Пояснительная записка
Опыт проведения выездных профильных летних лагерей для подростков показывает, что это одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. В силу возрастных особенностей, подросткам необходим постоянный поиск, творчество, желание проявить себя и быть лидером.
Данная программа по своей направленности является комплексной и предполагает два основных вида деятельности:
- этнографическое исследование (сбор информации о населенных пунктах, памятниках духовной культуры, запись народных песен, частушек, танцев);
- создание условий, благоприятных для укрепления здоровья, развития коммуникативных навыков.
Выбор этих видов деятельности обусловлен их практической значимостью. Этнографическое исследование дает возможность каждому воспитаннику совершенствовать свои знания в выбранном направлении, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно–исследовательской деятельности; является средством обновления репертуара творческих объединений муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония» А внедрение здоровье сберегающих технологий в повседневную жизнь лагеря дает хороший оздоровительный эффект и дополнительные знания по ведению здорового образа жизни.
В лагере «Ровесник» созданы условия для проявления учащимися инициативы, формирования навыков самоуправления, самоорганизации, самообслуживания, стремления к социально значимой деятельности, что в конечном результате позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Сформировать интерес к поисково-исследовательской работе по сохранению духовного и культурного наследия родного края.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Образовательные:
- Изучение истории сел района «Познай свои корни».
- Сбор и обработка народных песен, частушек и танцев.
- Изучение основ организации правильного питания, основных способов укрепления здоровья.
- Изучение основ речевого этикета и культуры общения.
- Адаптационная и воспитательная:
- Создание психологической атмосферы, комфортной для каждого подростка, способствующей развитию навыков созидательной деятельности.
- Формирование активной жизненной позиции, через участие в работе органов самоуправления лагерем.
- Креативные (развитие творческой активности):
- Организация концертной деятельности, показ номеров, подготовленных в течение года на занятиях в МОУ ДОД «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония» Создание системы игр, заданий, конкурсов с целью организации интересного досуга.
- Оздоровительная:
- Создание условий для развития физической активности и оздоровления.
- Коммуникативная:
- Развитие форм общения через проведение психологических тестов и игр.
СОСТАВ ЛАГЕРЯ: 25 детей в возрасте 12–16 лет.
Жизнедеятельность выездного лагеря Ровесник» организовывают органы детского самоуправления: приложение 1.
Функции органов самоуправления: выработка и принятие решений, касающихся разных сторон жизни лагеря , активное участие в их реализации.
Ожидаемые результаты: за время пребывания в лагере дети овладеют системой следующих знаний и умений:
В сфере поисково- исследовательской работы:
Знать:
- Как фиксировать полученные данные;
- Как правильно составить вопросник;
- Как вести записи в полевом дневнике;
- Как оформить полевой дневник;
- Как анализировать собранный поэтический текст;
- Жанр песни, место бытования, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.
Уметь:
- Проводить опрос информаторов;
- Вести полевой дневник;
- Правильно составить опросник;
- Налаживать контакт с населением;
- Обрабатывать собранный поэтический текст;
- Определять жанр песни, в сочетании с каким обрядом или игрой она исполнялась.
Итог работы:
- Оформление исследовательской работы детей Клуба любителей народной песни– «Народные песни и частушки Приленья».
- Оформление исследовательской работы детей танцевального коллектива «Каприз» – «Народные танцы Приленья».
В сфере общего оздоровления и укрепления организма:
Знать:
- Правила личной гигиены;
- Правила организации здорового питания;
- Основные способы укрепления здоровья.
Уметь:
- Составить режим дня и рацион правильного питания;
- Провести утреннюю физическую зарядку;
- Провести дневную физическую разминку.
Итог работы:
- Составление мини-проектов по организации правильного питания.
Распорядок дня:
8.00 – 8.10 – общий подъем, уборка постелей
8.10 – 8.30 – зарядка
8.30–8.50 – водные процедуры
8.50 – 9.00 – линейка
9.00 – 9.30 – завтрак
9.30 – 11.10 – поисковая работа, работа кружков
11.10 – 12.30 – оздоровительные гигиенические процедуры, купания
12.30 – 13.30 – свободное время
13.30 – 14.30 – обед
14.30 –16.00 – тихий час
16.00 – 16.30 – полдник
16.30 – 18.30 – занятия «Я и спорт», занятия «Я и здоровье»
18.30 – 19.00 – свободное время, тихие игры, индивидуальное чтение
19.00 – 20.00 – ужин
20.00 – 21.30 – вечера, костры, дискотеки
21.30 – 21.45 – линейка
21.45 – 22.00 – вечерний туалет
22.00 (22.30) – 8.00 – сон
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН выездного лагеря «РОВЕСНИК»
1 день.
