Цели:
- приобщение детей к семейному чтению;
- воспитание любви к чтению у младших школьников;
- сплочение родительского коллектива и коллектива детей и родителей;
- формирование доброжелательных и доверительных отношений между родителями учащихся и педагогов школы.
Участники: учащиеся, классный руководитель, родители учащихся, библиотекарь.
Подготовительная работа:
- Предварительное анкетирование учащихся и его анализ (анкеты прилагаются).
- Предварительное анкетирование родителей по тем же вопросам (анкеты прилагаются).
- Написать сочинение на тему: "В нашей семье читают все".
- Составление памятки для учащихся.
- Составление памятки для родителей учащихся.
- Оформление приглашений родителей на собрание.
- Оформление, оборудование и инвентарь:
- Памятки для детей и родителей.
- Запись на доске темы собрания, русских народных
пословиц и поговорок:
- Испокон века книга растит человека.
- Дом без книги, что без окон.
- С книгой жить - век не тужить.
- Вслед за книгой умом двигай.
- Набор "сказочных" вещей: туфелька, стрела, сапог, яйцо, невод с золотой рыбкой, телефон, банка с вареньем, корзина с пирожками.
- Комплект игры "Литературное домино".
Русская народная сказка | "Репка" | Овощ | П.П. Ершов | "Конек-Горбунок" | Три брата |
Ш. Перро | "Кот в сапогах" | Сапоги | Н. Носов | "Мишкина каша" | Крупа |
К. Чуковский | "Муха Цокотуха" | Самовар | И. Крылов | "Ворона и лисица" | Сыр |
С. Михалков | "Дядя Стёпа" | Милиционер | А. Гайдар | "Чук и Гек" | Телеграмма |
- Разрезается на прямоугольники по жирным линиям и перемешивается.
- Выставка сочинений.
- Выставка детских рисунков на тему "Мои любимые сказки".
- Кукольный театр, ширма.
Ход собрания
Ученик:
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
Учитель:
- Добрый день! Добрый день дорогие бабушки, дедушки, мамы, папы, братишки и сестрёнки!
Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Можете назвать её как вам нравиться - праздник, игра, собрание, ринг - неважно. Главное то, что мы с вами нашли возможность встретиться всей "семьёй" нашего второго "а" класса. Сегодня мы будем говорить об очень важном умении - о чтении. А разговор мы поведём не совсем в обычной форме.
Сегодня мы проведём литературную игру. Некоторые вопросы покажутся ребятам сложными. Не переживайте. Во первых ответить на них вам помогут взрослые участники игры: во вторых любая игра проводится не только для того, чтобы вы могли щедро поделиться своими знаниями, но и для того, чтобы узнать что-то новое.
Итак! Внимание! Мы начинаем!
В этой игре мы проверим свои знания и умения по прочитанным книгам.
Ученик:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна -
ЛИТЕРАТУРИЯ.
Учитель:
- Для нашей игры надо две команды. Мы поступим просто.
В одной команде будут участвовать дети. В другой их родители.
1 конкурс "Продолжай:" (приложение 1)
Команда детей хором должна продолжить стихотворение, первую строчку которого читает учитель.
Учитель:
- Итак, первый конкурс закончился. Чтобы правильно отвечать на вопросы нужно много знать: стихотворения, поговорки и пословицы, т.е. надо много читать. Важно уметь читать правильно, выразительно, чтобы всё понимать. Правильно ставить ударение в словах, чтобы не получилось у нас как в сценке "Ударение"
Сценка "Ударение" (приложение 2)
2 конкурс для обеих команд "Чьи это вещи?" (приложение 3)
Команда детей называет, из какой сказки взята эта вещь, а команда родителей называет автора этого произведения.
Учитель:
- Молодцы ребята, и с этим заданием справились. Сразу видно что вы действительно любите читать ( анализ анкет учащихся и родителей; приложение 4).
- Хорошо, что вы читаете книги разных писателей. Многие ребята в своих сочинениях написали, что у вас дома есть много интересных книг. А кто знает, как надо обращаться с книгами?
(ответы учащихся)
-Давайте послушаем библиотекаря, он нам расскажет об основных правилах работы с книгой, которые мы должны знать.
(выступление библиотекаря).
Учитель:
- А теперь мы послушаем, о чём говорят книги на полке.
Инсценирование басни "Две книжки". (приложение 5)
- Да, ребята, оказывается внешний вид учебника или книги говорит о многом. Какой его хозяин: аккуратный он или нет, бережно относится к своим вещам или не бережёт их.
Учитель.
- Мы продолжаем нашу конкурсную программу и следующий 3-й конкурс "Музыкальный", дети вспоминают песни литературных героев по заданию, а родители в это время собирают литературное лото. Вам нужно к названию произведения подобрать автора.
Задания для команды детей:
- Какую песню пел Колобок?
- Что пела коза своим семерым козлятам?
- Какую песню разучила черепаха с львёнком?
Песенка крокодила Гены?
- Все хорошо справились с этим заданием и в награду мы послушаем частушки в исполнении наших детей (приложение 6).
4-й конкурс: "Горит Кошкин дом".
От каждой команды приглашаются по одному "пожарному". Ставятся 2 стула на расстоянии друг от друга. На спинки стульев накинуты пиджаки, вывернутые наизнанку. По сигналу учителя "Пожар!" "пожарные" бегут к стульям, выворачивают рукава пиджаков, надевают пиджаки на себя, застёгивают пуговицы, садятся на стул. Побеждает тот, кто первым выполнит все условия конкурса.
И последний 5-й конкурс "Отгадай загадку" для всех.
- Сейчас я буду читать отрывки из сказок, а вы назовёте названия этих сказок.
1) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно 30 лет и 3 года.
(А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
2)
Несет меня лиса
За тёмные леса,
За высокие горы,
В далёкие страны!
Котик-братик,
Отними меня.
(Р.н. с. "Кот, петух и лиса")
3)
Ох, не лёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота.
(К. Чуковский "Телефон")
4)
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(А. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке")
5) Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (Сергей Аксаков "Аленький цветочек")
6)
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
Но еще помощники
Скоро прибегут:
Победит упрямицу
Дружный общий труд.
Кто засел так крепко?
Может, это:
("Репка")
- Правильно, молодцы! Предлагаем вашему вниманию маленький спектакль кукольного театра "Репка"!
- Уважаемые родители и дети!
Закончилось наше собрание-конкурс. Пусть наши совместные старания дадут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать, пусть каждый день ваших семей будет связан с увлекательным путешествием в мир книг. Пусть подготовленные памятки помогут вам в этом путешествии (памятки вручаются родителям и учащимся; (приложение 9).
Ученик читает стихотворение Н.Найдёнова "Мой друг" (приложение 10)
Список использованной литературы.
- Газета "Педсовет", 1999год, №2.с.4.
- Газета "Педсовет", 2007год, №12, с. 7.
- Газета "Педсовет", 2008год, №7, с.8.
- Газета "Педагогическое творчество".
- Найдёнов Н. стихотворение "Мой друг".