Работая над проблемой социально-эмоционального воспитания детей старшего дошкольного возраста, я подготовила и провела занятие "Как принять гостей. Как вести себя за столом". Занятие было показано педагогам и получило их высокую оценку. Данное направление работы позволяет мне развивать социальные навыки у детей-дошкольников старшего возраста.
Цели:
- Закрепить знание этикета во время еды за столом.
- Закрепить название основных предметов чайной посуды.
- Формировать навыки активного пользования мимикой и жестами, речевым дыханием.
Предварительная работа:
- Беседа на тему "Как сидеть за столом".
- Дидактическая игра "Как пользоваться столовыми приборами".
- Сюжетно-ролевая игра "Как общаться за столом".
- Занятие по познавательному развитию "Как правильно и красиво сервировать стол".
- Рассматривание иллюстраций, картин русских художников на данную тему.
- Разыгрывание проблемных ситуаций.
- Изучение пособия "В царстве вежливых наук".
- Создание развивающей предметной среды: наборов разнообразной посуды и столовых принадлежностей (скатертей, салфетки, вазочки, подставки под салфетки и т.д.).
- Оформление центра этикета.
- Фотоматериалы и картинки по украшению и сервировки стола.
- Работа с родителями - ознакомление с правилами чайного и столового этикета.
Материал и оборудование:
- косынки и фартуки, угощение: конфеты, печенье, варенье, сахар и т.д.;
- скатерть, салфетки, чайная посуда;
- подарки: цветы, мягкие игрушки, бижутерия и т.д.;
- украшение для групповой комнаты;
- аудиозаписи с музыкальными произведениями детских композиторов.
Словарная работа: масленка, молочник, пирожковая тарелка.
Сценарий занятия-спектакля.
Действующие лица:
- Бабушка (взрослый), остальные действующие лица - дети.
- Мама
- Папа
- Сын
- Дочка
- Гости
Декорации и реквизит:
- Обстановка комнаты для приема гостей.
- Столы для чаепития, чайная посуда, угощение.
- Журнальные столики, газеты, книги, журналы, детский уголок мягкой мебели, зеркало.
- Воздушные шары, цветы, подарки для именинницы, фартуки для всей семьи, скатерть с салфетками.
Картина первая.
Семья: бабушка, мама, папа, сын и дочка стоят произвольно в центре комнаты. У папы в руках газета, у сына - машина, у мамы - полотенце.
Дочка Рита:
Начнем представление
Всем гостям на удивление!
Познакомьтесь, вот моя семья: (показывает)
Мама, папа, брат и я.
А это - самая любимая бабушка моя. (обнимает бабушку)
Бабушка:
У Риты, внученьки моей,
Сегодня день рождения.
Конечно же, мы ждем гостей,
Подарков и веселья.
Мама:
Что ж, веселье хорошо
И подарки тоже.
Кто же скатерть постелить
Мне из вас поможет?
Папа, обращаясь к сыну:
Мы поможем,
Скатерть, сын, скорей неси
И на стол ее стели.
Все подходят к столу, надевают фартуки. Сын стелит скатерть, папа ему помогает.
Мама:
- Что ж теперь на стол поставим?
Бабушка:
- Хлеб:
Сын:
- В хлебнице.
Бабушка:
- Конфеты:
Дочка:
- В конфетнице.
Бабушка:
- Сухари:
Мама:
- В сухарнице.
Бабушка:
- Молоко:
Сын:
- В молочнике.
Бабушка:
- Масло:
Дочка:
- В масленке.
Бабушка:
- Пирожки:
Мама:
- На пирожковой тарелке.
Угощение ставится на стол.
Папа:
- А сюда мы что должны аккуратно так поставить? (показывает)
Мама:
- Блюдца, чашки, чайник, ложки с правой стороны.
Бабушка:
- Про салфетки не забудь, их под скатерти стели.
Расставляют чайную посуду, раскладывают салфетки.
Бабушка:
- К чаю можем мы подать
Бутерброды, сыр, омлет (ставят на стол).
Папа:
И любой украсит стол этот праздничный букет (ставит цветы).
Сын:
- Для тех, кто замарается,
Салфетки расставляются. (ставит салфетки)
Осматривают стол.
Мама:
- Стол накрыт,
Мы ждем гостей,
Приходите поскорей! (снимают фартуки)
Бабушка:
В гости, милые друзья,
Ходят, без сомнения
Лишь по приглашению!
Картина вторая.
Бабушка, мама, дочка встречают гостей. Папа читает газету, сын играет с машиной.
1 гости (стучат, входят, здороваются)
Рита:
- Здравствуйте, гости дорогие!
1 ребенок:
- Добрый день!
Вот мы и тут.
В этом доме гостей ждут?
Мама:
- Ждем, ждем.
1 ребенок:
- Рита! Пусть тебя тревоги
Обегают стороной.
Мама, чтоб, придя с работы.
Каждый день была с тобой! (дарит подарок)
Рита:
- Большое спасибо.
2 гость:
- С днем рождения поздравляем!
Здоровья, радости желаем
И подарочек вручаем (дарит подарок).
Рита:
- Вас благодарю!
