Цели:
- Познакомить с понятиями “верх”, “низ”.
- Учиться различать предметы, расположенные спереди и сзади, слева и справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека.
- Развивать логическое мышление, умение работать в коллективе, высказывать свои собственные суждения.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру взаимоотношений.
Задачи:
- Изучить понятия “верх”, “низ”.
- Закрепить умения пользоваться этими понятиями.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
- А ещё у вас на столах должны быть белые листы и набор картинок. (Дети проверяют)
- Ребята, скажите, какими надо быть на уроке? (Внимательными, поднимать руку, помогать друг другу, доброжелательными и т.п.)
2. Актуализация знаний.
У вас на партах альбомные листы и картинки с изображениями предметов. Положите перед собой лист и выполните следующие действия: поместите на лист картинки с изображениями солнышка, карандашей. Портфеля, домика, конфеты. Велосипеда. (Дети выполняют). Проверка.
- Посмотрите, что получилось у меня. (Слайд 1. Слайд без слов. Приложение).
- А у вас? Почему получились разные изображения? (Потому, что вы не сказали, куда именно положить картинки)
- Правильно, я не указала точное месторасположение данных предметов на ваших листах. Какие же точные слова я должна была вам сказать? (Слова: вверху слева, вверху справа, вверху посредине, внизу между домом и велосипедом). (Слайд 1. Слова выплывают)
- Что обозначают данные слова? (Направление)
- Какие ещё указатели направлений мы учили на прошлых уроках? (“Назад”, “Вперёд”). (Слова на доску: направление налево направо назад вперёд вверх вниз)
3. Постановка темы и цели урока.
- С какими новыми словами будем работать? (Верх, низ). (Слайд 2)
- Как вы думаете, чему каждый из вас должен научиться на уроке? (Учиться определять направление, использовать их в речи для описания местонахождения предметов)
4. Физкультминутка. Игра “Робот”. Движение по сигналу в разных направлениях.
5. Постановка проблемы.
а) Что будет с мячиком, если его подбросить? (Окажется вверху)
- А что, если его уронить? (Упадёт вниз)
б) Решение проблемы. Показ. Подбросить мяч.
Итак, все предметы падают на землю, вниз. Чтобы подбросить предмет вверх, нужно приложить к нему усилие.
в) - Почти все предметы имеют верх и низ. (Слайд 3)
Например: крыша – это верх дома. Фундамент – это низ дома (основа дома).
- Относительно земли, где у машины (грузовика) верх, низ?
- У дерева, по отношению к стволу? (Верх – это крона, низ - это корни).
- У мальчика, по отношению к туловищу? (Верх - голова, низ – ноги)
- У собаки?
- Итак, на Земле направления “верх” и “вниз” всегда одни и те же: вниз - к земле, вверх - от земли. (Слайд 4)
6. Первичное закрепление.
а) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Скажите, в каком направлении движутся объекты по отношению к вам? Ко мне? (Слайд 5)
- Где и как плывёт облако? (Вверху, влево, вверху, вправо)
- Где и как едет машина? (Внизу, вправо)
- Куда летит бабочка? (Вверх, справа, от земли)
- Пчёлка (Слева, вниз, к земле)
б) Посмотрите следующее задание. (Слайд 6, без надписей)
- Кто живет в домике?
- Кто расположен ниже и левее петуха? (Утка, гусь)
- Где сидят остальные звери по отношению к петуху?
- Используй слова (выше, ниже, правее, левее).
- Давайте проверим, правильно ли мы ответили. (Слайд 6, с надписями)
- Что делали? (Сравнивали).
- Итак, слова “выше” и “ниже” мы употребляем при сравнении положение предметов.
7. Физкультминутка. Игра “Внимание”. (Слушают и выполняют речевую команду)
8. ОБЖ, беседа.
- Ребята, что вам помогло правильно выполнить задание? (Внимание)
- В каких ситуациях мы должны быть внимательны, осторожны? (Дети перечисляют)
а) Хорошо. Какое сейчас время года? (Осень)
- На улице холодно, на дороге гололёд. (Гололёд- это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли). (Слайд 7)
- Передвигаться должны не спеша, смотреть на тротуар.
- Что случилось с мальчиком? (Он упал, потому что скользко)
- Что делает мальчик на следующей картинке? (Он показывает и говорит, что в этом месте очень скользко)
б) Когда человеку надоело жить пещере без уюта, он придумал много вещей, которые ему помогают. (Слайд 8)
- Мы видим некоторые из них.
- Давайте разберёмся, чем же опасны эти предметы? (Ответ детей)
- Да, первая опасность в доме - острые, колющие и режущие предметы. Все острые, колющие и режущие предметы надо обязательно класть на свои места. Порядок не только для красоты, но и для безопасности.
- А еще, какие приборы могут быть опасными? (Телевизор, электрочайник и т.д.)
- Уходя из комнаты и дома, обязательно выключайте телевизор, утюг и другие электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Ни в коем случае не подходите к оголённым проводам и не дотрагивайтесь до них.
- Таблетки – они нам помогают выздороветь, но без родителей, взрослых их брать нельзя.
- В доме есть стиральные порошки, средства для мытья посуды и многое другое.
Химикаты – это яд,
И не только для ребят!
- Какое правило надо знать? (Без разрешения взрослых не брать и не открывать)
в) Мы уже сказали, что для удобства человек придумал, много различных вещей, предметов, транспорт. (Слайд 9)
- Для того, чтобы автомобиль был для людей безопасным, были введены обязательные правила, которые все должны соблюдать.
- Где мы должны переходить дорогу. (По зебре, пешеходному переходу, на светофоре)
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
- Как должны переходить дорогу, если светофора нет? (Посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо, и если нет автомобиля, перейти дорогу до конца)
- Что нам нужно соблюдать? (Правила). Чтобы наша жизнь была безлопастной!
9. Итог урока.
- Перед вами карточки с изображением лиц. (Один – весёлый, другой – грустный)
- Выберите и покажите, с каким настроением вы закончили урок?
- А где вам было трудно?
- Кто запомнил вверх, вниз? (Вверх – от земли; вниз – к земле)
- Для чего используем слова выше – ниже? (Для сравнения)
- Что обозначают эти слова – направления.
- Благодарю за работу. (Слайд 10)