При организации коррекционных логопедических занятий с детьми, страдающими ЗПР, необходимо всегда исходить из возможностей ребенка - задание должно быть доступным для ученика, всегда необходимо добиваться того, чтобы задания были в меру трудны и, выполняя их, ученик испытал радость, как от преодоления сложности, так и от своего успеха. Отношение педагога во время занятия должно быть предельно доброжелательным, важно отмечать каждое, даже небольшое достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную педагогом ошибку, свое неумение на оценку своих способностей в целом, а научился совместно с педагогом анализировать, понимать, в чем у него трудности и что может в дальнейшем помочь достичь хороших результатов. Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходима дополнительная стимуляция.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на занятии, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. Хорошо зарекомендовала себя система поощрения за каждый правильный ответ "жетонами" - фишками, наклейками, звездочками, картинками и т.п.
Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста, страдающими ЗПР, должна учитывать их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
- Формирование пространственных представлений;
- Развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений тонкой и артикуляционной моторики;
- Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
- Обогащение словаря;
- Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
Оборудование: карточки с текстом, кроссворды, предметные картинки, магнитофон, лист ватмана, краски, меловой рисунок.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- Формирование навыков умственной деятельности на основе текста.
- Активизация словаря.
- Закрепление навыков чтения
- Закрепление умения отвечать на вопросы, развитие диалогической речи
- Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематических процессов;
- Учить произвольно изменять силу голоса, интонацию; отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие творческих способностей.
- Коррекционно-воспитательные:
- Вызвать эмоциональный настрой на сказку.
- Воспитание чувства эмпатии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной новой сказкой
Познакомлю вас сейчас
- Я рада встрече с вами, ребята! Сейчас предлагаю вам погрузиться в ВОЛШЕБСТВО ПРИРОДЫ. Закройте глаза и представьте прошедшее лето. Вы стоите на лесной полянке, кругом цветут цветы, шумят деревья. Они шепчут имя каждого из вас. Попробуйте услышать, как вас зовут деревья и цветы.
(дети закрывают глаза, звучит музыка)
- А теперь откройте глаза и скажите, что вы услышали?
(Психологический настрой. Дети называют свои имена.)
Сообщение темы занятия.
Представьте, что мы идем с вами по лесной тропинке.
1. И вдруг, перед нами паутина, которую сплел лесной паучок и чтобы ее обойти, надо разгадать его загадку
2. Вот вы и отгадали, что предложил нам паучок.
Теперь мы можем идти дальше.
Основная часть.
1. Послушайте удивительную сказку о необычном цветке и постарайтесь запомнить слова со звуками [с, з, ц].
- На лесной полянке вырос необычный цветочек. Листья, стебель, лепестки цветочка были синего цвета.
- Мои лепесточки белого цвета, а серединка - желтого, - хвасталась Ромашка.
-А я могу быть и розовой, и красной, и белой. Я прекрасна, - высокомерно вступила в разговор Роза.
Василек радовался цвету своих цветов. И только синий цветочек безмолвно прислушивался к разговору.
"Какой же я безобразный", - грустно думал цветочек. Когда все засыпали, он жалобно плакал: так ему было обидно за себя.
- Я хочу быть разноцветным, простонал цветочек, вытирая слезы.
И вмиг перед ним волзникла волшебница из Царства разноцветья. Она, не задумываясь, окрасила синий цветочек в разные цвета. Его желание исполнилось: он стал разноцветным.
Когда утром все цветы проснулись, то увидели прекрасный цветок. Таких цветов они нигде и никогда не видели. Цветик-разноцветик - так назвали цветы необычный цветочек. Цветы гордились своим соседством с ним.
2. Беседа по сказке.
- Как называется сказка?
- Назовите слова со звуком [с] и определите позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце, в 1-м, во 2-м, в 3-м слоге и т.д.)
- Назовите слова со звуком [з] и определите позицию звука в слове.
- Назовите слова со звуком [ц] и определите позицию звука..
3. Чтение сказки по цепочке.
4. Выборочное чтение.
- Как выглядел синий цветочек?