3 гость:
- Будь веселой и счастливой
И всегда, всегда красивой! (отдает подарок)
Рита:
- Спасибо! Проходите, гости, присаживайтесь. (гости садятся за журнальные столики, рассматривают книги, журналы и т.д.)
Появляются следующие гости.
4 гость:
- Говорят, я маленький.
Вы не верьте, нет -
Вот какой для Риты
Я принес букет (отдает цветы).
А еще дарю конфеты
Вкусные превкусные,
Чтобы глазки твои, Рита.
Не бывали грустными! (Рита берет конфеты)
Гость проходит в комнату. Рита ставит цветы в вазу, кладет конфеты на стол.
5 гость:
- К вам спешил я, торопился,
Чуть в канаву не свалился.
Именинница, для вас
Я подарочек припас.
Рита (берет подарок).
Рита (берет подарок)
- Друг мой, вас благодарю
И подарочек беру.
Мама провожает гостя в комнату.
6 гость:
- Здравствуйте! С именинницей вас!
Поздравляем нашу Риту!
Дружно дарим ей букет.
7 гость:
Пусть растет и расцветает
Рита наша, как маков цвет!
Рита берет цветы, благодарит.
Бабушка:
- Проходите, гости, не стесняйтесь
И удобно все раполагайтесь.
Гости проходят.
Мама:
- Дочка, гости все пришли?
Рита:
- Нет.
Бабушка:
- Если в гости звали вас,
Нужно не копаться,
А в определенный час
Дружно всем собраться.
8 гость:
- Мы немножко опоздали,
Потому что мы не знали,
Что в подарок подарить.
Дарим бусики тебе,
Их носи всегда, везде.
Дарит бусы.
9 гость:
- Вот тебе колечко
С красненьким сердечком.
10 гость:
- Я дарю тебе браслет -
Ни у кого такого нет.
Рита:
- Спасибо, гости дорогие. (Надевает колечко, браслет, подходит к зеркалу, надевает бусы.)
А я бусики надену.
Стану еще краше,
А колечко покажу
Подруженьке Наташе (любуется на себя).
Картина третья.
Бабушка:
- Гости дорогие!
Просим вас к столу.
Гости проходят к столу, усаживаются.
Бабушка:
- Не стесняйтесь, угощайтесь,
Вкусный чай я всем налью.
Чай горячий, ароматный,
С запахом мятным.
Гости угощаются, благодарят хозяйку за пироги.
Бабушка (хвалит гостей):
- А Миша прекрасно читает,
А Алина уже вяжет!
Мама:
- А моя Рита так танцует, так поет!
Гость:
- Давайте мы ее попросим - пусть расскажет, как живет.
Гости:
- Давайте попросим!
Гости встают и проходят за журнальные столики.
Рита читает стихотворение:
- Я теперь уже большая:
Мне исполнилось 6 лет.
Видик, ролики и сотовый подарили мне в обед.
Я хожу на рисование,
На английский, на борьбу,
С бабушкой моей на танцы
Каждый вторник я спешу. (грустно)
Ах, бегут как быстро годы:
За плечами уж шесть лет.
Дорогие папа с мамой.
Не отдайте и в балет!
Мама обнимает дочку, жалеет.
Бабушка:
- Предлагаю поиграть
В мой волшебный кузовок -
Сложим все слова на "ок".
Кто ошибается,
Тот фантом откупается.
Рита раздает фанты. Проводится игра в "Кузовок".
Мама:
- Становитесь в круг, ребята,
Будем весело плясать!
Будем вместе, будем дружно
День рождения отмечать.
Исполняется танец "Веселые друзья".
Папа:
- Очень весело плясали,
Только мало мы играли!
Бабушка:
- Не будем играть в прятки,
В жмурки, в догонялки,
Поиграем лучше мы
С вами в "Изображалки"!
Проводится игра "Изображалки". Ребенок показывает жестами действия одного из хозяев дома. Например, как папа забивает гвозди. Гости должны угадать эти действия и определить, кому они принадлежат.
Бабушка:
- Какой сегодня чудесный праздник!
Риту дружно поздравляли,
И играли, и плясали.
А теперь пришла пора
Попрощаться, детвора!
Гости:
Вам спасибо за прием,
До свидания, мы пойдем!
Гости уходят. Рита, мама, бабушка, папа, сын их провожают.
Бабушка:
- Я хочу сказать, друзья,
Праздник наш удался!
Мама:
- Было весело, смешно,
Нашей Рите повезло!
Какие у нее друзья!
Сын, дергая отца за рубашку:
- Когда же праздник у меня?
Папа:
- Скоро будет тебе пять,
Позовем гостей опять!
Отец с сыном уходят.
Бабушка:
- Пойдем, внучка, нам с тобой пора
Убрать посуду со стола.
Рита, ну-ка не зевай,
Фартук быстро надевай.
Ты у нас теперь большая,
А помощница какая! (убирают посуду).
Все участники спектакля выходят на поклон.
Бабушка:
- Наш закончился спектакль,
Спасибо за внимание!
Мама:
Говорим всем: "В добрый час!"
Рита:
- Прощайте!
Все гости:
- До свидания!