Урок здоровья в 3-м классе "Здоров будешь - всё добудешь"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Цели: изучить особенности своего организма; развить гигиенические навыки и навыки общения учащихся; учить изменять установки по отношению к себе и окружающей действительности; формировать позицию признания ценности здоровья и чувства ответственности за него; добиваться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Оборудование: карта путешествия, остановки; ребусы, карточки-задания загадки; кроссворд, воздушные шары; бутылка с запиской; качалки (пластиковые бутылки с водой); запись музыки и песен; картинки с изображением туалетных принадлежностей; плакаты (девиз, пословицы, названия остановок); текст-карточка “О доброте”; памятки ЗОЖ, круг-шифровка, “Частокол”; витамины, конфеты “Антисила-антиволя”, макет корабля, самодельные флюгера, валюта “здоровянки”, эмблемы, запись сирены Скорой помощи, стакан воды с соломинкой, иллюстрация“Черепаха”.

ХОД УРОКА

1. Актуализация темы.

Звучит песня “Улыбка” (муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского).

- Здравствуйте!...

При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Каждый день мы с вами идём вперёд по пути здоровья, чтобы стать крепышами.

- По какой стране мы путешествуем на наших занятиях ?

- Почему она называется страной здоровья?

- Что нужно делать, чтобы быть крепышом?

Игра “Ручеёк здоровья” (Дети по очереди рассказывают о том, что они делают для своего здоровья)

2. Основная часть.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы, которая станет девизом нашего урока и зашифрована в этом круге. Стрелка показывает ее начало.

Подумайте и озвучьте ее. “Здоров будешь - все добудешь!”

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Как вы думаете, что для нас дороже всего?

3. Открытие детьми нового.

1. Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете реализоваться в современном мире.

- А что такое здоровье, как его измерить?

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье -это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. “Жизнь долга, если она полна”. Один из главных показателей здоровья - продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

2. Рубрика “Это интересно!”. (Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии - 80 лет, а самая низкая в Чаде (Африка) - 39 лет. В нашей стране самая короткая продолжительность жизни в Европе)

3. Как же сохранить здоровье? Вот об этом и пойдёт разговор на нашем уроке. Сегодня мы продолжим своё путешествие в страну Здоровячков. На прошлых занятиях мы побывали в гостях у жителей этой страны, в королевствах Докторов. Давайте вспомним, кто они? (Доктор Свежий Воздух, Доктор Вода, Доктор Упражнение, Доктор Красивая Осанка, Доктор Отдых, Доктор Здоровая пища, Доктор Любовь)

4. Итак, отправляемся с вами в гости к другим жителям этой страны, которые научат нас секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия. Наш путь долгий и нелёгкий. Он будет лежать мимо таинственных островов, заливов, бухт, где нас ждут необыкновенные
приключения. На каждой остановке нам предстоит узнать много нового, ответить на многочисленные вопросы, выполнить разные задания. Надеюсь, наше путешествие будет интересным, а экипаж корабля окажется дружным, смелым, сообразительным, отчаянным. На уроке вы будете добывать специальную валюту- “здоровянки”- с помощью своих знаний, смекалки, находчивости и юмора.

5. Проводим проверку здоровья экипажа. (Задания “для измерения объёма лёгких”: дети дуют на самодельный флюгер - у кого дольше будет крутиться. Задание-шутка боцману: с закрытыми глазами подуть на муку)

Здоровье изумительное!

А на чём мы с вами отправимся вы узнаете, отгадав загадку.

По реке-речушке
Белый дом плывёт
Из него - дымок идёт
Вот и берег на виду
Дом как крикнет: “Ду-ду-ду!”

6. Предлагаю освоить палубу. Настоящий моряк даже в сильную качку ходит по палубе, как мы дома по полу. И не только ходит, но и выполняет сложную работу. (Учащиеся получают качалки - пластиковые бутылки, наполненные водой. Стоя на качалках, дети выполняют различные упражнения. Не удержавшиеся , “падают за борт” (звучит музыка “По волнам, по морям”).

Тот, кто хочет с нами плыть,
Ловким, смелым должен быть.

7. Поднять якорь, отправляемся!

Дружно скажем:

В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
(Звучит запись звуков воды)

- Нас встречает приветливое солнышко, теплый ветерок, синева воды, (звучит песня “Синяя вода” муз. В.Шаинского, ел. Ю.Энтина).

- Вот на горизонте виднеется остров “Спортландия”.

