Урок русского языка "Правописание буквосочетаний "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши", "чк-чн" в словах

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и повторить тему;
  • формировать навыки правописания и самоконтроля;
  • совершенствовать навыки письма, расширять словарный запас учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • иллюстрации сказочных героев, поезда, ребусы, карточки с буквосочетаниями на каждого ученика;
  • карточки словарных слов, карточки – названия станций, зверей, чупа-чупсы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока детям.

Учитель: Ребята, сегодня у нас урок необычный. Посмотрите – какие веселые иллюстрации вас встречают! (Иллюстрации поезда, пассажиров.)

 – А для чего нам понадобится поезд, вы узнаете чуть позже.

– Послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие буквосочетания встречаются в стихах.

Выступления детей.

Озеро.

Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой.
Дремлет книзу головой
Ю. Коринец

– Покажите ответ карточкой (“жи-ши”).

Колючки.

Колючки, как известно, злючки,
А кто же любит их колючки?
Один верблюд, ведь у верблюда
Колючки – фирменное блюдо
Б. Заходер

Ответ: “чк”.

Щука.

Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела.
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Г. Сапгир

Ответ: “ щу”, “ жи”, “ ща”.

Свеча.

Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
Г. Кузичев

Ответ: “ча” “чу”.

– Догадались, какое правило русского языка мы повторяем? (Ответы детей). А для чего же нам нужен поезд?

– Правильно, мы будем повторять и закреплять знания о правильном написании буквосочетаний “жи-ши”, “ча-ща”, “чу-щу”, “чк-чн”.

3. Чистописание.

– Откройте тетради, запишите число и ЧУДЕСНАЯ РАБОТА.

– Найдите орфограмму, подчеркните.

– Мы отправляемся в путешествие.

– Вот мы и на вокзале, нам нужны билеты и получат их только те, кто красиво напишет букву Б.

Б.

Ббб Ббд.

– Молодцы! Вы справились с заданием, значит все получат, билеты. Я сохраню их до конца поездки. А сейчас к поезду.

4. Словарная работа.

– Посмотрите, сколько у поезда пассажиров! Давайте назовем всех, ктоедет в страну Чудес.

(На доске картинки) Учитель усаживает пассажиров в поезд, после того как учащиеся проговорили слово.

– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места и безударную гласную.

(Заяц, медведь, собака, лисица, девочка.)

5. Закрепление.

Путешествие по станциям.

а) – Станция “Чаща” (На доске появляется иллюстрация волшебного озера).

– Что интересного в названии станции? (Сочетания “ча”, “ща”.)

– Мы приехали. В лесу есть волшебное озеро. Здесь живут звери, птицы, рыбы, растения, в названиях которых мы встретили знакомое правило “написание буквосочетаний”.

– Какое это правило?

Дети:

– “Жи” и “ши” – пиши через и.
“Ча” и “ща” – пиши через а.

“Чу” и “щу” – пиши через у.

“Чк” и “чн” – без мягкого знака.

– Запишем названия зверей, растений на это правило.

Ежи, мыши, щурка, камыш, щука, бельчата.

(Дети комментируют, записывают, подчеркивают.)

б) Физкультминутка.
Остановка:

– Вспомним правила дорожного движения:

  • красный цвет (ждем)
  • желтый (приготовились идти)
  • зеленый (дружно маршируем)

в) Станция “Сказочная” (запись в тетради).

– Что интересного в названии? (“чн”)

– Подчеркните.

– Вы встретитесь со сказочными героями, если отгадаете их.

1) Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила,
Кто читая такую книжку,
Знает девочку – малышку. (Дюймовочка.)

– Какое сочетание? (Дети показывают ответ карточкой, записывают ответ.)

2) Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте как звали ее?
(Красная Шапочка.)

– Какое сочетание вы встретили?

– Покажите ответ карточкой.
(ЧК)

– А еще какое правило русского языка заметили?
(Заглавная буква)

3) Работа в нарах.

Дети, а у кого самый длинный нос? (У Буратино.)

– Буратино предлагает вам поработать в паре и отгадать ребусы.

– Запишите по очереди отгадку ребуса.

(Грибочки, ласточка, камыши, пушинка).

Проверка.

Ученик называет отгадку, все остальные показывают карточку с нужным сочетанием.

г) Станции “Волшебничная”.

– Подпишите картинку с нужным сочетанием, запишите в тетрадь название станции.

– Работа по учебнику с. 37 упр. 40.

Самостоятельная работа.

– Откроите учебники, здесь нас встречает водяной, он предлагает вытащить из волшебного колодца слова с сочетанием “ЧК”.

(Один человек выполняет у доски).

Проверка.

– Все ли согласны?

6. Подведение итогов.

– Вот и подходит к концу наше путешествие и Чудесная работа.

– На каких станциях вы побывали?

– Где понравилось больше?

– На память о поездке у вас останутся билеты на поезд.

– Рассмотрите их, прочитайте хором, запомните правило.

(В билетах написано правило)

В конце урока учитель раздает Чупа-Чупсы.

Домашнее задание. Нарисовать картину путешествия, подписать всех персонажей.