Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках химии

Разделы: Химия


В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую называют “информационной”. Перед школьным образованием новая эпоха ставит и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.

В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность, компьютерная грамотность учащихся и учителей, которая подразумевает:

  • умение учиться искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернете;
  • способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
  • применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

В связи с реализацией “Национального проекта образования” все школы города получили компьютерные классы, и появилась возможность использования компьютеров не только на уроках информатики. Для эффективного использования компьютеров в школе, классе учитель должен обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками.

Для повышения квалификации учителей в области компьютерных технологий была создана Программа Intel® “Обучение для будущего”. В 2006-2007 учебном году я прошла обучение и получила сертификат по этой программе, а в феврале 2008 года обучалась на школьной площадке курсов Microsoft “Партнерство в образовании”.

Из курсов я узнала, что существуют компьютерные учебные программы следующих видов:

  1. Демонстрационные, моделирующие программы. Используя данные программы на уроках химии, можно демонстрировать видеозаписи тех химических процессов, которые невозможно по техническим причинам или по технике безопасности показывать в школьной лаборатории; а также использовать на уроке схемы превращения веществ, объёмные трёхмерные модели химических соединений и диаграммы, формулы и многое другое.
  2. Справочно-информационные программы. Эти программы насыщены разнообразными справочными материалами, табличными данными. Возможность использования Интернет-ресурсов позволяет повысить интерес к предмету, так как дополнительная информация помогает повысить качество уроков.
  3. Обучающие программы. Включают в себя всевозможные программы-репетиторы. Я их использую для подготовки к урокам, а также рекомендую детям, увлекающимся предметом.
  4. Программы-тренажёры используются для отработки умений и навыков по предмету.
  5. Контролирующие программы. Это использование на уроке тестов, контрольных работ в электронном варианте, игровых упражнений на закрепление приобретённых знаний.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках химии меняет подход к организации учебного процесса <приложение 1>. Так при объяснении нового материала учитель имеет возможность создания учебно-дидактической презентации, мультимедийной презентации для составления опорного конспекта учащихся, подбора текстового и графического материала по теме урока, создания наглядного раздаточного материала.

При проведении контроля усвоения знаний, умений и навыков – может организовать самостоятельные работы, тесты и контрольные задания на основе мультимедийного материала, а также проведение виртуальных лабораторных работ.

Большая роль в современном процессе образования отводится организации проектной деятельности учащихся, что также немыслимо без применения компьютерных технологий. Помимо текстового сообщения или реферата учащимся даётся задание провести исследовательскую работу и оформить её в виде презентации.

Так в 2005-2006 учебном году учеником 10-го класса Каплиным Андреем был разработан проект “Питьевая вода – как источник жизни”. Данный проект был представлен на XII областной научно-практической конференции “Охранять природу – значит охранять Родину” где получил диплом I степени.

Мои ученики не стали останавливаться на достигнутом, и результатом нашего совместного труда в 2006-2007 стало завоевание II место на XIII областной научно-практической конференции. В этом же учебном году мы участвовали в Международной научно-практической конференции “От школьного проекта – к профессиональной карьере” и наш проект был удостоен грамоты, а на Международном конкурсе художественного проекта, проходившем в г Сосновый Бор Ленинградской области, Шевелёв Александр стал лауреатом конкурса.

В этом учебном году мы также участвовали в областной экологической конференции с проектом о пищевых добавках “Мы - то, что мы едим”, и получили грамоту. В Международной конференции, проводимой в ЛИЕНе г. Саратова с проектом “Здоровье города Балаково”, где также получили грамоту. А на городской научно-практической конференции, проводимой СГСУ г. Балаково, этот проект получил диплом.

Результаты проектной деятельности учащихся 11 “В” класса были включены мною в разработку открытого урока “Химия и проблемы окружающей среды”, который был показан на семинаре для учителей школ Балаковского района и получил высокую оценку педагогов.

При подготовке к этому уроку мои ученики провели обширную работу по сбору и обработке информации, оформлению презентаций. Класс был разделён на три группы-секции. Первая секция работала по проблеме “Загрязнение атмосферы”, вторая – “Водные ресурсы и их загрязнение”, третья – “Загрязнения почвы”. Перед началом урока каждая секция получила вопросы, на которые должна была ответить после представления презентаций. На уроке были представлены презентации “Загрязнение атмосферы”, “Пробег по лёгким”, “Загрязнение воды”, “Загрязнение почвы”, “Тяжёлые металлы”. После обсуждения презентаций за круглым столом я провела фронтальную тестовую проверку, а в заключении предложила схему по внедрению в производство безотходных технологий, а также комплексное использование сырья. В качестве домашнего задания я предложила составить проект безотходного производства.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока. Глубоко убеждена, что повышение качества обучения в наш век глобальной компьютеризации невозможно без внедрения информатизации в учебный процесс.