Активизация обучения с помощью аудиовизуальных технологий: "Кленовый домик флейты". 3-й класс

Разделы: Информатика, Музыка

Класс: 3


Цели и задачи урока:

  • Актуализация навыков музицирования
  • Развитие творческого и музыкального воображения
  • Воспитание чувства любви к Родине

Оборудование урока: Флейты: курай, свирель, блок-флейта. Окарины. Флейта Пана. Самостоятельная работа "Узнай инструмент" и игра "Угадай звук".

Приложение 1. Презентация.

Актуализация:

2 слайд. (Звучит флейта)

Название всей этой группы произошло от русского старинного слова ДУХ, что значит воздух, и от глагола дуть.

Тростник, ветки дерева, раковины и рога животных - вот первые материалы, из которых получались духовые инструменты.

3 слайд.

Вспомнить, что было на прошлом уроке. Что такое ОКАРИНА. Для чего нужны были окарины, когда на них играли.

Просмотреть окарины, нарисованные дома, прикрепить лучшие к доске.

4 слайд.

Спеть закличку "Жаворонушки", сопровождая пение импровизационной игрой на окаринах:

Жаво-ро-нуш-ки, приле-ти-те-ка,
Весну кра-сну-ю прине-си-те-ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес она поела.

Звучат окарины.

Хлеб да капустка - лучшая закуска! (говорком)

Убрать окарины.

5 слайд.

А теперь - Загадка.

"Д" на удочку попалась
И никак не отцеплялась.
Повисела пять минут -
И случилось чудо тут:
Стала удочка короткой,
Издавать вдруг стала нотки.
Ну, скажите мне на милость,
Что же с удочкой случилось?

(Удочка в Дудочку превратилась)

6 слайд. (Звучит флейта)

1.

Как сквознячок прохладным летом
Свистит, пронизывая зданье,
Так сквозь кленовый домик флейты
Летит живой души дыханье.

Дудки, дудочки, сопелки и свирели - вот не все разнообразие названий народных инструментов этой группы. Все они объединяются одним словом - флейта. Это греческое название инструмента, и произошло от слова "лейт", означающего то же самое, что и русское "дуть".

Они легко вырезались из подручных материалов - камыша, тростника, ветки дерева, и различаем мы их по окраске звука, т.е. тембру. Для тембра очень важно, из какого именно материала сделан инструмент. Лучшие получались из клена или березы.

Часто на древних фресках и амфорах изображали музыкантов, играющих на двойной свирели - греческом авлосе, когда музыкант одновременно играл на двух флейтах, и получалась у него двухголосная мелодия.

7 слайд. (Звучит курай)

В сухих башкирских степях растет трава курай. Нужно найти старый, сухой куст, чтобы стебель был прямым и полым. Срезать стебель, вырезать маленькие прямоугольные отверстия - и курай готов.

Жаворонок по-татарски
Называется - тургай,
Дудочка - курай,
А дедушка - бабай:

Запомнили?

Что ж, давайте,

Все за мною повторяйте:

На веселом курае играет бабай,
Ему подпевает веселый тургай.
Прекрасно поется тургаю,
Когда на курае играют:

На картине, которую вы видите здесь, художник изобразил татарского поэта Габдуллу Тукая в лесах Кырлая. Давайте и мы послушаем курай.

8 слайд.

В коллекции музея Габдуллы Тукая представлено много татарских народных инструментов - в основном это роги и кураи.

Внимательно рассмотрим курай. Из какого материала его изготовили? Да, эти кураи - из дерева, но современные инструменты делают и металлическими, и другие материалы используют. попробуем на нем поиграть. Учитель - показывает способы звукоизвлечения, дети - пробуют импровизировать мелодию.

9 слайд.

"Кап-кап-кап", - звеня, запели

Капли мартовской капели.

Песенка капели (Песня выучена на предыдущем уроке)

Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель.
Слушает солнце, как звенит капель.
Песня за окном целый день слышна.
Это песенка о том, что пришла весна.
Кап-кап, кап-кап, кап-кап, синий апрель.
Слушает солнце, как звенит капель.
Кап-кап!

(Песня поется a cappella, второй голос - на блок-флейте, играет или учитель, или кто-нибудь из старших учеников)

10 слайд.

Еще один вариант флейты - "флейта Пана"

Это - многоствольная флейта.

В разных вариантах она бытует у многих народов.

На Руси такая флейта называлась кувиклы.

И играли на ней только девушки.

11 слайд.

"ПАН" М.Врубеля

Русский художник Михаил Врубель изобразил бога полей Пана с флейтой в руках.

Он в тягостном раздумье, впервые увидевший свой облик в воде.

12 слайд. (Звучит волынка)

Волынка.

Мешок волынки сделан из козлиной или телячьей шкуры, снятой целиком.

Несколько вставленных трубок - и вот уже звучит целый ансамбль.

В Шотландии волынка и сейчас считается инструментом военного оркестра

13 слайд.

Самостоятельная работа в тетрадях:

  • Узнай инструменты.
  • Расскажи в тетради об одном.

(Блок-флейта, флейта Пана, окарина, волынка, курай)

14 слайд. (Звучит запись оркестра)

Оркестр русских народных инструментов п/у А.ШУТИКОВА

Михаил Клеофас Огиньский. "Полонез"

15 слайд.

Игра "Угадай звук"

Поочередно звучат народные инструменты:

Гармонь, треугольник, кастаньеты, волынка, флейта, балалайка, бас-гитара, ударная установка, колокол.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке, в которой герои играют на флейте, курае, свирели или дудочке ("Дудочка и кувшинчик", "Золотая антилопа", "Царь - ослиные уши", другая).