Пояснительная записка.
Основными задачами обучения детей на отделении изобразительного искусства в ДШИ №14 является общее художественно – эстетическое воспитание детей, а также подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Задача курса занятий по предмету «Декоративная роспись» – привить учащимся основы народного творчества, навыки работы с традиционными для прикладного искусства материалами, развить у детей сознание красоты народных промыслов нашей страны.
Кажущаяся простота изделий народных промыслов ведет за собой сложные, трудоемкие технологии, настоящее мастерство и творческий подход. В процессе обучения дети должны узнать специальные термины, используемые в различных видах росписи, освоить технические приемы, характерные для прикладного искусства. Наряду с освоением техники росписи, учащиеся должны усвоить технологию работы с материалами (заготовками), используемыми для росписи.
Выпускник школы должен полностью знать технологический процесс производства изделий, владеть техниками росписи.
Следует учитывать, что в связи с индивидуальными способностями учащихся, результативность усвоения учебного материала может быть разной. В связи с этим в учебный план входят занятия по написанию эскизов к работам и их корректировка. Задания располагаются в порядке постепенного усложнения.
Занятия по декоративной росписи планируются из расчета 2 урока 1 раз в неделю для 1-го и 2-го классов и 4 урока 1 раз в неделю для 3-го и 4-го классов.
Принцип организации занятий – групповой урок, количество учащихся в группе 6 – 10 человек. В программу также заложены уроки - посещения музея (с целью выполнения набросков предметов прикладного искусства и их отдельных элементов).
Учет и контроль успеваемости осуществляется по итогам выполнения заданий, в конце I и II полугодий проводится контрольная работа ( с использованием традиционных материалов и техник росписи), включающая весь технологический процесс.
Для реализации данной программы необходим специальный класс, оборудованный столами, стульями, палитрами из стекла, стеллажами для просушки заготовок. А также необходимы материалы: наждачная бумага, лак ПФ – 283, деревянные и металлические заготовки разной формы, масляные художественные краски, гуашь, кисти художественные ( колонок, нейлон, белка), мастихины, ветошь, масло растительное, скипидар, бумага для эскизов, мыло, рабочие халаты, клеенки.
Тема 1. Знакомство с Урало-Сибирской росписью.
Дeкopaтивнaя роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома.
Становление уральской школы росписи протекало несколькими этапами, что связано с периодами колонизации 3ауралья. Так в 16 -17 вв. на культуру уральского крестьянства большое влияние оказала культура русского севера, поморья, откуда были первые переселенцы. Но уже в 18 - 19 вв. внесла свои коррективы народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, центральных областей. Переселенцы везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись.
Со второй половины 17 в. на Уpaлe складываются два направления расписной утвари:
- роспись металлических изделий, которая находилась в поселках при демидовских заводах - Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском;
- роспись деревянных изделий, которая стала ремеслом сельских paйoнов Урала и была сосредоточена в наиболее населенных поселках.
Покрывали изделия цветочной росписью. Самой распространенной композицией был букет. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалевок, затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение крacок происходило на самой работе, т.к. на непросохший еще подмалевок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому создавались мягкие переходы от одного цвета к другому.
Мы рассмотрим одну из школ Уpaло-Сибирской росписи: Кемеровскую. Ее отличительной особенностью является двухцветный мазок который получается, когда на один край плоской кисти набирают основной цвет, а на другой - более светлый, затем проводят несколько раз по палитре и получают цветовую растяжку.
Инструменты:
- Нейлоновые кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые № 1-2.
- Палитра из стекла размером 20 * 30 см.
- Ветошь, порезанная на квадратики около 10 см, чтобы протирать кисти, и банка для грязной ветоши.
Материалы:
- Грунт для металлических поверхностей (служит для выравнивания поверхности заготовки и лучшего сцепления металла и эмали).
- Эмаль черная для окраски фона (черный цвет выбран не случайно, он как бы символизирует Кузбасс, как угледобывающий край).
- Масляные краски, доведенные до нужной консистенции (она должна напоминать густую сметану).
- Разбавители: для масляных красок - любое растительное масло (лучше подсолнечное нерафинированное, т.к. оно сохнет быстрее).
- Лак ПФ-283 или ПФ-231.
- Металлическая (стеклянная или деревянная посуда) заготовка.
Тема 2. Элементы росписи.
- Все цветы вписываются в круг или овал. На этапе знакомства с цветками их форму можно прорисовывать точками или штрихами.
- Центр цветка всегда занижен относительно геометрического центра.
- Набираем краску на кисть и начинаем с переднего плана прописывать сначала одну сторону цветка, затем вновь набираем краску и прописываем также с переднего плана другую сторону цветка, как бы в зеркальном отражении. В процессе работы краски на кисти остается всё меньше, она становится прозрачнее, темнее и лепестки зрительно становятся дальше.
