Цели:
- обобщить и повторить тему;
- формировать навыки правописания и самоконтроля;
- совершенствовать навыки письма, расширять словарный запас учащихся;
- развивать речь, мышление;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
- иллюстрации сказочных героев, поезда, ребусы, карточки с буквосочетаниями на каждого ученика;
- карточки словарных слов, карточки – названия станций, зверей, чупа-чупсы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока детям.
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Посмотрите – какие веселые иллюстрации вас встречают! (Иллюстрации поезда, пассажиров.)
– А для чего нам понадобится поезд, вы узнаете чуть позже.
– Послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие буквосочетания встречаются в стихах.
Выступления детей.
Озеро.
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой.
Дремлет книзу головой
Ю. Коринец
– Покажите ответ карточкой (“жи-ши”).
Колючки.
Колючки, как известно, злючки,
А кто же любит их колючки?
Один верблюд, ведь у верблюда
Колючки – фирменное блюдо
Б. Заходер
Ответ: “чк”.
Щука.
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела.
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Г. Сапгир
Ответ: “ щу”, “ жи”, “ ща”.
Свеча.
Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Г. Кузичев
Ответ: “ча” “чу”.
– Догадались, какое правило русского языка мы повторяем? (Ответы детей). А для чего же нам нужен поезд?
– Правильно, мы будем повторять и закреплять знания о правильном написании буквосочетаний “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”, “чк-чн”.
3. Чистописание.
– Откройте тетради, запишите число и ЧУДЕСНАЯ РАБОТА.
– Найдите орфограмму, подчеркните.
– Мы отправляемся в путешествие.
– Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты и получат их только те, кто красиво напишет букву Б.
Б.
Ббб Ббд.
– Молодцы! Вы справились с заданием, значит все получат, билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.
4. Словарная работа.
– Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, ктоедет в страну Чудес.
(На доске картинки) Учитель усаживает пассажиров в поезд, после того как учащиеся проговорили слово.
– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места и безударную гласную.
(Заяц, медведь, собака, лисица, девочка.)
5. Закрепление.
Путешествие по станциям.
а) – Станция “Чаща” (На доске появляется иллюстрация волшебного озера).
– Что интересного в названии станции? (Сочетания “ча”, “ща”.)
– Мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы, рыбы, растения, в названиях которых мы встретили знакомое правило “написание буквосочетаний”.
– Какое это правило?
Дети:
– “Жи” и “ши” – пиши через и.
“Ча” и “ща” – пиши через а.
“Чу” и “щу” – пиши через у.
“Чк” и “чн” – без мягкого знака.
– Запишем названия зверей, растений на это правило.
Ежи, мыши, щурка, камыш, щука, бельчата.
(Дети комментируют, записывают, подчеркивают.)
б) Физкультминутка.
Остановка:
– Вспомним правила дорожного движения:
- красный цвет (ждем)
- желтый (приготовились идти)
- зеленый (дружно маршируем)
в) Станция “Сказочная” (запись в тетради).
– Что интересного в названии? (“чн”)
– Подчеркните.
– Вы встретитесь со сказочными героями, если отгадаете их.
1) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила,
Кто читая такую книжку,
Знает девочку – малышку. (Дюймовочка.)
– Какое сочетание? (Дети показывают ответ карточкой, записывают ответ.)
2) Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте как звали ее?
(Красная Шапочка.)
– Какое сочетание вы встретили?
– Покажите ответ карточкой.
(ЧК)
– А еще какое правило русского языка заметили?
(Заглавная буква)
3) Работа в нарах.
Дети, а у кого самый длинный нос? (У Буратино.)
– Буратино предлагает вам поработать в паре и отгадать ребусы.
– Запишите по очереди отгадку ребуса.
(Грибочки, ласточка, камыши, пушинка).
Проверка.
Ученик называет отгадку, все остальные показывают карточку с нужным сочетанием.
г) Станции “Волшебничная”.
– Подпишите картинку с нужным сочетанием, запишите в тетрадь название станции.
– Работа по учебнику с. 37 упр. 40.
Самостоятельная работа.
– Откроите учебники, здесь нас встречает водяной, он предлагает вытащить из волшебного колодца слова с сочетанием “ЧК”.
(Один человек выполняет у доски).
Проверка.
– Все ли согласны?
6. Подведение итогов.
– Вот и подходит к концу наше путешествие и Чудесная работа.
– На каких станциях вы побывали?
– Где понравилось больше?
– На память о поездке у вас останутся билеты на поезд.
– Рассмотрите их, прочитайте хором, запомните правило.
(В билетах написано правило)
В конце урока учитель раздает Чупа-Чупсы.
Домашнее задание. Нарисовать картину путешествия, подписать всех персонажей.