(найти слова в тексте)
- Чем хвасталась ромашка?
- Что говорила о себе роза?
- Чему радовался василек?
- О чем грустил синий цветочек?
- Кто помог синему цветочку стать разноцветным?
- Как назвали цветы новый цветок?
Физминутка.
А теперь сойдем с тропинки и отдохнем.
-Упражнение "Горячие монетки"
Глубокий вдох: медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вверх.
Задержать дыхание: во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (почувствовать ощущение "горячей монетки" в центре ладони)
Медленный выдох: выдыхая, рисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники)
Работа по карточкам.
- Возьмите синий карандаш и закрасьте слова, в которых есть звук [с]. Определите место звука в слове. Дайте характеристику звука. (согласный, глухой, твердый)
- Возьмите желтый карандаш, закрасьте слова, в которых есть звук [з]. Определите место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Дайте характеристику звука (согласный, звонкий, твердый).
- Возьмите красный карандаш и закрасьте слова, в которых есть звук [ц]. Определите место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Дайте характеристику звука (согласный, глухой, твердый).
- Чем похожи звуки [с, з, ц]? (Тем, что они согласные, твердые)
- А какие есть различия в характеристике звуков, чем они отличаются? (Звук [с] - глухой, а звук [з] - звонкий. )
- А звук [ц]? (Он по характеристике сходен со звуком [с]).
5. Работа над интонацией.
- Повтори слова синего цветочка как можно более грустно.
"Я хочу быть разноцветным", - простонал цветочек, вытирая слезы.
6. Рисование.
- Нарисуйте синий цветочек и цветик-разноцветик.
- Расскажите, что между ними общего, а чем они отличаются?
- Ребята, а сейчас представьте, что вы синий цветочек и произнесите фразу: "Я люблю солнышко. Когда оно светит, мне тепло и уютно".
- А теперь представьте, что каждый из вас - цветик-разноцветик и произнесите эту же фразу. Есть различие в интонации?
Физминутка.
- Самомассаж рук
Греем руки
Надо руки нам погреть,
Посильнее растереть.
"Добываем огонь"
Мы как древние индейцы
Добываем огонек:
Сильно палочку покрутим
И огонь себе добудем.
"Пила" (мальчики)
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
"Надеваем браслеты" (девочки)
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
- Глазами нарисовать цветок с четырьмя лепестками (3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой стрелки)
Работа в тетрадях:
- Какое сегодня число? Месяц?
Запишите.
- Задание: выписать слова в 3 столбика.
"С" "З" "Ц"
Лесной розовый цветов
Вырос роза цветочек
Лепестки безобразный волшебница
Хвасталась царства
И т.д.
Проверка работы: зачитать слова. Найти ошибки, если они есть. Возможна взаимопроверка.
Работа с кроссвордом.
Игра "Кто вперед?"
1. Какой по цвету Цветик-разноцветик? (разноцветный)
2. Название цветка, которого можно назвать ласково. (Василек)
3. Как называется ножка любого цветка? (Стебель)
4. Что у любого цветка зеленого цвета? (Листья)
5. Как называется царица цветов? (Роза)
6. Когда цветок вянет, что падает на землю. Назовите ласково. (Лепесточки).
7. Название царства, в котором жила волшебница. (Разноцветье)
8. Новое имя синего цветка. (Разноцветик)
9. Что получилось по вертикали? (Цветочек)
У детей карточки, а на доске большой кроссворд.
После того, как дети выполнят 1-е задание, оно заносится в кроссворд на доске и т.д. (кто вперед?).
КРОССВОРД:
Коллективная работа.
- А сейчас мы с вами нарисуем коллективную картину по сказке "Цветик-разноцветик". Как вы думаете, какое настроение стало у цветов?
- Радостное.
Значит мы будем рисовать радость.
Подведение итогов занятия.
- Что вам запомнилось сегодня из нашего занятия?
- Чему научились?
Спасибо, ребята, вы сегодня меня порадовали хорошей работой и хорошим настроением. А теперь я хочу вам на прощанье подарить вот такие цветы.
(Логопед дарит детям рисунки или картинки цветов.)