Цели и задачи: познакомить детей с буквой Е; учить соотнесению гласной с символом; развивать навыки словообразования, звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза; развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
Оборудование: буква Е (запись на доске); символ для обозначения гласной, парные картинки, текст сказки: «Теремок», картинки с изображением героев сказки «Теремок»; пособие «Ель»; карточки со словосочетаниями; альбомы.
Ход занятия
I. Орг. момент
Говорим красиво, внятно
Чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях
II. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Надуй шарик» (Вдох через нос (животик надулся), выдох через рот (выдох длинный, медленный).
III. Артикуляционная гимнастика
Сказка о веселом язычке
Жил-был веселый язычок в своем домике. Догадайтесь, что это за домик.
В этом домике красные двери,
Рядом с дверями белые звери,
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (рот открыт, закрыт). «заборчик – калитка» (чередуем)
В домике этом, дружок,
живет веселый язычок,
Ох, и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка
Вот он вышел погулять
На крылечке загорать
Непоседливый язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. (язык «лопаткой» на нижней губе)
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, Язык «иголочкой» (язычок убрать, рот открыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь «дождик» (язычком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).
Язычок не скучал дома, потолочек побелил «маляры».
Устал, зевнул; посмотрел на часы – они тикали: «тик-так», «тик-так» «часики».
«Пора и мне спать»,- подумал Язычок, закрыл за собой двери, свернулся клубком и заснул.
IV. Пальчиковая гимнастика
- Братец, принеси дрова!
- Заболела голова!
- Средний, ты наколешь дров?
- Я сегодня нездоров!
- Ну, а ты затопишь печку?
- Ох, болит мое сердечко!
- Ты, меньшой, свари обед!
- У меня силенок нет!
- Что же сделаю все сам,
Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
- Мы уже здоровы!
V. Работа над развитием фонематического слуха. (телеграмма)
VI. Основная часть.
1.Знакомство с темой занятия.
Послушайте слова и определите гласную, которая смягчает согласные.
Слова: река, колесо, снежинка.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
3. Соотнесение буквы с символом.
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Е обозначает один звук, а в каких два.
МЕ= [ М ,] + [ Э ]
[ Й + Э ] = [ Й Э]
Е- снежинка
Е- ель, поезд, подъезд
4. Знакомство с героями занятия через прослушивание сказки «Теремок».
- Прослушайте отрывок из сказки и припомните ее название, имена героев: (Мышка, лягушка, петушок, заяц, лиса, волк, медведь).
Логопед читает отрывок из сказки. По ходу действия выставляет на доску изображения персонажей сказки и изображение домика.
5. Развитие звукового анализа.
Рассмотрите героев занятия и запишите их имена. В имени какого героя есть буква Е? (Медведь). Выделите эту букву.
6. Обогащение словаря на изучаемую гласную.
- Звери жили дружно и весело в теремке. Однажды мышка решила испечь пироги. Помогите мышке – отберите фрукты и ягоды, в названии которых есть буква Е. Укажите гласную Е.
Картинки: черника, ежевика, земляника, персик, клюква, крыжовник.
- В каком слове гласная Е обозначает два звука? (Ежевика). Почему? (Находится в начале слова).
7. Преобразование слов. Развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне слова.
- Помогите петушку и лягушке переделать слова так, чтобы в них появилась буква Е. Образец: мал-мел.
ЛОТО-… САЛО-… СОНЯ-… ОХАТЬ - …
РУКА -… ПОЛ - … ЛУНА -… ЛИСА -…
8. Физминутка
Заинька, поскачи! Заинька, поскачи! (Подскоки)
Вот как, вот как, поскачи (2 раза) (Хлопки)
Заинька, попляши! (2 раза) (Покружиться на месте)
Вот как, вот как, попляши (2 раза) (Хлопки)
Заинька, поклонись (2 раза) (Наклоны)
Вот как, вот как поклонись (2 раза) (Хлопки, полон)
Наша елка велика, (Круговое движение обеими руками)
Наша елка высока (Встать на носки, поднимая руки вверх)
Выше папы, выше мамы - (Присесть два раза, встать на носки)
Достает до потолка (Потянуться как можно выше)
Будем весело плясать, (Руки на поясе, покружиться влево)
Будем песни напевать, (то же вправо)
Чтобы елка захотела (Левую ногу на пятку, на носок, притоп)
В гости к нам зайти опять! (То же с правой ногой)
9. Развитие звукового анализа.
- Около теремка росли загадочные ели (логопед выставляет на доску пособие «Ель»). Отгадайте, какие слова можно получить, используя слово «ель»
- 1. Мелкое место на реке… (мель)
- 2. Мохнатое насекомое … (шмель)
- Пальто с погонами для военных … (шинель)
- Отверстие в горе, куда въезжает поезд…(туннель)
- Ткань в «рубчик»… (вельвет)
- Фрукт оранжевого цвета … (апельсин)
- Украшение для женщин, которое носят на шее …(ожерелье)
- Лапша, макароны, … (вермишель)
- Первый день недели … (понедельник)
10. Работа по развитию звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
- Лиса и волк хотели чем-нибудь помочь жителям теремка. Они придумали свое задание. Измените слова (запись на доске) и прочитайте словосочетания, запишите их. Укажите мягкие согласные, после которых стоит гласная Е.
Образец: (дом) платье – домашнее платье
(вечер) угощение
(добро) сердце
(легко) ведро
(автобус) билеты
11. Развитие языкового анализа и синтеза
- Неуклюжий медведь решил тоже внести свой вклад. Но ему никак не удается быть внимательным и осторожным. Прочтите предложения и постарайтесь восстановить их порядок. Укажите мягкие согласные, после которых стоит гласная Е.
Крыши испугались, сели на ворон.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки залаяли ворота,
Лошадь подгоняла мужика кнутом
Лошадь села в сани, а мужик везет.
Лошадь ела кашу, а мужик овес.
VII. Итог занятия.
- Прочитайте слова. Какова роль буквы Е в каждом из них? Запишите слова в два столбика. Выделите в них букву Е.
Платье |
|
|
меню |
|
|
здоровье |
|
|
медаль |
Победа |
|
|
езда |
|
|
крендель |
|
|
двое |
Ерунда |
|
|
бегемот |
|
|
съезд |
|
|
лебедь |