Урок-путешествие. Тема: "Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить, закрепить повторить знания по теме: "Имя существительное", развить интерес к русскому языку,
  • расширить и обогатить словарный запас,
  • воспитать чувство коллективизма,
  • систематизировать умения по теме.

Оборудование:

  • "Звёзды" с названиями, детали неизвестного предмета, на котором состоится путешествие,
  • анаграммный текст для работы в группах,
  • карточки с заданиями, тесты,
  • "хвост" ракеты с домашним заданием,
  • блокноты путешественников (вместо тетрадей).

Ход урока

Оргмомент

Постановка целей и задач урока.

Слово учителя.

- Мы с вами отправимся в путешествие в созвездие имени существительного на пока неизвестном аппарате. Что это за аппарат, мы узнаем, если ответим на вопросы:

А) Что обозначает имя существительное? (вывешиваю на доске деталь аппарата №1)

Б) На какие вопросы оно отвечает?

В) Как изменяется имя существительное?

Г)Сколько у него падежей и склонений?

Д) Что ещё знаете об имени существительном? (на доске появляется ракета)

Минутка чистописания.

Корабль готов, берём космический блок - ноты и записываем из словаря по памяти слова на тему "Космос".

- Кто правильно и красиво запишет слова, может быть готовым к старту (проверка записанных слов, элементов букв)

- После взлёта ракеты появился обязательный её хвост ( с обратной стороны записано домашнее задание, которое используем в конце урока, при заземлении) и мы уже на первой звезде, которая называется:

Работа по теме урока.

- "Деревня Простоквашино" (вывешивается картинка с изображением всех героев перед новогодней ёлкой - урок даётся накануне Нового года у почтальона Печкина на сумке)

- Назовите все имена собственные и нарицательные

- Какие предметы одушевлённые, а какие неодушевлённые?

2 созвездие предлагает задание:

- Назовите одним словом, укажите род, склонение:

  • Плод яблони - яблоко
  • Крупнейший населённый пункт, в котором есть фабрики и заводы - город
  • Инструмент для копания земли - лопата
  • Подпись на письме, посылке - адрес
  • Вечнозелёное хвойное дерево - сосна, ель, кедр

Физминутка.

3 созвездие "Ошыбия" - работа с анаграммным текстом "Ёлка" по вариантам с исполнением заданий:

  • составить вопросы к тексту (1 ряд)
  • определить падежи имени существительного ёлка, которое встречается в тексте.

Хоровое чтение текста.

Работа со слабыми учащимися:

  • Стаят марозные динки,
  • Девочьки и мальчики бигут на каток.
  • Вся зимля в снигу,
  • Я на лыжах бигу.
  • Ты бижышь замной
  • Харашо в лису земой.

4 созвездие "Юбилейное"

  • Как называется земля на которой мы с вами живём? (Ямал)
  • Какой праздник отмечали люди нашего края? (70 -10?10?1930)

Составим предложение о Ямальской земле, о людях. Которые здесь живут и трудятся.

Земля Ямала дарит нам огромные богатства. (запись и разбор на доске)

5 созвездие "Дельных пословиц"

Слово дело употреблено во всех падежах, учащиеся показывают карточки с падежами, объясняют значение нескольких пословиц.

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по пути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умён, и крепок, и в деле гож.

6 созвездие - работа по учебникам. С 111, упр. 262, самостоятельная работа по вариантам.

7 созвездие - тесты по теме "Имя существительное" (на каждого ученика)

С 8 созвездия пришла посылка с книгами от Печкина. Книги Татьяны Рик о частях речи.

Закрепление.

  • Самоанализ уч-ся урока.
  • Оценивание работы в космических блокнотах.

Домашнее задание на "хвосте" возвратившейся из путешествия ракеты. С.115, упр. 260.