Цель:
- обобщить, закрепить повторить знания по теме: "Имя существительное", развить интерес к русскому языку,
- расширить и обогатить словарный запас,
- воспитать чувство коллективизма,
- систематизировать умения по теме.
Оборудование:
- "Звёзды" с названиями, детали неизвестного предмета, на котором состоится путешествие,
- анаграммный текст для работы в группах,
- карточки с заданиями, тесты,
- "хвост" ракеты с домашним заданием,
- блокноты путешественников (вместо тетрадей).
Ход урока
Оргмомент
Постановка целей и задач урока.
Слово учителя.
- Мы с вами отправимся в путешествие в созвездие имени существительного на пока неизвестном аппарате. Что это за аппарат, мы узнаем, если ответим на вопросы:
А) Что обозначает имя существительное? (вывешиваю на доске деталь аппарата №1)
Б) На какие вопросы оно отвечает?
В) Как изменяется имя существительное?
Г)Сколько у него падежей и склонений?
Д) Что ещё знаете об имени существительном? (на доске появляется ракета)
Минутка чистописания.
Корабль готов, берём космический блок - ноты и записываем из словаря по памяти слова на тему "Космос".
- Кто правильно и красиво запишет слова, может быть готовым к старту (проверка записанных слов, элементов букв)
- После взлёта ракеты появился обязательный её хвост ( с обратной стороны записано домашнее задание, которое используем в конце урока, при заземлении) и мы уже на первой звезде, которая называется:
Работа по теме урока.
- "Деревня Простоквашино" (вывешивается картинка с изображением всех героев перед новогодней ёлкой - урок даётся накануне Нового года у почтальона Печкина на сумке)
- Назовите все имена собственные и нарицательные
- Какие предметы одушевлённые, а какие неодушевлённые?
2 созвездие предлагает задание:
- Назовите одним словом, укажите род, склонение:
- Плод яблони - яблоко
- Крупнейший населённый пункт, в котором есть фабрики и заводы - город
- Инструмент для копания земли - лопата
- Подпись на письме, посылке - адрес
- Вечнозелёное хвойное дерево - сосна, ель, кедр
Физминутка.
3 созвездие "Ошыбия" - работа с анаграммным текстом "Ёлка" по вариантам с исполнением заданий:
- составить вопросы к тексту (1 ряд)
- определить падежи имени существительного ёлка, которое встречается в тексте.
Хоровое чтение текста.
Работа со слабыми учащимися:
- Стаят марозные динки,
- Девочьки и мальчики бигут на каток.
- Вся зимля в снигу,
- Я на лыжах бигу.
- Ты бижышь замной
- Харашо в лису земой.
4 созвездие "Юбилейное"
- Как называется земля на которой мы с вами живём? (Ямал)
- Какой праздник отмечали люди нашего края? (70 -10?10?1930)
Составим предложение о Ямальской земле, о людях. Которые здесь живут и трудятся.
Земля Ямала дарит нам огромные богатства. (запись и разбор на доске)
5 созвездие "Дельных пословиц"
Слово дело употреблено во всех падежах, учащиеся показывают карточки с падежами, объясняют значение нескольких пословиц.
И. Дело шуток не любит.
Р. От слова до дела целая верста.
Д. Не по пути дело, а по делу суть.
В. Ты за дело, а дело за тебя.
Т. Велик телом, да мал делом.
П. И умён, и крепок, и в деле гож.
6 созвездие - работа по учебникам. С 111, упр. 262, самостоятельная работа по вариантам.
7 созвездие - тесты по теме "Имя существительное" (на каждого ученика)
С 8 созвездия пришла посылка с книгами от Печкина. Книги Татьяны Рик о частях речи.
Закрепление.
- Самоанализ уч-ся урока.
- Оценивание работы в космических блокнотах.
Домашнее задание на "хвосте" возвратившейся из путешествия ракеты. С.115, упр. 260.