Вы слышали об этой загадочной стране?
Она приснилась как-то кому-то вдруг во сне.
Дороги здесъ-канаты, а мостики-батут,
Бассейном-океаны в Спортландии зовут.
Кто ловок, крепок, строен -
В Спортландию спешат.
Всегда в ней ждут и взрослых,
И маленьких ребят.
Привет, страна Спортландия!
Мир спорта, игр, затей.
К тебе, страна Спортландия,
Ведём своих друзей.
Любим мы играть в футбол,
Забивать в ворота гол,
Любим прыгать высоко,
Плавать быстро и легко.
Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим
Спорт — помощник!
Спорт - здоровье!
Спорт - игра!

Физкульт-ура!

Исполняется песня: Закаляйся, если хочешь быть здоров

Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Постарайся позабыть про докторов
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров.
Всех полезней: солнце, воздух и вода.
От всех болезней помогают нам всегда.
От всех болезней всем полезней
Солнце, воздух и вода.
Бодр и весел настоящий чемпион.
Много песен, много шуток знает он.
А кто печально нос повесил,
Будет сразу побеждён.

- Здесь живет доктор Неболит, который в данный момент отсутствует, но у меня от-него письмо и задание “Частокол”. Расшифруйте совет, расположив буквы по порядку от самой большой до самой маленькой. (Буквы разной высоты). - Что же посоветовал доктор Неболит? (Подружись со спортом!)

В мире нет рецепта лучше,
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь ты до ста лет-
Вот и весь секрет!

- А сейчас мы узнаем, дружны ли вы со спортом. Вам предстоит изобразить походку спортсмена, но не любого, а того, кого я назову: штангиста, бегуна, лыжника, пловца, (звучит песня “Физкульт-ура!” Ю.Чичкова).

8. Всем! Всем! Всем! Чрезвычайное происшествие! Ужасное известие! В стране Спортландия произошел переворот! Злой карлик Грязнодел взошел на трон Спортландии и хочет превратить страну Спортландию в страну Грязнулию. У нас нашествие ужасных микробов! (исполняется танец на мотив песни “Чунга-Чанга”).

Мы - микробы весело живём.
Мы - микробы песенку поём.
Мы - микробы очень любим грязь.
Мы - микробы ненавидим вас.
Всех, кто любит умываться,
Сам умеет причесаться,
Руки мыть, чистить зубы -
Мы не любим.
А нерях, грязнуль, лентяев,
Неумытых разгильдяев
Очень любим, очень любим, очень любим.

- Что же делать? Как избавиться от микробов и грязи?

От воды и мыла
У микробов тают силы.

Изучается памятка.

Как правильно мыть руки?

Сильно намочите руки.

Пользуйтесь мылом.

Намыливайте руки с обеих сторон.

Намыливайте руки между пальцев.

Полощите руки чистой водой.

Вытирайте руки насухо полотенцем.

Советы Доктора Воды.

Раз в неделю мойтесь основательно.

Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.

Каждый день мой ноги и руки перед сном.

Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездке в транспорте.

Рубрика “Это интересно!” (Достаточно мыть тело 1–2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой. Во время мытья с кожи человека удаляется 1,5 млрд. микробов )

9.

По реке спускается вниз наш пароход
Весёлых ребят на борту он везёт
Плещет волна, речная волна...
Стоп, остановка.

(Песня “Раскинулось море широко, и волны бушуют вдали..”, дети раскачиваются, имитируя греблю вёслами. Капитан смотрит в бинокль: “Вижу остров!”)

Остров Гигиены.

Гигиена, к нам приди,
Нам с друзьями помоги!

(Сценка “Гигиена и Грязь”)

Гигиена:

Добрый день! Я - чистота!
С вами быть хочу всегда
Сначала познакомлюсь с вами,
Чтоб стали мы друзьями.

Учитель:

Вот Наташа, Коля, Валя,
Вот Серёжа, Света, Галя,
Костя, Вова, рядом Гена.
А как вас звать?

Гигиена: Гигиена.

Я пришла вас научить
Как здоровье сохранить
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни,
Но я дам совет полезный,
Мой совет совсем не сложный
С грязью будьте осторожны!

Грязь: Вы про грязь? И я у вас?

Гигиена: Ты ко мне не приближайся!
И ко мне не прикасайся!

- Наши дети любят чистоту, порядок, любят умываться, чистить зубы, делать зарядку.

Грязь: Нет, нет, нет! Я вам не верю!

