Формирование человека Культуры является одной из актуальных проблем в современной педагогике. В жизни общества все больше возрастает роль духовно-нравственных ценностей, расширяется сфера действия морально-этического фактора. Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие полноценной и разносторонней Индивидуальности, готовой к самопознаванию, самосовершенствованию и правильному взаимодействию с окружающим миром.
В условиях Нового времени, глобальных эволюционных изменений в жизни Планеты и человечества человек Культуры - это человек с расширенным сознанием, знающий Законы Эволюции, осознающий свое место и роль в эволюционном развитии и сознательно следующий велениям и требованиям Жизни.
Цель курса: способствовать духовно - научному освоению мира наступившей Новой эпохи и воспитанию духовно - нравственных качеств учащихся.
Стержнем курса являются этико - философские представления о Природе, человеке, обществе и их развитии. Поэтому в основу курса положен синтез знаний о единстве, взаимосвязи и целостности человека, человечества, Природы и Космоса, о воспитании духовно - нравственного, свободного и самобытного человека, о раскрытии его творческих сил, данный в Учениях "Живая Этика" и "Роза Мира", в научно - философских трудах Е. П. Блаватской, Е.И. и Н.К.Рерихов, Д. Л.Андреева, А. И. Клизовского, Б.Н.Абрамова, а также в научных трудах К.Э.Циолковского, Чижевского, В.И.Вернадского и других ученых - космистов.
В основе курса лежат педагогические идеи:
- Вентцеля (космическая педагогика)
- Вахтерова (новая педагогика)
- Д.Л.Андреева (воспитание человека облагороженного образа)
- Ш.А. Амонашвилли (гуманная педагогика)
Главная идея курса - идея коэволюции человека и человечества в единстве со всем Мирозданием, диктуемая универсальными Законами Космического развития, без соблюдения которых невозможно не только дальнейшее развитие человечества, но и его выживание в Новых Эволюционных условиях.
Содержательная линия курса рассчитана на изучение Основ Бытия от знакомства с основными понятиями Учений и научно - философских трудов до практического применения и следования Законам Бытия в жизни каждого дня.
Задачи курса:
- образовательная - Формирование духовно-научного миропонимания о Вселенной, Космосе и человеке, развитие представлений учащихся о своей роли и предназначении в мире на основе самопознания и самосовершенствования
- воспитательная - раскрытие внутреннего потенциала индивидуальности учащихся, проявляющегося в таких личностных качествах как свобода, гуманность, духовность и творчество
- развивающая - способствовать развитию устремления и возможности озарения, развитие эстетического восприятия окружающего мира, развитие творческого воображения, синтетического мышления и творческих способностей
В основу курса положены принципы гуманистического подхода: природосообразности, культуросообразности, сотрудничества педагога с детьми, обучения и воспитания детей в семье и в коллективе, эстетизация детской жизни, опоры на положительное в ребенке, самосовершенствования, готовности к ответственным действиям.
Структура содержания в программе обозначена как концентрическая, т.е. раскрытие каждой темы курса может иметь протяженность несколько лет обучения, но каждый следующий год - с расширением круга рассматриваемых вопросов, углублением их изучения. Концентрическая структура курса обеспечивает постепенное расширение сознания учащихся, более глубокое осознание ими программного материала и личностного смысла рассматриваемых этики - философских и гуманистических принципов, способствует становлению жизненных ценностных ориентаций учащихся, осознанному нравственному выбору ими своего поведения.
Программный материал курса разделен на четыре раздела.
5 класс "Искусство видеть Мир (17 ч.)
Задачи:
- образовательная - формировать у учащихся образно-эстетическое представление по основным этико-философским проблемам, научить детей наблюдать Природу, формировать понимание ее значения в жизни, помочь детям осознать себя частью Природы (на основе методических пособий "Искусство видеть мир" и "Природа глазами души")
- воспитательная - воспитывать чувство Прекрасного, восприимчивость к Красоте Мира
- развивающая - развитие устремления к Прекрасному, развитие образного мышления и воображения
6 класс "Главное чудо Света" (17 ч.)
