Учебник "Литературное чтение", авторы-составители: Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова
Цели урока:
- образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
- развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
- воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: учебники, карточки для групповой работы, мультимедийные средства обучения.
Ход урока
I.Оргмомент.
- Дорогие мои друзья, с каким настроением вы шли сегодня на урок?
- Почему?
- Я очень рада, что моё желание совпало с вашими. Я тоже хочу чтобы вы сегодня на уроке литературного чтения сделали какое-то новое открытие, пополнили свою копилку знаний.
II. Введение в тему урока. <Приложение 1>
Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
Зелёные сосны, зелёные ели
С лёгким пьянящим запахом прели.
На шаг отошла, прищурила глаз,
По веткам кармином прошла ещё раз.
Тихо, красиво и грустно немножко
Шуршит, и шуршит, и шуршит на дорожке.
Солнце скупо дарит лучи.
Осень. На юг улетели грачи.
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины.)
- Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие?
- Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы)
- Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту?
- Почему? (мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе)
- Так зачем же нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)
- А какие стихи о родной природе вы уже читали?
- К какому роду литературы относятся все названные вами стихотворения? (пейзажная лирика)
- Докажите.
III. Сообщение темы и цели урока. <Приложение 2>
- Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
IV. Работа над стихотворением.
1. Вступительная часть.
- Каким стихотворением вы пополнили свою поэтическую копилку на прошлом уроке? (И.Бунин "Листопад")
- О чём это стихотворение? (о природе, об осени в лесу, о том, как природа готовится к осеннему сну)
- Кто из вас хотел бы вновь побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин?
2. Чтение стихотворения учителем.
- Тогда слушайте и представляйте!
3. Первичное восприятие.
- Как хорошо вы слушали!
- Какие чувства вы испытали?
4. Перечитывание про себя.
- Кому из вас захотелось побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Откройте учебник на с. 111 и насладитесь красотой осеннего леса. Вчитайтесь в эти строки и представьте, о чём пишет Бунин.
- На какие части можно разделить этот отрывок?
- Докажите свою мысль.
5. Анализ первой части отрывка.
- Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса.
- Каким автор изобразил лес?
- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)
- Подчеркните их.
- Есть ли непонятные слова? (лиловый)
Объяснение значения с использованием толкового словаря Ожегова.
- Подберите синонимы. (учащиеся находят в классе карточки с синонимами)
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
- Как называются такие слова в художественной литературе? (эпитеты - на доске)
- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)
- Подчеркните их.
- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)
- Что же особенно удивило Бунина?
- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной:)
- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?
Сообщение ученицы о теремах. <Приложение 3>
- Посмотрите на экран. Вот такие замечательные терема строили в Древней Руси.
- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)
- Подчеркните его.
- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны. <Приложение 4>
- Почему лес стоит стеной?
- А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)
- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой:)
- Объясните это выражение.
- Что автор пишет о ёлочках?
- Как называется этот приём? (сравнение)
- Подчеркните сравнение.
- Почему автор использует такое сравнение?
- На что похожи ёлочки? (на башни терема)
- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)
- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)
- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?
- Что заметили? (автор использует сравнение)
- Почему появились эти оконца?
- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца)
- О каком качестве поэта это говорит?
- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)
- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?
- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине. (учащиеся используют "Словари настроений")
1)
он удивляется, восхищается
"лес, точно терем расписной:"
2)
он любуется, любит то, о чём пишет
"оконца", "ёлочки"
3)
он радуется, ему весело:
"весёлой, пёстрою толпой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
6. Вывод по 1 части.
- В каком образе предстала осень?
7. Физкультминутка. <Приложение 5>
8. Анализ 2 части отрывка.
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
- Какова здесь осень? (грустная)
- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой:)
- Какое средство художественной выразительности использует автор? (олицетворение)
- О чём грустит осень?
-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)
- Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)
- Подчеркните их.
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток:) Подчеркните их.
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
- Как он пишет о тишине?
- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину. (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое)
- Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает)
- Докажите. (:что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье:)
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
- Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)
- Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ" <Приложение 6>
- Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)
- А можно ли судить о настроении автора по этой картине?
- Какое оно?
- Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк)
- В каком образе выступает осень в этой части?
9. Слушание музыки. "Осенняя песня" П.И.Чайковский из цикла "Времена года"
- слово учителя о Чайковском и его альбоме "Времена года" <Приложение 7>
- слушание
- беседа
- Каков характер музыки?
- Какой представлена здесь осень?
- С какой картиной осени созвучна эта пьеса?
V. Работа над выразительностью.
- На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
- Темп чтения. <Приложение 8>
- Тон чтения.
- Логические ударения.
- Паузы.
Работа в парах.
Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы.
- Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)
- Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок? <Приложение 9>
- Какими они получились?
- Какими настроениями проникнут этот отрывок?
- Сегодня мы рассмотрели только две картины из стихотворения Бунина "Листопад"
VI. Проверка домашнего задания.
- Дома вы постарались увидеть другие картины в этом стихотворении. а на уроке рисования - выполнили их в цвете. Что же у вас получилось?
- Представьте свои работы.
VII. Творческая разноуровневая работа в группах.
- А какие картины осеннего леса увидела я, вы сможете узнать, выполнив творческую работу.
1 группа.
Задание. Найди рифму.
(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Отчёт о выполненной работе.
VIII. Домашнее задание. (по выбору)
1 Выразительно читать.
2. Выучить наизусть.
3. Сочинить сказку "Осень в лесу"
4. Прочитать другие стихи Бунина.
IX. Итог урока.
- Какие открытия вы сделали?
- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
X. Рефлексия.
- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
XI. Заключительное слово учителя.
- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
- Да.
"В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"
- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
- Урок окончен. Спасибо.