ТЕМА: Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов.
ЦЕЛЬ: Развитие умения соотносить звуковую и графическую форму слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв. Формирование навыков точного употребления слов.
ХОД УРОКА.
1. Чистописание. Лл
- Дайте характеристику этого звука. (Согласный, звонкий, не парный, может быть твердым и мягким). В каких еще буквах встречаются элементы этой буквы?
Мм, Аа, Яя.
2. Словарная работа. Язык
- Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
- Это слово имеет несколько значений. Оно многозначное. Назовите, что оно может означать. (язык во рту, иностранный язык, язык от колокола, язык пламени).
ребята
- Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную.
- Какими словами, близкими по смыслу, можно заменить эту это слово? (Дети, школьники, ученики).
- Составьте предложение с любым из этих слов.
- Какое из этих слов (язык, ребята) нельзя переносить? Почему? Приведите примеры слов, которые нельзя переносить.
3. Работа по теме урока.
- Отгадайте загадки, запишите только отгадки.
Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. Дятел.
- Проговорим, как будем писать.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? Мороз.
- Что вы можете сказать про это слово? Какая орфограмма в нем встречается?
- Назовите слово, в котором есть мягкие согласные. Как на письме обозначили мягкость согласных? (-я, -е)
- Какими еще гласными буквами обозначаем мягкость согласных? (-и, -ю, -ё).
- Подберите слова с мягкими согласными.
4. Выборочный диктант.
- Запишите только слова с мягкими согласными. Подчеркните мягкие согласные.
1. Пенал, карандаш.
2. Школа, ученик.
3. Воробей, ворона.
4. Лимон, груша.
(Первую пару записываем вместе, с разбором, остальные самостоятельно. Слова приколоты к доске, перевёрнуты. Безударные гласные закрыты. Для проверки слова открываются.)
- Проверьте, эти ли слова вы записали?
- Здесь пропущены буквы. Покажите линейками, какие буквы надо писать.
Физкультминутка
Мы делили апельсин.
Много нас, а он – один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
Эта долька для меня,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас!
Беда!
Разбежались кто куда.
5. Работа с учебником.
Упражнение 57.
Подчеркните мягкие согласные перед гласными -е, -ё, -ю, -и, -я.
Итог. Как в русском языке обозначается мягкость согласных?
6. Домашнее задание. Упр. 49.