Задачи:
- образовательная - познакомить учащихся с феноменом человека как существа Космического, пробудить интерес к внутреннему миру человека ( на основе " Введения в Агни- Йогу ")
- воспитательная - через раскрытие духовного потенциала индивидуальности учащихся воспитывать их личностные духовно- нравственные качества
- развивающая - развивать потребность в самопознании и способность к самосовершенствованию
7 класс
"Человек и Космос в процессе Эволюции Вселенной"(17 ч)Задачи:
- образовательная - формировать духовно - научное представление о процессе Эволюции Вселенной, месте и роли человека в нем ( на основе " Космических легенд Востока ")
- воспитательная - воспитывать ответственность за свой нравственный выбор, за судьбу Планеты и человечества
- развивающая - развитие синтетического мышления, направление мышления учащихся к дальним мирам
8-9 класс "Основы миропонимания Новой эпохи"
Задачи:
- образовательная - осмысление учащимися основных Законов Бытия и осознание собственной ответственности и долга
- развивающая - развитие чувствознания и способности к мыслетворчеству, овладение психической энергией - внутренней силой, способной изменять жизнь человека и окружающий его мир
- воспитывающая - сознательное насыщение пространства светлыми, возвышенными мыслями, чувствами, прекрасными мыслеобразами
Тематическое планирование 5 класс
- Земля - Вселенная
- Семья планет Солнечной системы
- Солнце и солнечный свет в нас
- Почему люди любят смотреть на звезды
- Удивительное чудо - природа
- Цветы и растения наши друзья
- Для чего людям горы
- Что для нас самое главное (о смысле жизни)
- Бессмертие души
- Мир твоей души
- Что такое счастье
- Зачем страдания и испытания
- Сокровище доброго сердца (об учителе)
- Чудо материнской любви
- Человеческое сердце - это бездна Неба (радуга сердца)
- Путь к совершенству
- Человечество - прекрасный сад (о будущем)
Тематическое планирование 6 класс
I. Раздел. От легенды к реальности.
- Шамбала Света - оплот человечества. Помощь Шамбалы России.
- Е.П.Блаватская - ученица и последовательница Махатм.
II. Раздел. Смена эпох.
- От эпохи старой к эпохе Новой. Сложность переходного времени.
- Начало Огненной эпохи ( восходящая ступень эволюции ).
III. Раздел. Законы Эволюции.
- Законы эволюции материи.
- Космические Законы Бытия.
- Закон перевоплощения.
- Закон Космической справедливости (кармы).
IV. Раздел. Учение о человеке.
- История коренных рас человечества.
- Учение об огненном человеке ( анатомия души и духа ).
- Огненные центры человека. Развитие огненности духа.
- Основы духовной самодисциплины.
- Путь ученичества.
V. Раздел. Культура в Новой эпохе.
- Значение Культуры для будущего человечества.
- Красота и искусство.
- Знание и наука.
- Сотрудничество в Новой эпохе.
Тематическое планирование 7 класс
I Раздел. Семь великих тайн Космоса.
- Дни и ночи Брамы. По ту сторону Космоса.
- Строители Вселенной. Создание космической материи. Рождение планет.
- Космические ступени жизни. Луна - мать Земли.
II. Раздел. Семь преданий о планетарном человечестве.
- Зарождение человечества на нашей планете. Луна
населяет Землю:
а) рождение Первой расы человечества
б) эволюция Второй расы
в) миф о Лемурии. Начало Третьей расы. - Предание об Атлантиде. Начало Четвертой расы.
- В мирах Плотном, Тонком и Огненном.
- Легенда о вечной жизни. Эволюция сознания человека: от животного состояния до состояния Бога.
- Универсальные Законы Бытия. Закон Космической справедливости.
- Боги пришли с Венеры. Человек - божественное существо.