Гигиена: Это мы сейчас проверим!

- Ребята, что необходимо иметь, чтобы быть чистыми и здоровыми? А чтобы ответить на этот вопрос, давайте разгадаем кроссворд. Нужно вписать в кроссворд название принадлежностей, которые помогают нам сохранить опрятный внешний вид.

Гигиена: Теперь убедилась?

- Наши дети хорошо знают все эти предметы.

10. А вот и залив “Мыльный пузырь”, который имеет очень много приток мыльных пузырят. Они просят заплыть к ним в гости и отгадать загадки.

- Ну, что, заплывём?

- Давайте посмотрим, какие загадки приготовили нам пузырята.

Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтоб у каждого было
Что это ребята? (Мыло)

Вроде ёжика на вид
Но не просит пищи,
По одежде пробежит
Она станет чище. (Щётка)

Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгал
Всю грязь повыгнал. (Зубная щётка)

Зубаста, а не кусается,
Как она называется? (Расческа)

Белая река
В пещеру затекла
По ручью выходит
Со стен всё выводит (Зубная паста)

Рубрика “Это интересно!” (сообщения детей).

1. Из чего делают мыло?

Его варят из жира животных. Добавляют в жир соду, душистые вещества, сок лекарственных растений, красители. Затем мыло разливают в формочки, сушат, упаковывают и отвозят в магазины. Варить мыло люди научились в глубокой древности – 4 тыс.лет назад. Это был скверно пахнущий мыльный раствор, сваренный из козьего жира и золы деревьев. Первые мыловаренные Заводы построили во Франции в IX веке, т.е. 1100 лет назад. В России их стали строить при Петре I. Мылом пользовалась только знать. Крестьяне ещё долго стирали и мылились древесной золой, прокипячённой с водой. Сейчас каждый человек за год расходует около 10 кг мыла.

2. Зубная щётка.

Послушайте, какой указ издал французский король для своих подданных, которые служили при его дворе: “Повелеваю мыть руки каждый день, а лицо- почти также часто, держать в чистоте волосы, глаза, зубы и даже ноги, особенно летом...” Давно, когда зубной щётки и в помине не было, люди всё же чистили зубы. Древние римляне полоскали рот отваром трав на меду и луковым отваром. Из жжёного оленьего рога приготовляли зубной порошок и чистили им зубы. У народов Азии был зубной веник, похож на щётку. В европейских странах (во Франции, Англии, в России - зубная щётка появилась 300 лет назад, в XVII веке.

11. Спасибо добрым докторам!

Обещаем по утрам
Зубы чистить, умываться
И зарядкой заниматься.
Чтоб, брат, смог ты убедиться:
С грязью ни к чему водиться.
Помнить нужно всем всегда:
Залог здоровья - чистота!
Очень сложно болезни лечить,
Легче болезни предупредить.
Ну, а если случилось, не жди,
Телефон Айболита - 03.
(Звучит сирена скорой помощи)

12. Ребята, в гости к нам спешит.

Любимый доктор Айболит.
Друзей здоровья нам покажет.
Про них расспросит и расскажет,
Поговорим о деле важном:
Как сильным выглядеть, отважным?

13. Бухта “Витаминная”.

(Сценка “Айболит и Незнайка”, парад витаминов А В С Д Е маленькие доклады детей о пользе витаминов и где они встречаются)

Витамин А

Кто меня в друзья берёт,
Тот растёт, растёт, растёт.
Дядя Стёпа отчего вырос великаном?
Оттого, что ел морковь, яйца, лук, сметану.

Витамин В

В - в хлебе витамин
Потому повсюду люди
На обед при первом блюде
Чаще требуют меня.
И скажу без лишних слов:
“Ели щи и борщ отменный
Лишь со мною непременно
И Гагарин и Титов”.

Витамин С

А ты, картошка, чем богата?
Тебя ведь любят все ребята.
И знают, в моём лице
Представлен витамин здесь С.

Витамин Д

Ну, а витамин, что в рыбьем жире,
В желтке яиц, в голландском сыре,
В молочной свеженькой еде
Зовётся витамином Д.
(Детям вручаются в подарок витамины)

14. На пути остров “Игральный”.

Игра “Это я, это я, это все мои друзья”.

Кто ватагою весёлой
Каждый день шагает в школу?
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто одежду “бережет”,
Под кровать её кладёт?
Кто ложится рано спать
В ботинках грязных на кровать?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?