Задание 2.1. Ромашка.
Наиболее простой в исполнении цветок, т.к. только в ней используется простой одноцветный мазок. Его особенностью является использование тенёжки.
Тенёжка наносится более темным цветом, приближенным к фону, предназначена для того, чтобы облегчить работу с тенью. Когда мазки основного цвета последовательно заводят на тенёжку, происходит смешение красок, и наиболее удаленные от переднего плана мазки приобретают более темную окраску.
Правила построения цветка ромашки:
- Наносим тенежку. Она должна повторять форму цветка, но быть на 0,5-l см меньше в диаметре.
- Цветок симметричен по вертикальной оси, поэтому начинаем наносить мазки сначала с одной стороны цветка, затем вновь набираем основную краскy и продолжаем наносить мазки, начиная с переднего плана цветка.
- Следует помнить, что мазки переднего плана наиболее широкие и светлые, а чем удаленнее, тем уже и темнее.
- Набираем на плоскость кисти № З на один угол красную и на другой - желтую краски, выполняем цветовую растяжку на палитре и делаем округлый мазок в центре цветка.
- Разводим желтую краску до состояния жидкой сметаны, обмакиваем зубочистку и наносим тычинки от переднего края влево, затем снова набираем краску и продолжаем наносить мазки от переднего края вправо. Благодаря такой технике на переднем плане тычинки будут более яркими и крупными, еще больше подчеркивая передний план.
Задание 2.2. Листья.
Как и в предыдущем задании, мы будем использовать тенёжку, но здесь она расположена от середины до конца листа.
Правила построения:
- Для того чтобы облегчить задачу нарисуем пунктиром форму листа и разделим его осью по середине.
- Набираем двухцветный мазок (зелено-желтый или зелено-белый) и начинаем наносить мазки от осевой линии к нарисованному контуру, при этом светлая сторона мазка должна быть с краю листика. Конец мазка мы слегка закругляем. Следующий мазок наносим также от осевой линии и на l мм поверх предыдущего мазка, делаем его чуть короче. По тому же принципу выполняем остальные мазки.
- Для второй половины листика вновь набираем краску и выполняем роспись в той же последовательности, что и первая половина листика. При правильно выполненном задании на поверхности листика будут видны прожилки.
- Тонкой кистью №1 набираем светло-зеленую краску, приписываем черенок листика и при необходимости - хвостик.
Задание 2.3. Лилии.
- Рисуем тенежку и цветоножку кистью № 10
- Набираем бело-охристый двухцветный мазок
- Принцип построения тот же, что у ромашки, отличие состоит в наложении мазков, они получаются сдвоенные
- В центре цветка выкручиваем сердцевину овальной формы (кис. №3)
- Коричневой или черной краской рисуем тычинки (кис. № l)
- Выполняем привязку: тонкой кистью прорисовываем стебельки и травки, смягчая переход между цветком и фоном.
Задание 2.4. Ирис.
- Вписываем в кpyг. Следует учесть, что центр цветка находится выше геометрического цeнтpa.
- При помощи тенежки моделируем форму цветка и направление листьев.
- Используем элемент листок, варьируя форму и направление.
- Более светлым тоном прописываем чашечку цветка, выполняем разживку.
Задание 2. 5. Пион.
Двойной двухцветный мазок.
- Наносим тенёжку более темным цветом чем предполагаемый цветок.
- Набираем двухцветный мазок на плоскую широкую кисть и двойными, как бы заостренными мазками, в направлении от центра, прописываем первый ярус лепестков. Сначала одну половину. Вновь набираем краску на кисть и прописываем вторую половину первого яруса.
- Набираем краску для второго яруса лепестков, при этом мазок должен быть светлее, чем на первом ярусе лепестков. Пишем лепестки в той же последовательности, что на первом ярусе. Для третьего и последующих ярусов прописываем только лепестки заднего плана.
- Средней кистью и более светлой краской прописываем чашечку цветка.
Задание 2.6. Шиповник.
Закругленный двойной мазок.
- На плоскую кисть № 10 набираем двухцветный мазок. На этот раз будем придерживаться формы - oвaл, центр цветка ниже геометрического центра.
- Наиболее яркие и широкие мазки расположены на переднем плане. Закругленный двойной мазок выполняют следующим образом: ставят кисть вертикально к поверхности изделия, слегка нажимают и ведут к себе, ослабляют нажим, затем вновь постепенно увеличивают нажим, одновременно прокручивая кисть пальцами, снова ослабляют нажим и выводят кисть к центру цветка. При этом кисть должна встать перпендикулярно к поверхности.