III. Раздел. Семь сказаний о конце Темной эпохи.
- Планета Земля больна. Сказание о безумии человечества. Князь тьмы. Великое Белое братство - спасители мира.
- Космический бой. Сказание об Армагеддоне. Огонь у порога.
- Сокровище мира. Звезды участвуют в нашей жизни.
IV. Раздел. Семь откровений о начале Светлой эпохи.
- Предсказания о Космической эре. Будущее нашей страны. Провозвестие о Космическом Учителе.
- Сказание о Матери Мира..
- Дальные Миры зовут нас.
- На пути к Миру Надземному.
- Гражданин Космоса - Космический сотрудник.
Тематическое планирование 8 класс
I. Раздел. Мысль - основа движения и развития Вселенной
- О смысле жизни
- Современное состояние мира. Об управлении миром.
- О мысли как одной из самых могущественных энергий в Космосе
II. Раздел. Универсальные Законы Бытия
- О единстве всего сущего
- Закон перевоплощения
- Закон кармы
- О противлении злу
- Закон Иерархии. О сотрудничестве и кооперации
- Закон Иерархии. Об учении и учителе
- О жертве и чувстве долга
- Развитие и рост сознания
III. Раздел. Основы самосовершенствования
- О воспитании
- О взаимоотношении начал
- О красоте и искусстве
- О молитве и подвиге
- О страдании
Тематическое планирование 9 класс
I. Раздел. О жизни невидимых Миров
- О Мире Тонком
- О Мире Огненном
II. Раздел. О Психической энергии
- Психическая энергия и ее свойства
- Развитие и накопление психической энергии
- Исследование и изучение психической энергии
- Психическая энергия и болезни
- Кто ведает и распоряжается психической энергией
III. Раздел. О центрах высшего сознания
- Основные условия раскрытия центров
- Центры высшего сознания как источник творчества
- Значение сердца в наступающую эпоха
- Монада или зерно духа
IV. Раздел. Беспредельность
- Беспредельность всех понятий и всего Мироздания
- Истина об оккультизме
- Беспредельность Времени и Пространства как принцип Бытия всего сущего
V. Раздел. Матерь Мира - великая Матерь всего сущего
VI. Раздел. Проблемы добра и зла
VII. Раздел. Грядущий Новый Мир
Методические рекомендации
- Создавайте условия для творческой деятельности учащихся во всех формах
- Предлагайте учащимся письменные размышления с опорой на их жизненный опыт
- Поощряйте учащихся ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение, аргументировать свою позицию
- Опирайтесь на лучшее в ребенке
- Воспитывайте в учащихся культуру слушателя
- Обращайтесь к различным произведениям искусства
- Поощряйте самооценочную и оценочную деятельность учащихся
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амонашвилли Ш.А. Живая Этика, Антология гуманной педагогики, Издательский дом Шалвы Амонашвилли, МГПУ, Москва, 1991
- Введение в Агни Йогу. Составитель С. Стульгинский. Новосибирск: Свет, 2000
- Грани Агни Йоги. Составитель Б.А. Данилов,Новосибирск: Свет,2004
- Дмитриева Л. Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах.3 части, Магнитогорск,Амрита,1992
- .Елена Петровна Блаватская, - МП "Элисс", 1991
- Живая Этика.- М.: Издательский дом Шалвы Амонашвилли,
- Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой эпохи. - Минск: ООО "Вида-Н" - ИП "Лотаць", 1998
- Космические легенды Востока. Составитель С.В.Стульгинский. - Ростов н/Д: ХПМТП "Орфей", 1992
- Лопатина А., Скребцова М.. Искусство видеть мир.- М., Сфера,1998
- Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига:Виеда, 1992
- Рерих Н.К. Культура и цивилизация,МЦР, Мастер - Банк, Москва,1997
- Рерих Н.К. Нерушимое, Рига: Виеда,1991
- Рерих Н.К. Россия, МЦР, Мастер - Банк, Москва,2004
- Рерих Н.К. Сердце Азии, Санкт - Петербург, 1992