Пояснительная записка.
Основным предназначением кружковых занятий по "вышиванию" в системе дополнительного образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, эстетических, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Исходя из необходимости учёта потребности личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отобран с учётом следующих положений:
- распространённость изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной формой обучения является Учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении создаваемого изделия.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
В результате проведения кружковых занятий в основной школе, учащиеся овладевают безопасными приёмами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области вышивания, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления изделий, знакомятся с основными профессиями, связанными с вышиванием. В тоже время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируется экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Цели обучения
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создание продуктов труда, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приёмами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения,интеллектуальных,творческих,коммуникативныхиорганиза-торских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь - владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в Требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и его результатам.
Учебно-тематический план кружковых занятий для учащихся 5-6 классов по вышиванию.
№ п/п | Название разделов и тем | Форма занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. История появления вышивки, необходимые материалы и инструменты. | Теоретический урок | 2 | 2 | - |
2 | Простейшие швы. Способы закрепления нити. | Практическая работа, объяснение, показ. | 2 | 1 | 1 |
3 | Шов "вперёд иголку". | Практическая Работа, объяснение, показ. | 2 | 1 | 1 |
4 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
5 | Шов "за иголку". | Практическая Работа, объяснение, показ. | 2 | 1 | 1 |
б | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
7 | Шов строчкой. | Практическая работа, показ, объяснение. | 2 | 1 | 1 |
8 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
9 | Стебельчатый шов. | Практическая работа, показ, объяснение. | 2 | 1 | 1 |
10 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
11 | Шов цепочкой "тамбур". | Практическая работа, показ, объяснение. | 2 | 1 | 1 |
12 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
13 | Крестообразный шов "козлик". | Практическая работа, показ, объяснение. | 2 | 1 | 1 |
14 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
15 | Петельный шов. | Практическая работа, объяснение, показ | 2 | 1 | 1 |
16 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
17 | Шов набор. | Объяснение, показ, практическая работа. | 2 | 1 | 1 |
18 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
19 | Полукрест или роспись. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
20 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
21 | Крест косой односторонний. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
22 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
23 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
24 | Крест двойной или болгарский. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
25 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
26 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
27 | Гладь свободная без настила, двусторонняя. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
28 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
29 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
30 | Владимирская гладь. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
31 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
32 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
33 | Теневой шов. | Объяснение, показ, практическая работа | 2 | 1 | 1 |
34 | Вышивание изделия с использованием шва. | практическая работа | 2 | - | 2 |
35 | Вышивание изделия с использованием шва. | Практическая работа | 2 | - | 2 |
36 | Резерв времени. | ||||
Итого | 72 |
Содержание дополнительной образовательной программы (72ч)
1. Вводное занятие (2ч). История появления вышивания. Профессии, связанные с вышиванием. Необходимые материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с иглами, ножницами. Подбор игл, нитей, ножниц. Технология запяливания ткани.
2. Простейшие швы(2ч). Теоретические сведения:(1ч) Классификация швов. Определение длины рабочей нити. Способы вдевания нити в иголку. Технология выкраивания ткани. Способы закрепления нити на ткани. Практическая работа (1ч): Раскрой ткани. Запяливание ткани. Закрепление нити на ткани.
Необходимые материалы, инструменты и приспособления: ткань, нитки мулине, иголка вышивальная, пяльцы, ножницы, схемы рисунков, журналы с вышивками. 3. Шов "вперёд иголку"(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения шва "вперёд иголку", его разновидности. Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
4. Шов "за иголку"(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения шва "за иголку". Практическая работа (Зч): Вышивание изделия использованием шва.
5. Шов строчкой(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения шва строчкой. Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
6. Стебельчатый шов(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения стебельчатого шва. Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
7. Шов цепочкой "тамбур"(4ч). Теоретические сведения (1ч): технология и способы выполнения шва цепочкой "тамбур". Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
8. Крестообразный шов "козлик "(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения крестообразного шва "козлик". Практическая работа (Ч): Вышивание изделия с использованием шва.
9.Петельный шов(4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения петельного шва. Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
10.Шов набор (4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения шва "набор". Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
11.Полукрест или роспись(4ч). Теоретическая часть (1ч): Технология и способы выполнения шва - Полукрест. Практическая работа (Зч): Вышивание изделия с использованием шва.
12.Крест косой односторонний (4ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. Практическая работа (5ч): Вышивание изделия с использованием шва.
13.Крест двойной или болгарский (6ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения креста двойного. Практическая работа (5ч): Вышивание изделия с использованием шва.
14.Гладь свободная без настила, двусторонняя(6ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения глади свободной без настила. Практическая работа (5ч): Вышивание изделия с использованием шва.
15.Владимирская гладь(6ч). Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения владимирской глади. Практическая работа (5ч): Вышивание изделия с использованием шва.
16.Теневой шов (6ч): Теоретические сведения (1ч): Технология и способы выполнения теневого шва. Практическая работа (5ч): Вышивание изделия с использованием шва.
17. Резерв времени (2ч).
Организация и методика работы кружка
Разрешая различные практические вопросы организации, методики проведения работы кружка, руководитель следует тем же основным дидактическим принципам педагогики, которыми руководствуется и учитель, организуя и проводя урок.
Для занятий кружка установлены определённые дни и часы, согласованные со школьным расписанием. Количество учащихся, занимающихся в кружке м.б. около 12.
Начинать практическую работу в кружке надо с выполнения небольших индивидуальных заданий, т.к. это позволяет легче и полнее определить интересы и степень практической подготовки каждого ученика.
По мере накопления детьми необходимых знаний, достаточно устойчивых трудовых навыков и умений, можно практиковать различные работы на свободные темы.
Практическая работа членов кружка направляется руководителем т.о., чтобы дети в весьма доступной форме ощущали органическую связь теории и практики, науки - с жизнью.
Постоянно и на большом количестве фактов следует показывать учащимся, как знание теории, высокая успеваемость помогают им быстрее и правильнее решать конкретные практические задачи и как в свою очередь практическая работа в кружке обогащает их всё новыми, нужными и полезными знаниями, умениями и навыками, помогает лучше учиться.
Большую пользу приносит организация периодических отчётных выставок по работе кружка.
Список литературы
1. Власова А.А. Рукоделие в школе. - СПб, 1996
2. Беляков Н.Д. Кружок "Умелые руки" в школе. - М,1999
3. Рогова О.Л. Юным рукодельницам. - СПб, 1990
4. Ерёменко Т.И. Вышивка цветов гладью. - М, 2004
5. Крутий Я.В. 100 схем для вышивания гладью. - Курск, 2000
6. Сапожников А.А. Журналы - Современная вышивка крестом. - М, 2006