3 день.
5 день.
7 день
9 день
11 день
13 день
15 день
|
2 день.
4 день.
6 день.
8 день
10 день
12 день
14 день
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выездной лагерь «Ровесник» проводится в течение 15 дней, с 17 по 31 июля 2008 года и базируется в с. Макарово, с.Змеиново.
Выездной лагерь осуществляет свою деятельность по четырем блокам. В каждом блоке предусмотрены теоретические и практические занятия.
Блок 1. Психолого–адаптационный.
Цель: Создать атмосферу успеха для каждого подростка, научить детей верить в себя, свои силы, обрести навыки культурного общения.
Теория: Знакомство с программой лагеря, инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности, занятия по организации работы органов самоуправления.
Практика: Проведение коммуникативных и психологических тренингов, анкетирование, организация работы органов самоуправления.
Блок 2. Краеведение и этнография.
Цель: Изучение истории родного края, народных обычаев, обрядов и традиций.
Теория: Знакомство с правилами составления опросников, ведения полевых дневников, изучение основных аспектов поисково–исследовательской деятельности.
Практика: Работа поисковых групп: сбор и обработка частушек, песен, танцев Киренского района; встречи со старожилами и семейными династиями; экскурсии по селу и в музей.
Блок 3. Спортивно–оздоровительный.
Цель: Создать условия для физического совершенствования и развития детей, закаливания, укрепления здоровья, организации правильного питания.
Теория: Основы знаний и умений по методике самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями; правила питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Практика: Организация занятий в школе «Разговор о правильном питании»; серия игр, посвященных пропаганде здорового образа жизни; спортивные состязания, закаливающие и водные процедуры.
Блок 4. Игры и праздники.
Цель: Создать условия для активного и насыщенного интересными соревнованиями отдыха, развитие способностей подростков, навыков культурной организации свободного времени.
Теория: Знакомство с правилами настольных и подвижных игр, правилами организации праздника.
Практика: Проведение интеллектуальных игр и викторин, игровых и конкурсных программ, праздников, шоу, дискотек.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятий:
- Игры, праздники, конкурсы;
- беседы;
- экскурсии;
- дискуссионный клуб, круглый стол;
- коммуникативный тренинг, психологические тесты;
- интервью с интересными людьми;
- спортивные соревнования, поход;
- дискотеки;
- закаливающие процедуры.
Тема научных исследований детей: «Народные песни, частушки и танцы Киренского района».
Цель исследования: Сбор неизвестных и малоизвестных народных песен, частушек и танцев Киренского района; их анализ, обработка собранного материала.
Методы исследования: Встречи со старожилами, сбор информации, прослушивание частушек и песен, просмотр танцев.
Результаты исследования: Оформление сборника «Народные песни, частушки и танцы Киренского района», внедрение собранного материала в практику работы творческих объединений муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско–юношеский центр Киренского района «Гармония»
Техническое оснащение:
- видеокамера;
- магнитофон;
- аудиокассеты;
- фотоаппарат;
- костюмы для концертной деятельности.
Дидактический и наглядный материал:
- образцы опросников для ведения поисково–исследовательской работы;
- образцы полевых дневников;
- пособие по организации работы пресс–центра;
- пособие «Рисуночные тесты»;
- опросник САН (самочувствие, активность, настроение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «В гармонии с природой» –М.: Изд. ООО «Красико–Принт», 2002, (серия «Праздник в школе»).
- Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков \ авт.-сост. И.В. Куц- Волгоград: Учитель, 2007.-166 с.
- «Организация работы детских общественных объединений в летнее время». –М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003 г, (серия «Для педагогов, родителей и детей»).
- Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства \ авт.-сост. А.А.Маслов.- Волгоград: Учитель, 2007.- 237 с.
- «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других».-М.: АСТ–Пресс–книга, 2003 г.