В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального “я”.
В новой социокультурной ситуации гуманистическая парадигма является основной идеей психолого-педагогического мышления. Для нее личность – это уникальная ценностная система, которая представляет собой открытую возможность самоактуализации, присущей только человеку. Признание творческой свободы человека является главным богатством общества.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного обучения выступает творчество, как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни – стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и “я”.
Психологи и педагоги, работающие по исследованию специального, целенаправленного развития креативности, выделяют следующие основные условия, влияющие на формирование творческого мышления:
- индивидуализация образования;
- исследовательское обучение;
- проблематизация.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристического мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
По мере приобретения образованием характера непрерывного процесса становится все более разнообразным состав учащихся, и исходный уровень их знаний, и характер мотивации учения, и содержание потребных знаний.
Основной проблемой образования становится не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в мощном потоке все возрастающей информации, а проблема прямо противоположная - получение, создание, производство знания в соответствии с возникающими потребностями.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
В основу исторического образования закладывается исследовательская деятельность по работе с историческими документами. Учить следует ремеслу историка, что означает развитие у учащихся новых методов познания исторического прошлого.
В рамках этой модели предлагается отобрать материал для организации учебной деятельности исследовательского характера. Основной организационной и содержательной единицей становится документально-методические комплексы, мыслительные и поведенческие стратегии и основные проблемы темы.
Ученик в процессе обучения должен овладеть следующими способами познавательной работы: историческое наблюдение, историческая критика, исторический анализ, объяснение, предвидение. Учащихся следует учить задавать вопросы историческому источнику. Учитель в рамках этой модели превращается – в организатора ученических исследований, а ученик в исследователя-историка, пишущего собственную историю.
Средством взаимодействия выступает исторический источник и соответствующая исследовательская деятельность. Учитель истории оценивает уровень развития исторического мышления и способность ученика к использованию языка исторического исследования. Данная модель обеспечивает реальную возможность самовоспитания и примиряет человека с настоящим. Системное знание, которое требуют нормативные документы и программы вступительных экзаменов по истории, не вырабатывается. Результатом этой модели является интеллектуальный стиль, под которым понимается способ постановки и решения исторической проблемы или задачи. Этот стиль отражает те интеллектуальные и мыслительные стратегии, которые являются для ученика предпочтительными.
Модель “историософ” базируется на личностных качествах и ценностно-смысловой деятельности учащихся. В качестве основной категории выступает историческое сознание.
При таком понимании деятельности учителя истории становится очевидным, что историческое образование должно повторять этапы развития форм исторического сознания. Историческая пропедевтика должна строится на мифологии как наиболее адекватной форме для начального этапа развития исторического сознания. Завершающая ступень образования должна обеспечивать становление исторической картины мира и развитие личного способа ориентации в историческом прошлом, который состоит из когнитивного, операционно-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов. В рамках этой модели учитель и ученик выступают как собеседники, ведущие диалог с прошлым с целью познания настоящего и предвидения возможного будущего. Учитель больше всего ориентируется не на конкретное знание, а на смысл познания исторического прошлого, на ту роль, которую призвана выполнять история как гуманитарная наука.
В этом отношении должно измениться и содержание исторического образования. Основной стержневой линией исторического образования становится деятельность человека, преследующего свои цели. История должна предстать перед учеником не как набор фактов и событий, а как процесс непрерывного социального творчества человека, как его движение к собственной свободе. Человек должен быть раскрыт как субъект исторического процесса. Основным результатом исторического образования должны стать способность ученика оценивать актуальные проблемы российской действительности под углом зрения истории и отношение к историческому прошлому как величайшей ценности. В рамках этой модели появляется эпистемологический стиль, который отражает индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему, проявляющиеся в особенностях "индивидуальной исторической картины мира". У учащихся возникает "мир собственной истории", формирующийся индивидуальными особенностями, интересами, предшествующим опытом. У ученика появляется потребность в диалоге и поиске ответа на вопрос о своем предназначении и месте в истории.
Перед учителем истории стоит сложная задача – выбор модели исторического образования. Вероятно, в современных условиях наиболее предпочтительной является третья модель, так как она ориентирована на развитие личностных качеств ученика.
