Единственный путь, ведущий к знанию -
это деятельность"
Бернард Шоу
Цели урока:
- систематизировать знания обучающихся по теме "Действия с десятичными дробями";
- закрепить навыки выполнения действий над десятичными дробями;
- развивать вычислительные навыки обучающихся, память, внимание, мышление;
- работать над совершенствованием математически грамотной речи;
- формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу;
- воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к предмету, расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: мультимедийная установка; распечатка тестов.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Повторение и коррекция опорных знаний.
- Физкультминутка.
- Решение заданий по теме "Десятичные дроби".
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент: настроить ребят на рабочий ритм.
2. Проверка домашнего задания
Дома вам нужно было решить анаграмму, выполнив следующие примеры:
а) 15,81:(24-23,66)-18:37,5
1) 34-К | 2)4,65-И | 3) 4,8-М | 4) 4602-П |
0,34-Б | 465-Р | 0,48- Е | 0,4602-Э |
3,4-О | 46,5-Л | 48-Н | 46,02-З |
б)
1) 0,8-Я | 2) 6,8-А | 3) 1-Ж | 4) 48,75-Щ |
8-П | 68-Х | 0,01-Ю | 4,875-К |
9-Ф | 90-Ч | 0,1-С | 4567-Ы |
5) 3,75-А | 6) 103-Й | 7) 130-Д |
30,75-У | 1,3-Л | 0,013-О |
8675- Ъ | 2,3-Т | 0,13- Ь |
Ответ: Блез Паскаль.
Историческая справка: Великий учёный Блез Паскаль внёс огромный вклад в развитие математики. Именно он сконструировал первую механическую счётную машину. Сегодня мы на уроке заглянем вглубь веков, постоим у истоков современной науки, поговорим о вычислительных машинах, которые использует человек для облегчения счёта.
3. Повторение и коррекция опорных знаний.
Устная работа.
1) Уравняйте количество знаков после запятой в следующих дробях:
4,7; 0,245; 3,06
2) Расставьте числа на координатном луче, сформулируйте правило сравнения дробей.
Каждому числу соответствует определённая буква. У вас должно получится название страны, в которой жил Блез Паскаль.
3,06-Ц 2,2-Н 5,1-Я 3,99-И 0,7-Р 0,245-Ф 1-А
3) Заполните пропуски:
а) Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1) _________ в этих дробях количество знаков ____________;
2) записать их друг под другом так, чтобы ______________________________;
3) выполнить сложение ( вычитание) __________________________________ ;
4)поставить в ответе запятую ______________________ .
б) Чтобы умножить две десятичные дроби, надо:
1) выполнить умножение, ________________________;
2) отделить запятой ______________________________________________ .
в) Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
1) в делимом и делителе перенести запятую ______________________________ ;
2) после этого выполнить деление на ________________________ .
4. Физкультминутка.
5. Решение задач по теме: "Десятичные дроби".
Найди неверный ответ
17,01+0,063=17,073
207- 1,63=205,37
1,5*4,76=7,14
77,66:0,23=1642
(Ответ: 1642)
Историческая справка: В этом году французский учёный Блез Паскаль сконструировал свою первую счётную механическую машину. Машина Паскаля могла только складывать и вычитать.
Решить уравнение:
3059,2-1,8х=10
(Ответ: 1694)
Историческая справка: Созданная в 1694 году Лейбницем счётная машина обладала гораздо большими возможностями - она умела складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень и извлекать квадратные корни. Однако она была слишком громоздкой и работала очень медленно.
Решить задачу:
Второй велосипедист едет вслед за первым. Скорость первого велосипедиста 12,6 км/ч, а скорость второго 13,8 км/ч. Сейчас между ними 0,52 км. Какое расстояние было между ними 0,4 часа назад?
4) В настоящее время для удобства и быстрого выполнения вычислений используют микрокалькуляторы.
Составить программу для вычисления следующего примера:
(6,9-5,52 : 0,69* 0,85)*(( 5-0,125) : ( 3,7+0,05)).
Выполните действия с помощью микрокалькулятора.
Историческая справка: Впервые, идею программирования вычислений выдвинул в 19 веке англичанин Чарльз Бэббидж. Он придумал ввод программ в машину с помощью перфокарт, ввёл память для промежуточных вычислений, предложил использовать двоичную систему счисления.
Машина Бэббиджа, как и её предшественницы, была механической.
И лишь в 20 веке были созданы сначала электромеханические, а затем и электронные вычислительные машины.
6. Самостоятельная работа. Выполнить тест (по вариантам.)
Вариант 1. | Вариант 2. |
Вычислите: 3,34+28,7 а) 32,04; б) 31,41; в) 31,04; в) 62,1. |
1. Вычислите: 6,35-3,5 а) 2,85; б) 3,3; в) 6; г) 3,85. |
Вычислите: 0,34 0,8. а) 2,72; б) 0,272; в)27,2; г) 0,0272. |
2. Вычислите: 0,70,26. а) 0,182; б)0,0182; в) 1,82; г) 18,2. |
Вычислите: 20,40,8. а) 25,5; б) 2,55; в) 0,255; г) 255. |
3. Вычислите: 725. а)0,725; б) 0,28; в) 0,028; г) 2,8. |
Округлите 0,6539 до сотых. а) 0,7; б) 0,65; в) 0,66; г) 0,654. |
4. Округлите 0,2518 до десятых. а) 0,25; б) 0,2; в) 0,3; г) 0,251. |
Расположите в порядке убывания числа 3,78; 3,784; 3,7801. |
5. Расположите в порядке убывания числа 1,4302; 1,43; 1,437. |
Из чисел 1; ; 1,05; выберите наименьшее. | 6 Из чисел 0,98; ; 1; выберите наибольшее. |
7. Итог урока.
повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
8. Задание на дом. № 1802; 1806.
Литература:
- Н.Я. Виленкин и др.Математика.5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений - М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А.С.,Нешков К.И. Дидактические материалы для 5 класса. - М.:Классик Стиль,2007.
- И.Я Депман, Н.Я. Виленкин.За страницами учебника математики.-М.:Просвещение,1989.