Цель:
- учить писать рассказы с элементами описания и рассуждения;
- самостоятельно составлять план сочинения в форме вопросительных, повествовательных и восклицательных предложений;
- правильно строить простые предложения различных типов; умение отбирать слова и употреблять их в речи: привить любовь к прекрасному.
Оборудование: картина А.Пластова «Первый снег», запись музыки П.И.Чайковского «Времена года», альбомы, краски.
Ход урока
1. Вступительное слово.
- художник…..
Вводит нас в мир каких-то новых образов, которых прежде мы не видели, или , наоборот, в мир явлений, как будто нам знакомых, но… заставляет увидеть их совсем по иному, с иной точки зрения.
2. Подготовка к восприятию картины.
Все люди по разному воспринимают и переживают приход зимы. Например, поговорка из фольклора Ямала гласит: «Первый снег выпадает за 40 дней до зимы».
- прочитайте 2 слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?
- с какими восприятиями, событиями жизни ассоциируются у вас слово первый? (цветок, грач, огорчение, разлука, снег.)
- каким вы себе представляете первый снег?
- каким вы его видели?
- какие чувства он у вас вызывает? (никакого нет равнодушного, все становится светлым, чистым, праздничным, все преображается).
- ученица: «Первый снег»
Учитель: К.Паустовский: «снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту, с пасмурного высокого неба падали снежинки».
- чтение стихов с доски (И.Бунин)
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруду, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
3. Рассмотрение репродукции картины под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
Аркадий Александрович пластов написал эту картину в 1946г.
Однажды он заметил : «я во все картины правдами и неправдами ребятишек вписываю.»
Он передал свое ощущение свежести зимнего дня, того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Он хорошо знал жизнь русской деревни.
- Вспомним, какие жанры живописи вы знаете? (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр).
- К какому виду живописи относится данная репродукция? (пейзаж)
4. Беседа по содержанию.
Какое время года изобразил художник? (начало зимы)
Почему догадались, что это начало зимы? (нет сугробов, видна голая земля)
Какое время суток изображено? Как догадались? (снег выпал ночью, сейчас утро, дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома)
Кого изобразил художник на переднем плане? (девочку и мальчика, это деревенские дети)
Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Им очень хочется увидеть первый снег. Они поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.)
Что можно сказать, глядя на выражение их лиц? (их заинтересовал первый снегопад, дети любознательны, рады, для них это праздник)
5. Работа над раскрытием замысла художника.
Словарь настроений: слова-чувства и объяснить свой выбор.
Радость, восторг, волнение
Удивление, восхищение, беспокойство
Испуг, грусть, интерес
Обратимся к природе.
Почему детей удивляет первый снег? (мягкий, добрый, тихо падает хлопьями).
Как художник заставил нас поверить, что снежинки кружатся, летят? (художник наклонил в одну сторону веточку березы, показывая направление ветра, а между ними проскальзывают хрупкие белые звездочки в том же направлении).
Что еще показывает художник на переднем плане? (большая старая береза с раскидистыми ветками, кажется, что она тоже рада снегу. Она как будто для встречи снега широко раскинула ветви).
Ворона – герой картины (хочет попробовать первый снег).