- Прописываем лепестки от переднего плана к заднему, сначалa левую сторону цветка потом - правую. Не забываем, что для каждой половины цветка мы обновляем краску и пишем ей сначала лепесток переднего плана, а затем по порядку последующие, при этом уменьшая мазки. С каждым мазком краски на кисти остается все меньше и лепестки получаются более прозрачные, зрительно как бы удаляясь, сливаются с фоном.
- Набираем краску более светлого цвета на кисть № 3 и одним горизонтальным мазком выписываем чашечку цветка.
- Тонкой кистью пишем тычинки.
Задание 2.7. Pозa.
Правила выполнения двухъярусных цветов.
Форма цветка и мазков такая же как у шиповника, отличие состоит в написании дополнительных ярусов лепестков.
Первый ярус лепестков пишем так же как шиповник. Для второго набираем краску, при этом мазок должен быть светлее, чем на первом ярусе лепестков. В той же последовательности прописываем второй ярус лепестков. Третий и последующие ярусы прописываем выше центра, ближе к заднему плану. Мазки последних ярусов (центра цветка) должны быть темнее основного цвета, а переход от светлого к темному - резче.
Отличается так же и форма чашечки, она может состоять из 2-х и более мазков, расположенных симметрично. При этом, чем ближе к центру, тем мазки светлее и короче. Краска для написания чашечки должна быть более жидкой, чем для написания цветка и обновляться по мере загрязнения кисти.
Задание 2.8. Травка.
Разновидности дополнительных элементов росписи.
Травками связывают букет с фоном тоненькими завитками из «усиков» и трав, которая собирает композицию в одно целое и создает постепенный линейно-графический и тональный переход от живописи к фону.
Травки разнообразны по форме, стилю и способу написания: это и хвоя, и папоротник, и различные колосья и злаки и т.д.
Обычную травку пишут так:
Поставьте кончик кисти на бумагу и медленно двигайте кисть к себе, постепенно прижимая ее к плоскости бумаги. Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывайте кисть от плоскости листа.
Для папоротника:
- Прописывают тонкой кистью стебель и отходящие от него веточки.
- Набирают на широкую кисть двухцветный мазок и ставят кисть перпендикулярно поверхности изделия, кистью как бы постукивают вдоль стебля, при этом остаются «лохматые» полосочки, напоминающие листья папоротника. Чем ближе они к концу стебля, тем больше поворот кисти.
Хвоя:
- Рисуем стебель с капелькой на конце.
- Набираем темно-зеленый цвет и прописываем первый ярус хвои, закругляя ее к концу.
- Набираем более светлый оттенок зеленого и прописываем второй ярус хвои, он должен быть на 0,5 - 0,8 см короче предыдущего.
- По тому же принципу прописываем 3-й ярус.
- Еще сильнее высветляем краску, мазки располагаем над стеблем.
Все этапы работы выполняются кистью № 1.
Остальные травки рекомендуется сделать ученикам самостоятельно.
Тема 3. Обработка заготовок.
Отличие материалов и способов обработки деревянных и металлических заготовок.
Технология подготовки изделий под роспись:
- Обезжиривание производят в печах при t = 300о С. При отсутствии печей масляный слой снимают ацетоном.
- Нанесение грунта предназначено для выравнивания поверхности заготовки и лучшего сцепления металлa и эмали. В зависимости от состoяния заготовки наносят до 3-х слоев грунта, с просушиванием каждого слоя в печах при t = 200о – 250о С и шлифовкой каждого слоя.
- Покрытие заготовки эмалью в 1-2 слоя, с последующим просушивaнием каждого слоя в печах при t =150о – 180о С и шлифовкой.
- Выполнение росписи, с последующим пpосушиванием в печах при t не более 60о С, т.к. пигмент красок может изменить свой цвет.
- Выполнение орнамента по борту изделия.
- Заключительный этап - лакирование, обычно 2 слоя с просушиванием каждого при t = 40о – 50о С и шлифовкой первого слоя.
3адание 3.1. Обезжиривание, нанесение грунта.
Задание 3.2. Шлифовка первого слоя.
3адание 3.3. Покрытие заготовки эмалью.
3адание 3.4. Выравнивание поверхности, подготовка под роспись.
Тема 4. Виды фона.
Способы нанесения, его влияние на предмет.
Фон в росписи используется для придания дополнительной декоративности изделию. Используется как дополнительная смысловая нагрузка при работе над тематическими и сюжетными композициями.
Задание 4.1. Правила нанесения тоновой растяжки.
- На палитре разводим краску до однородной консистенции, широкой кистью равномерно наносим ее на изделие.
- Тканевым тампоном разравниваем краску.
- Набираем на кисть краску более темного или светлого цвeта, в зависимости от желаемого результата, и наносим на места которые желаем затемнить (высветлить).
- Растушевываем при помощи тампона.
Задание 4.2. Использование копчения для достижения декоративного эффекта.
- Наносим фон. (см. Задание 4.1.)