Новый, наступающий на наших глазах этап в развитии системы исторического образования можно назвать открытой школой. Этот, может быть, не самый удачный термин означает тотальный выход образовательного процесса за рамки конкретного учебного заведения.
Становятся общедоступными лучшие мировые образцы преподавания тех или иных дисциплин, готовые курсы, программы и циклы, позволяющие компоновать учебные планы индивидуально и независимо от реальной мобильности учителя и ученика.
Надежность систем дублирования и сохранности информации становится абсолютной, практически такой же, как возможность удаленного доступа к поистине неисчерпаемым ресурсам мировых библиотечных фондов, информационным базам данных, экспериментальному оборудованию и научным результатам лидирующих лабораторий и институтов. Коренным образом изменяется и форма подачи учебного материала: становится ясно, что возникновение радио, кино и телевидения не стало рождением самодостаточных средств коммуникаций, а явилось всего лишь прелюдией к синтетическим способам удаленного воздействия на человеческий мозг с помощью аудио- и видеоинформации, (включая стереозвучание и трехмерную голографию).
Одна из возможных концепций бинарных уроков - использование основных информационных технологий пакета прикладных программ MS Office при объяснении нового материала преподавателем, при выполнении учащимися практических, заданий, а также для проверки знаний учащихся.
Тема урока информатики – “М
ультимедиа презентации”Задачи урока
1) Создание мультимедиа презентации с помощью программу PowerPoint на тему “Тайные организации декабристов и их программы. Восстание декабристов”.
2) Усвоение учащимися актуальности цели, поставленной перед ними в практическом задании, создание одного параграфа мультимедиа учебника.
Материально-техническое обеспечение урока:
- 12 ПК учащихся.
- 1 ПК преподавателя.
- ПО: Microsoft Office
- Локальная сеть.
- Мультимедиа проектор.
- Карты-задания.
Межпредметные и внутрипредметные связи: Информатика-история.
План урока информатики
№ п/п |
Этап урока |
1 |
Организация начала занятий |
2 |
Вводная часть: - повторение основных положений предыдущего урока: экспресс-опрос; - сообщение темы и цели урока; - актуализация темы урока. |
3 |
Изучение нового материала: - объяснение нового материала; - демонстрация новых приемов работы на примерах с использованием мультимедиа проектора. |
4 |
Закрепление новых знаний -
практическая работа: - объяснение практического задания (цель работы, постановка задачи, представление результата, критерий оценки); - назначение консультанта, выбор экспертной группы; - выполнение задания (индивидуальная работа учащихся за ПК); - передача проектов учащихся по локальной сети на ПК преподавателя. |
5 |
Оценка деятельности учащихся: - презентация проектов учащихся на мультимедиа экране; - учащиеся, оценивая работы своих одноклассников, заполняют оценочные листы; - экспертная группа, проанализировав оценочные листы, называет три лучших проекта. |
6 |
Подведение итогов урока: -обобщение результатов деятельности учащихся; -объявление оценок; -целесообразность развития созданного проекта на уроке истории ; -объяснение домашнего задания. |
Тема урока истории – “Тайные
организации декабристов и их программы.
Восстание декабристов”
План урока истории
№ п/п |
Этап урока |
1 |
Организация начала занятий |
2 |
Вводная часть: - “Разминка”- повторение материала - экспресс-опрос, - сообщение темы и цели урока; - актуализация темы урока |
3 |
Мониторинг знаний - практическая
работа: - объяснение практического задания (цель работы, постановка задачи, представление , результата, критерий оценки); - назначение консультанта, выбор экспертной группы; - выполнение задания (индивидуальная работа учащихся за ПК); - передача результатов работы учащихся по локальной сети на ПК преподавателя. |
4 |
Оценка деятельности учащихся: - презентация результатов работы учащихся на мультимедиа экране; - учащиеся, оценивая работы своих однокурсников, заполняют oценочные листы, - экспертная группа, проанализировав оценочные листы, называет три лучшие работы. |
5 |
Подведение итогов урока: - обобщение результатов деятельности учащихся; - объявление оценок, - целесообразность развития опыта проведенного урока впоследствии на базе использования программы PowerPoint; - объяснение домашнего задания |
В приложениях работы учащихся:
- Приложение 1 – Восстание декабристов.
- Приложение 2 – Программы декабристов.
- Приложение 3 – Личность Николая I.
- Приложение 4 – Николай I.