…могущественной первородной жизнью
…низкорослый горбатенький стебелёк
…снежно-белыми чашечками
- Найдите в 1 предложении уточняющее определение (литые, в узорной резьбе, дубовые листья.)
- Какую роль играют ОЧП в этом тексте? Считаете ли вы, что в этом тексте ряды ОЧП – образные художественные средства? (Да, ряды ОЧП в этом тексте играют роль действенного изобразительного средства: они помогают не только представить эмоции героини “улыбаясь и беззвучно шевеля губами …уловила томительный и сладостный аромат ландыша”, но и помогают нарисовать живую картину весеннего леса /см. примеры на доске + невнятно и грустно считала годы кукушка)
- Вспомните, что называется эпитетом? (Это художественное образное определение, чаще выраженное именем прилагательным)
- Найдите и назовите такие эпитеты. (чудеснейшее сплетение, сокровенное звучание томительный сладостный запах, смуглые пчёлы)
VI. Новый материал: при расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательные, но и существительные – приложения (мороз-воевода), а также наречия, метафорически определяющие глагол: (невнятно и грустно считала кукушка, трепетно шелестели, настойчиво спрашивал, сладко прижмурив глазок).
- Определите, какой троп использован автором в предложении 6? (1 Ирония 2 Перифраза 3 Аллегория 4 Метафора)
- Олицетворение – это троп или фигура речи? Найдите их в тексте. (…почва растила богатое разнотравье, глаза Аксиньи терялись, листья берегли, горбатенький стебелёк)
- Обратите внимание на первое предложение: оно бессоюзное, где первый смысловой отрезок играет роль обобщающего слова. “…сокровенное звучание: шелестели, плыл слитный гул, невнятно и грустно кукушка считала, жужжали шмели). Монтаж “картинок” подчинён общей идее: показать мир его сокровенном звучании.
VII. Учитель: Итак, поработав с текстом, мы убедились, что автор в тексте словами при помощи ОЧП рисует образы, картины, описывает мысли, поступки, действия для того, чтобы
- дать возможность читателю представить описываемые события;
- передать свои эмоции;
- вызвать у читателя ответные мысли и чувства.
VIII. Обобщение изученного.
- Как автор выражает свою позицию? (Открыто, прямо)
- Что же утверждает М.А. Шолохов? (Это задание С2)
- Природа и человек могут жить в согласии.
- Быть хозяином природы – значит беречь её.
- Сформулируйте основные проблемы, поставленные автором. (Это задание С1)
- Проблема отношения человека к природе.
- В природе всё слито, цельно, гармонично.
IX. Домашнее задание.
Записать на листе А4 свои варианты заданий С1 и С2.
Пользуясь образцом выполнения задания В8 написать фрагмент рецензии на данный текст, в котором проанализировать языковые особенности текста.
X. Работа по таблице “Стилистическая функция однородных членов предложения”.
- Какую же функцию выполняют ОЧП? (1, 2, 3,4,5)
Стилистическая функция однородных членов предложения
1. Показывают динамику действий.
2. Создают своеобразный ритмический рисунок фразы, мелодичность и музыкальность.
3. Дают зарисовку общей картины как единого целого.
4. Дополняют детали общей картины.
5. Создают ряд эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью. Создают выразительную смысловую соотнесённость и своеобразную симметрию.