- Зажигаем свечу и держа заготовку над огнем, слегка поворачиваем ее.
Используя копчение, можно получить огромное множество совершенно непохожих друг на друга изделий. Вместо свечи можно использовать другие горючие материалы, например, промасленную ткань, керосиновую лампу и т.д. Результат, вследствие таких экспериментов, может получиться очень интересным и неожиданным.
Существуют и другие способы разделки фона – это «под малахит» и «под черепaху». На черный фон изделия наносят краску, соответственно зеленую или коричневую (можно использовать различные оттенки), затем свернутой бумагой, рваным ее краем, процарапываем линии, имитирующие рисунок малахита или черепахового панциря.
Тема 5. Взаимосочетание элементов росписи.
Позволяет закрепить ранее пройденный материал, провести корректировку знаний и навыков, отработать ошибки.
Способы выделения переднего плана.
Как уже отмечалось ранее, передний план цветка состоит из наиболее ярких или светлых мазков, котopыe к тому же и самые крупные. По тому же принципу выделяется и центр композиции:
- Состоит из самых крупных цветов и листьев.
- Центр – это наиболее яркие цветовые пятна.
Задание 5.1. Построить небольшую композицию из ромашек и листьев.
Задание 5.2. Композиция из лилий и вытянутых травок.
Использование рефлекса в росписи.
Kак известно предметы оказывают цветовое влияние друг на друга. Эта закономерность используется и в росписи.
Выполнить их довольно просто: при написании какого- либо элемента, чуть заводим кистъ на ближайший к нему элемент, в резулътате смешения красок получаем край необычного цвета. Учитываем так же соседство других элементов росписи при наборе краски для чашечки цветка: так у голубого цветка может быть розоватая чашечка, при соседстве с красным цветком и наоборот.
Задание 5.3. Разноцветные ирисы и листья.
Задание 5.4. Пионы и бутоны, объединенные травками.
Задание 5.5. Шиповник: цветы и плоды, листья и травки.
Техника работы по сырому фону.
Довольно сложная техника. Здесь фон выступаeт как тенежка: после 2-3 мазков на поверхности изделия уже почти не видны остальные мазки. Для наиболее светлых элеметов необходимо набирать более жидкую краску.
Задание 5.6. Розы разнообразные по форме и цвету.
Задание 5.7. «Сибирский букет» - фантазия с использованием элементов: шишки, хвоя, птицы, сибирские растения. Целесообразно использовать фотографии и рисунки цветов, птиц
Тема 6. Виды композиций Кемеровской росписи, их особенности.
Композиции варьируются в зависимости от формы изделия на котором будет выполняться роспись.
Разновидности композиции «Букет». Для этой композиции характерен четко выраженный центр, обычно соответствующий центру изделия, либо находящийся немного ниже его. Вся композиция вписывается в круг или овал.
Особенности композиции «Венок». Чередование примерно одинаковых по размеру элементов, вписанных в круг или ленту. При этом светлая сторона цветов обращена в середину полосы.
Разновидность композиции «Венок» – «Полувенок». Нечто среднее между «букетом» и «венком». Выраженный центр и форма полосы, сужающейся к концам. Занимает обычно ѕ длины изделия
Техника построения композиции «Конверт» или роспись с углов – соответствует названию – небольшие композиции в углах изделия и маленький «букет» в центре.
Тема 7. Орнамент.
Важность орнамента в завершении работы над изделием невозможно переоценить. Без орнаментальной отделки изделие выглядит незаконченным, как картина без рамы.
Основные элементы орнамента.
Любой самый сложный орнамент состоит из простых элементов: это капельки, скобки, травки, штрихи, завитки и др. Собранные воедино они создают удивительную по красоте композицию, подчеркивающую форму изделия.
Последовательность выполнения орнамента.
Сначала приготавливают краску: для нее берут бронзовую пасту, лак и скипидар. Все составляющие смешивают на палитре мастихином до получения однородной массы. В качестве растворителя пользуются скипидаром, т.к. масса быстро подсыхает. Орнамент выполняют кистью №1, дополнительные элементы – круглыми кистями с заостренным концом № 2-5.
- Выполняют направляющие (скобки, завитки).
- Намечают сложные элементы (вензеля) если они есть.
- Прописывают дополнительные элементы (капельки, точки, травки и т.д.). В орнамент можно вводить и живописные элементы – цветы, лепестки, ягодки и пр.
Контрольная работа.
Самостоятельная подготовка изделия под роспись:
- Обезжиривание, нанесение грунта.
- Шлифовка первого слоя.
- Покрытие заготовки эмалью.
- Выравнивание поверхности, подготовка под роспись.
- Подготовка эскиза в цвете, выбор фона.
- Исправление ошибок в эскизе, выполнение росписи.
- Выполнение орнамента.
- Заключительная обработка заготовки.