Тема: нумерация двузначных чисел, отработка навыка сложения двузначного и однозначного числа без перехода через десяток.
Цели:
- повторить нумерацию однозначных и двузначных чисел;
- закрепить навык сложения двузначного и однозначного числа без перехода через десяток;
- развитие внимания, логического мышления;
- воспитание любви к природе.
Оборудование: конверты с цифрами на каждого учащегося, учебник математики Н.Б. Истоминой 1-й класс, таблица цифр и действий с ними “Ромашка”, модель “Чудо-дерево”, модель поезда.
- Сегодня мы отправимся в путешествие на поезде. (На доске модель поезда, на каждом вагоне карточка с числом, за карточкой животное)
- Хотите узнать, кто поедет с нами? Прочитайте числа, назовите десятки и единицы. (По мере того, как называются числа, окошки открываются, дети видят животных)
- Кто едет в первом вагоне? В третьем? и т.д.
- Какая по счёту белка?
- Кто едет между волком и вороной?
- Сколько вагонов в нашем поезде?
- Из каких геометрических фигур составлен поезд? Сколько овалов, прямоугольников, кругов?
- Итак, наш поезд отправляется в путь. Чтобы нам не заскучать, поиграем. Приготовили конверты с цифрами. (В конвертах карточки с числами от 0 до 9)
Задание № 1
- Покажите число, в котором 2 десятка 3 единицы; 4 десятка; 6 десятков 1 единица; 5 единиц 6 десятков.
- Покажите число, следующее при счёте за числом 62; стоящее перед силом 21; число, которое находится между числами 40 и 42.
Задание № 2
- Дано число 72. На сколько надо увеличить это число, чтобы изменились только единицы?
- На сколько надо увеличить это число, чтобы изменились только десятки?
Задание № 3
- Игра “Молчанка”. (На доске круговая таблица с цифрами “Ромашка”, в середине кармашек со знаком действия. Учитель молча показывает два числа, с которыми надо произвести указанное действие. Дети молча, используя конверты с цифрами, показывают ответ)
Задание № 4
- Найдём закономерность (учебник математики, № 349).
35, 55, 54, 74, 73, ... , .... ; (+20; -1) Добавьте ещё два числа.
90, 60, 70, 40, 50, 20, 30, ... , ... ; (-30; +10) Добавьте ещё два числа
- Ребята, наш поезд прибывает на станцию “Лесная поляна”. Встаём со своих мест. Подумайте, кого мы можем встретить в лесу?
Физ. минутка. (Дети выполняют движения стрекозы)
Утром стрекоза проснулась, улыбнулась, потянулась,
Раз - росой умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
- Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков за кустом?
- Мы нашли 10 сыроежек, 5 лисичек и 3 шишки. Сколько мы нашли грибов?
- Отдохнём под тенью “Чудо-дерева”. (На доске открывается модель “Чудо-дерева”, на которой вставлены в прорези изготовленные из картона 4 зелёных и 12 красных яблок) Придумайте задачку про яблоки. (Дети называют различные условия задачи)
1 задача. На яблоне 4 зелёных яблока и 12 красных. Сколько всего яблок?
- Откройте тетради. Запишите выражение, которым будем решать эту задачу. Найдите значение этого выражения.
2 задача. На яблоне 4 зелёных яблок и 12 красных. На сколько красных яблок больше, чем зелёных?
- Найдите выражение, которое подходит для решения этой задачи, запишите его в тетрадь, найдите значение этого выражения. На доске записаны выражения:
10+4 12-4 2+6 8-9 10+5
6+4 6+5 6-4 10+6 12+4
- Дети, на нашем “Чудо-дереве” выросли непростые яблоки. Давайте посмотрим. (Дети берут по одному яблоку и читают выражение, которое на нем написано, находят его значение)
- А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы отдыхаете на красивой цветущей поляне под тенью деревьев. (Звучит лёгкая музыка. Учитель в это время меняет направление движения модели поезда на доске, добавляет еще один вагон)
- Откройте глаза. Наш поезд отправляется в обратный путь. Посмотрите, что в нем изменилось. (Направление, количество вагонов)
Самостоятельная работа: выбери числовые выражения к каждому рисунку, запиши их в той же последовательности, найди значения этих выражений (№ 381).
Проверка самостоятельной работы по рисунку на доске.
Итог урока:
- Чем был полезен для вас сегодняшний урок?