Цели и задачи урока:
- Актуализация навыков музицирования
- Развитие творческого и музыкального воображения
- Воспитание чувства любви к Родине
Оборудование урока: Флейты: курай, свирель, блок-флейта. Окарины. Флейта Пана. Самостоятельная работа "Узнай инструмент" и игра "Угадай звук".
Актуализация:
2 слайд. (Звучит флейта)
Название всей этой группы произошло от русского старинного слова ДУХ, что значит воздух, и от глагола дуть.
Тростник, ветки дерева, раковины и рога животных - вот первые материалы, из которых получались духовые инструменты.
3 слайд.
Вспомнить, что было на прошлом уроке. Что такое ОКАРИНА. Для чего нужны были окарины, когда на них играли.
Просмотреть окарины, нарисованные дома, прикрепить лучшие к доске.
4 слайд.
Спеть закличку "Жаворонушки", сопровождая пение импровизационной игрой на окаринах:
Жаво-ро-нуш-ки, приле-ти-те-ка,
Весну кра-сну-ю прине-си-те-ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес она поела.
Звучат окарины.
Хлеб да капустка - лучшая закуска! (говорком)
Убрать окарины.
5 слайд.
А теперь - Загадка.
"Д" на удочку попалась
И никак не отцеплялась.
Повисела пять минут -
И случилось чудо тут:
Стала удочка короткой,
Издавать вдруг стала нотки.
Ну, скажите мне на милость,
Что же с удочкой случилось?
(Удочка в Дудочку превратилась)
6 слайд. (Звучит флейта)
1.
Как сквознячок прохладным летом
Свистит, пронизывая зданье,
Так сквозь кленовый домик флейты
Летит живой души дыханье.
Дудки, дудочки, сопелки и свирели - вот не все разнообразие названий народных инструментов этой группы. Все они объединяются одним словом - флейта. Это греческое название инструмента, и произошло от слова "лейт", означающего то же самое, что и русское "дуть".
Они легко вырезались из подручных материалов - камыша, тростника, ветки дерева, и различаем мы их по окраске звука, т.е. тембру. Для тембра очень важно, из какого именно материала сделан инструмент. Лучшие получались из клена или березы.
Часто на древних фресках и амфорах изображали музыкантов, играющих на двойной свирели - греческом авлосе, когда музыкант одновременно играл на двух флейтах, и получалась у него двухголосная мелодия.
7 слайд. (Звучит курай)
В сухих башкирских степях растет трава курай. Нужно найти старый, сухой куст, чтобы стебель был прямым и полым. Срезать стебель, вырезать маленькие прямоугольные отверстия - и курай готов.
Жаворонок по-татарски
Называется - тургай,
Дудочка - курай,
А дедушка - бабай:
Запомнили?
Что ж, давайте,
Все за мною повторяйте:
На веселом курае играет бабай,
Ему подпевает веселый тургай.
Прекрасно поется тургаю,
Когда на курае играют:
На картине, которую вы видите здесь, художник изобразил татарского поэта Габдуллу Тукая в лесах Кырлая. Давайте и мы послушаем курай.
8 слайд.
В коллекции музея Габдуллы Тукая представлено много татарских народных инструментов - в основном это роги и кураи.
Внимательно рассмотрим курай. Из какого материала его изготовили? Да, эти кураи - из дерева, но современные инструменты делают и металлическими, и другие материалы используют. попробуем на нем поиграть. Учитель - показывает способы звукоизвлечения, дети - пробуют импровизировать мелодию.
9 слайд.
"Кап-кап-кап", - звеня, запели
Капли мартовской капели.
Песенка капели (Песня выучена на предыдущем уроке)
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель.
Слушает солнце, как звенит капель.
Песня за окном целый день слышна.
Это песенка о том, что пришла весна.
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель.
Слушает солнце, как звенит капель.
Кап-кап!
(Песня поется a cappella, второй голос - на блок-флейте, играет или учитель, или кто-нибудь из старших учеников)
10 слайд.
Еще один вариант флейты - "флейта Пана"
Это - многоствольная флейта.
В разных вариантах она бытует у многих народов.
На Руси такая флейта называлась кувиклы.
И играли на ней только девушки.
11 слайд.
"ПАН" М.Врубеля
Русский художник Михаил Врубель изобразил бога полей Пана с флейтой в руках.
Он в тягостном раздумье, впервые увидевший свой облик в воде.
12 слайд. (Звучит волынка)
Волынка.
Мешок волынки сделан из козлиной или телячьей шкуры, снятой целиком.
Несколько вставленных трубок - и вот уже звучит целый ансамбль.
В Шотландии волынка и сейчас считается инструментом военного оркестра
13 слайд.
Самостоятельная работа в тетрадях:
- Узнай инструменты.
- Расскажи в тетради об одном.
(Блок-флейта, флейта Пана, окарина, волынка, курай)
14 слайд. (Звучит запись оркестра)
Оркестр русских народных инструментов п/у А.ШУТИКОВА
Михаил Клеофас Огиньский. "Полонез"
15 слайд.
Игра "Угадай звук"
Поочередно звучат народные инструменты:
Гармонь, треугольник, кастаньеты, волынка, флейта, балалайка, бас-гитара, ударная установка, колокол.
Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке, в которой герои играют на флейте, курае, свирели или дудочке ("Дудочка и кувшинчик", "Золотая антилопа", "Царь - ослиные уши", другая).