Цели:
- Раскрыть особенности формирования американской нации.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы.
- Создать условия для развития у школьников критического мышления, самостоятельности при получении знаний, рефлексивной деятельности, выработке своего мнения.
Оборудование: тетради, Атласы, электронное пособие по географии для 10-го класса, текст для работы с пометками.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Ребята, как вы думаете кто такие американцы?
1-й этап “Вызов”
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “американец”?
2. Запишите в тетради все, что вы можете сказать о населении США.
3. Обменяйтесь мнениями в парах
4. Начертите в тетради маркировочную таблицу с тремя одинаковыми вертикальными колонками. (Учитель вычерчивает на интерактивной доске таблицу)
Знаю | Хочу знать | Это для меня новое |
5. В левой колонке таблицы запишите все то, что вы знаете о населении США.
6. Впишите в левую колонку таблицы, которая представлена на доске и у вас в тетради все, что наш класс знает о населении США.
Для этого каждый из вас по очереди должен зачитать свои данные из левой колонки своей тетради.
По ходу чтения учащиеся записывают в свою тетрадь новые данные о населении США.
2-й этап “Осмысление”
1. Вспомним, что такое этнос или нация?
2. Можно ли сказать, что американцы представлены одним этносом?
Для осмысления этого вопроса, вспомните формирование населения США с момента открытия Америки Христофором Колумбом
1492 год
Христофор Колумб
Открытие Америки
3-й этап “Чтение с пометками”
Учащимся предлагается текст и объявляется время, в течение которого каждый, работая самостоятельно, читает и делает на полях текста заметки: “знаю”+, “противоречит моим первоначальным представлениям” -, “хочу знать” V, “это для меня ново”!
Текст
Начало формирования американской нации положила иммиграция.
1-й Начальный этап иммиграции от появления первых переселенческих колоний до образования США в 1786 году и далее до 1820 года. На этом этапе основную массу составляли выходцы с Британских островов – англосаксы и шотландцы. Именно их “настоящими американцами” называл первый президент США Джордж Вашингтон.
И в последующие этапы эмиграции все прибывающие на материк попадали в “плавильный котел” и американизировались на американский лад.
Именно белое большинство положило начало “белым” американцам, которые составляют сегодня основу американской нации.
Чета Клинтон
В XVII Америка заселялась неграми, завезенными из Африки для работы на плантациях Юга.
Во второй половине XX века США, будучи крупнейшим мировым центром экономики, интенсивно заселяется латиноамериканцами, японцами, китайцами.
Латиноамериканские дети
И все быстрее сокращается исконное население США: индейцы, эскимосы, гавайцы.
Эскимос
Индейцы
А ныне современные американцы (кроме немногочисленных коренных жителей-индейцев, эскимосов, алеутов и гавайцев)-это потомки выходцев из Европы, Африки, Китая, Индии, Японии, Филиппин и др., где основной составной частью американской нации является испаноязычная община (более 40 млн.чел)
Отсюда,
американцы европейского происхождения составляют - 80%
африканского происхождения - 12%
латиноамериканского происхождения - 4,5%
азиатского происхождения - 2,9%
индейцы, эскимосы, алеуты - 0,6
Американцы сегодня
1. На основе работы с текстом, учащиеся заполняют таблицу.
2. Идет обсуждение данных и заполнение таблицы.
3. Обсуждение данных всем классом и заполнение таблицы на доске.
4. По ходу заполнения второй колонки таблицы учащимся предлагается подготовить сообщение по тому или иному возникшему вопросу.
4-й этап “Рефлексия”
Так, кто же такие американцы?
Для “отцов-основателей” США и создателей конституции страны это понятие определялось прежде всего принадлежностью к “англосаксонской расе”. Еще первый президент США Джордж Вашингтон писал об “истинно американском характере” как неотъемлемой черте нации.
Однако, по мере увеличения притока неанглосаксонских, а затем и вовсе “небелых” иммигрантов положение стало изменяться.
Характерно, что во время переписи населения в 1990 году на вопрос “Каково ваше этническое происхождение?” только 5% опрошенных ответили, что они просто американцы. Вот почему на вопрос “Что значит быть американцем?” односложно ответить вряд ли удастся кому.
Значит, нам есть чем гордиться! Гордиться своими корнями, уходящими в далекое прошлое Киевской Руси, Русского, а затем Российского государства с гордым именем – россияне!
Далее учитель предлагает использовать методику “Незаконченные предложения”.
1. Сегодня на уроке мне удалось…
2. Если бы в истории мира не было США …
3. На мой взгляд, США – это ….
4. Самым интересным для меня на уроке было…
5. Я думаю, что США…
6. Для России США…
5-й этап “Домашнее задание”
Закрепить знания полученные на уроке.
Составить электронные презентации о народах США.