Тема четверти "В чем сила музыки?"
Тема урока: "Гений Шопена принадлежит всем народам:".
Цели урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями великого польского композитора Фридерика Шопена.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Приемы: беседа, слушание музыки, анализ музыкального произведения, исполнение песенного материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Приложение 1. Слайд №1.
Звучит фрагмент ноктюрна ми мажор Ф. Шопена.
Учитель:
- Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.
- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.
- Он сочинял музыку только для фортепиано.
- Он классик польской музыки. И имя его Фридерик Шопен.
Слайд №2.
2. Объяснение материала.
Учитель:
- Великий польский композитор родился в Желязовой Воле. Было это 22 февраля 1810 года.
Слайд №3,4,5.
Музыкальность маленького Фридерика проявилась очень рано. При звуках грустной песни, напеваемой матерью, ребенок начинал горько плакать, а под веселые танцы трехлетний малыш смеялся и хлопал от радости в ладоши.
Мальчик рос и все чаще подходил к роялю, подбирая знакомые напевы. А немного погодя начала брать уроки музыки старшая сестра Людвика. Именно она стала первой учительницей пятилетнего брата.
Со временем и Фридерик стал брать уроки у Живного.
Слайд №6.
Обратив внимание на композиторские склонности, Живный стал записывать его пьески. В семь лет Фридерик сочинил полонез - торжественный танец-шествие. В качестве детского опыта пьеса была издана.
В 8 лет состоялось первое публичное выступление на концерте. Исполнение маленького виртуоза было принято восторженно.
С этого времени мальчик много выступает, о нем пишут в газетах. Сочиняет марши, полонезы, вальсы, галопы.
В 1826 году, Фридерик поступает в Высшую школу музыки, где учится под руководством профессора Юзефа Эльснера.
Слайд №7.
После блистательного окончания Варшавской консерватории Шопен по совету своего учителя едет в Вену - крупный музыкальный центр того времени, где 11 августа 1829 года в Венском оперном театре состоялся дебют молодого польского пианиста.
Успех был огромный.
Слайд №8.
В родной город Шопен возвращается знаменитостью.
Дает концерты и в Польше.
По настоянию отца и учителя молодой композитор собирается на гастроли за границу: в Вену, затем в Париж.
Расставаясь с родным городом, Шопен осенью 1830 года дает прощальный концерт. Предстоящее путешествие не радует. Гнетут тяжелые предчувствия.
Слайд №9.
Первого ноября состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей. Как оказалось, он покидал свою Родину навсегда.
Шопен в Вене. В этот момент пришла весть о вспыхнувшем в Польше восстании. Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством.
"Даже музыка не радует меня нынче" - пишет он друзьям. Он тяжело переживал по поводу того, что не может вернуться на родину. Так появилось одно из гениальных произведений Ф.Шопена - "Революционный этюд".
Слайд №10.
3. Слушание и анализ.
- Слушание "Революционный этюд".
- Анализ произведения.
Слайд №11.
Учитель:
- На фоне неистово рокочущих басов возникали могучие призывные возгласы. В стремительном вихре крутящихся пассажей рождались словно бы горячие споры, взволнованные диалоги. Героические порывы чередовались с моментами сурового раздумья. Но образы гордой и мужественной силы побеждали.
Слайд12.
Париж. Здесь он много выступает, сочиняет музыку, дает уроки.
30-40 года - время рассвета творчества Фридерика. Он сочиняет огромное количество фортепианной музыки - вальсы, ноктюрны, этюды, полонезы, мазурки.
Слушание и анализ.
- Вальс ми мажор (фрагмент)
- Анализ произведения.
Учитель:
- Последний свой сольный концерт Шопен дает 16 февраля 1848 года.
Слайд №13.
Шопен скончался ночью 17 октября 1849 года. На похоронах Шопена исполнялся Реквием Моцарта и его собственный похоронный марш. Шопена похоронили на парижском кладбище. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка.
4. Разучивание песни "Памяти Шопена" Муз. А.Журбина, сл. А.Дементьева.
5. Итог урока.
- Шопен - польский композитор, страстно любивший свою Родину.
- Любимый инструмент Шопена - фортепиано.
- В чем сила музыки Шопена?
- Эта музыка - интернациональна.