Цели:
- Познакомить учащихся с новыми принципами декоративно- монументальной пластики в городской среде конца XX столетия.
- Повторить ранее изученные теоретические понятия.
Задача урока:
- Формировать навыки анализа художественного произведения;
- Раскрыть понятия "монументальная пластика", "городская скульптура", "городская среда".
- Раскрыть способности к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.
Оборудование:
- ПК,
- медиа-проектор.
В процессе подготовки проекта был отобран нужный объем материала, разработана структура презентации. Презентация состоит из 30 слайдов (см. Приложение1), подготовлена в программе Microsoft PowerPoint, на которых представлены сведения о декоративно-монументальной скульптуре Санкт-Петербурга конца XX начала XXI века.
При создании презентации использовались материалы Интернета и частные фотографии.
В начале занятия учитель называет цель проведения презентации. Учащиеся просматривают слайды и обсуждают вместе с учителем произведения монументальной пластики современного искусства на рубеже веков.
Данные слайды призваны обеспечить хорошее усвоение учебного материала, так как они обладают интересной информацией, красочно оформлены.
Санкт-Петербург за 300 лет обогатился огромным количеством произведений монументальной и декоративной скульптуры. Она придает неповторимость многим жилым и общественным зданиям, улицам и площадям, набережным, садам и паркам. Монументально-декоративная скульптура - искусство, наиболее доступное массовому зрителю.
Взаимосвязь монументальной пластики и городской среды динамична, она определяется объективными историческими и социокультурными процессами, стилевой эволюцией, а также многосложностью самой среды и разнообразием жанров скульптуры.
История монументальной пластики Петербурга отражает эволюцию идеалов, духовных ценностей и эстетических предпочтений, она связана со стилевыми особенностями, определяющими принципы синтеза искусств, а также градостроительными задачами эпохи.
Современные тенденции развития скульптуры Петербурга определяются ослаблением идеологической и усилением эстетической функции, что приводит к доминированию декоративной пластики, которая активно вводится в городскую среду исторического центра.
С 1990-х гг. в Санкт-Петербурге произошел всплеск украшательства декоративной скульптурой центральных районов города ("Городовой" на М. Конюшенной ул., "Остап Бендер" на Итальянской ул., "Кошки", "Собака" и "Фотограф" на М. Садовой ул.), это возможно входит в противоречие с историческими ансамблями города, но притягивает и останавливает. Эти маленькие скульптурные существа делают наш город более интересным, красивым и запоминающим.
Монументальное искусство (от латинского moneo - напоминаю) принадлежит к числу древнейших отраслей художественного творчества. Триумфальные арки, обелиски, колонны, скульптурные изваяния императоров и полководцев со времен Древнего Рима на многие века стали образцом для художников разных стран. Музейные объекты: памятники Петру Великому, императору Николаю I, Екатерине II, А.В.Суворову, М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю Де-Толли, И.А.Крылову, Александровская и Ростральные колонны, Московские и Нарвские триумфальные ворота являются бесценными символами Санкт-Петербурга.
Искусство монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I.
Скульпту?ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Главные жанры скульптуры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета.
Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.
Скульптура малых форм Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой составляя единый ансамбль. Скульптура малых форм развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений. Жанры и направления малой скульптуры - портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно - объемные формы, ландшафтный дизайн.
Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка и др.