Плывем дальше. Туман. Ничего не видно. На корабле пробоина. По команде “Бульк!” все быстро зажимаем носы и приседаем (“ныряем в воду”). Побеждает тот, кто дольше всех продержится под водой.

- На корабле пробоина! Выкачать воду с палубы. (Выпить воду через соломинку. Кто быстрее?)

- А теперь задание. На каждую букву слова ЗДОРОВЬЕ найти слова, которые имеют отношение к здоровью, к здоровому образу жизни.
- Поднять якорь! Отправляемся дальше! Ребята, что это? Вместо якоря мы вытащили неожиданную добычу - бутылку с запиской: “Мой корабль потерпел кораблекрушение. Я оказался на необитаемом острове. Помогите”

- Ну что же, отправляемся на необитаемый остров. Путь далекий, нелегкий. Вот и остров, (сценка “Мойдодыр”).

Я предлагаю заселить этот остров нашими друзьями.

Конкурс “Сила духа”. За 2 минуты нужно надуть воздушный шарик и нарисовать на нем как можно больше человечков - ваших друзей, (звучит музыка, дети надувают шары и рисуют на них друзей Мойдодыра).

Мойдодыр спасен!

- А мы отправляемся на полустанок “Угадай-ка” (необходимо объяснить пословицы на тему здоровья).

- А что это за надпись “Улыбка дарит нам продление века ?”

- Как вы понимаете её значение?

Рубрика “Это интересно!” (Американские ученые выяснили, что когда человек смеётся, в его лёгкие поступает почти втрое больше воздуха. Кроме того, смех прекрасно тренирует голосовые связки. И, наконец, минуту смеха по благотворности воздействия можно приравнять к 45 минутам пассивного отдыха. Так что смейтесь на здоровье!)

- А мы проведём конкурс “Здоровому всё здорово!” и тоже будем смеяться, но по-разному. Изобразите смех: надменный, зловещий, заискивающий, простодушный, восторженный.

- Здоровью души помогают любовь, добрые мысли, добрые дела, добрые чувства. Как вы думаете, может ли доброта помогать здоровью? (Чтение и обсуждение рассказа “О доброте”)

4. Итог урока:

Здоровье - это самое главное богатство человека. Не случайно поэтому в русском фольклоре столько загадок, столько мудрых пословиц и поговорок о нём.

- Как вы думаете что это?

“Чего хочешь - того не купишь, чего не надо - того не продашь?” (молодость и старость). Рубрика “Это интересно!”. К сожалению, нет на свете человека, который совершенно неподвластен старению. Всё живое стареет и разрушается, но есть на земле одно уникальное животное, которое, согласно китайской поговорке “Умирает молодым, но в глубокой старости”.

- Какое животное, доживая до 300 лет, совершенно не стареет? Ни одного старческого явления не происходит в её организме.

- Это черепаха, (иллюстрация). Пример черепахи даёт надежду учёным, что когда-нибудь удастся разгадать механизм этого явления и, возможно, применить его принципы к людям. Заманчиво будет хоть одним глазком заглянуть в тот удивительный мир, где бабушки и дедушки будут выглядеть, как девушки и юноши. Как говорил великий немецкий поэт И.В.Гёте: “Не велико искусство старым стать, искусство- старость побороть”.

- Надеюсь, что сегодняшний урок не прошёл даром, и вы многое почерпнули из него, ведь “здоров будешь - всё добудешь!” Желаю вам здоровья и долголетия!

Литература:

1. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина “Тридцать уроков здоровья” М, Сфера, 2002.

2. Т.Абрамова “Вообрази себя здоровым” /ж-л Будь здоров. 1997, № 2.

3. Мудрость здоровой жизни: Афоризмы, пословицы, поговорки о здоровье. М: Медицина, 1986.

4. В.Фролькис “Геронтология на рубеже веков./ж-л Наука и жизнь. 1998, № 11.

5. Г.Шаталова “Преодоление старости” / ж-л Будь здоров. 1999, № 3.

б. С.В.Мальгинова “Береги платье снову, а здоровье смолоду!”/ж-л Читаем, учимся, играем”. 2000, № 4

7. Часы весёлых затей /ж-л/ Минск, “Красико-Принт”, 2000.

8. Начальная школа. Первое сентября. Газ. 2005, № 12.

9. Педсовет/2004, № 5; 2002, № 4; 2005, № 5; 1999, № 4.

10. В.И.Ковалько “Здоровье-сберегающие технологии. 1–4-е классы. М.; “Вако”, 2004.