Интегрированный урок музыки в 5-м классе

Разделы: Музыка


Цель урока: Изучение и анализ музыкальных и литературных произведений, где “главными действующими лицами” повествования являются: музыка, музыканты и музыкальные инструменты.

Задачи урока:

образовательные - научить ребят читать книги не только “глазами”, но и вслушиваться в них; помочь ребятам почувствовать, что не будь музыки, не было бы в литературе произведений о музыке;

развивающие - задуматься над тем, что не только писатель - поэт помогает музыке, но и музыкант - композитор помогает поэзии, литературе;

воспитательные - на основе музыкальных сочинений выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие.

Оборудование: аккордеон, магнитофон, аудиозапись, книги с литературными произведениями, портреты композиторов (Э. Грига, М. Глинки, В.А. Моцарта). Изображения музыкальных инструментов (лиры, клавесина, скрипки), карточки с музыкальным домино, хрестоматия, 5-й класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Подготовленный ученик читает стихотворение поэта Н. Кукольника “Жаворонок” под музыку М. И. Глинки “Жаворонок”.

- Ребята, вам понравилось? А лучше было бы, если б стихотворение читалось без музыки? /Ответы детей./

На примере этих двух произведений мы с вами ясно ощутили как звучащая музыка “Жаворонка” Глинки помогает глубже понять образное содержание стихотворения Кукольника “Жаворонок”.

И сегодня мы с вами вспомним литературные произведения, где “главными действующими лицами” являются: музыка, музыканты и музыкальные инструменты.

II. Повторение пройденного материала.

Урок начнём с песни “ Волшебный смычок”, которую мы разучили на прошлом уроке.

- Какого народа эта песня? /Норвежская народная песня./

- Кто является “главным действующим лицом” песни? /Музыкант-старичок, музыкальный инструмент-скрипка./

Выберите среди музыкальных инструментов, которые вы видите на доске, музыкальный инструмент - скрипку. /Ученик выходит к доске и показывает выбранный инструмент./

СКРИПКА - это струнно-смычковый инструмент, у которого 4 струны, и звук извлекается с помощью смычка.

Вспомним песню и ритмический рисунок второй половины куплета. Исполним её в характере. /Исполнение песни всем классом, затем по ролям, и такое же исполнение у доски на оценку по 3 человека - три роли. Исполнение оценивается./

- Появилась бы эта песня, если бы не было такого прекрасного инструмента, как скрипка, и человека, умеющего на нём играть? /Нет./

III. Подготовка к усвоению нового материала.

Песня, которую мы с вами исполнили, будет началом нашей игры “Музыкальное домино”.

В ходе этой игры мы вспомним какие литературные произведения с “главным действующим лицом ” музыкой, вы уже знаете с прошлых уроков.

Чтобы сыграть в эту игру вы должны внимательно слушать мои вопросы, подумав, ответить на них и правильно выбрать карточку с правильным ответом.

Начнём с норвежской народной песни “Волшебный смычок”. /На доске прикрепляю карточку./

    ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК

    НОРВЕГИЯ

Слушаем вопросы игры. Кто правильно ответит на вопрос - выходит к доске и, выбрав карточку с верным ответом, прикрепляет её на доску вслед за предыдущей карточкой.

- Какого норвежского композитора вы знаете? /Э. Григ. Показываю портрет композитора./

    ГРИГ

    Корзина с лиловыми шишками

- Почему на этой же карточке название литературного произведения “Корзина с еловыми шишками”? /Э. Григ является главным героем этого произведения./

- Кто автор этого произведения? /К. Паустовский./

    ПАУСТОВСКИЙ

    КВАРТЕТ

- Какие музыкальные инструменты являются “главными действующими лицами” в басне “Квартет”? /Музыкальные инструменты - две скрипки, альт, виолончель. Показываю иллюстрацию к этой басне./

- Кто автор этой басни? / И.А. Крылов. Показываю книгу./

    КРЫЛОВ

    ПЕВЦЫ

- О чём рассказывается в рассказе “Певцы”? /О состязании в пении двух народных певцов, которое выиграл Яков./

- Кто автор этого рассказа? /И. Тургенев. Показываю книгу./

    ТУРГЕНЕВ

    ОРФЕЙ

- Кто такой Орфей? /Древнегреческий певец и музыкант./

- На каком музыкальном инструменте играл Орфей? /На лире. Показываю изображение лиры./

    ЛИРА

    СОЛОВЕЙ

- Кого спасло пение соловья от смерти? /Китайского императора./ Кто автор этой сказки? /X.К. Андерсен. Показываю книгу./

    АНДЕРСЕН

    СТАРЫЙ ПОВАР

На второй половине последней прикреплённой карточки название литературного произведения “ Старый повар”.

- А название этого литературного произведения вам знакомо? /Нет./

Это рассказ одного из самых “музыкальных” писателей К. Паустовского.

IV. Изучение нового материала.

Сейчас мы познакомимся с рассказом К. Паустовского “Старый повар”. И так же, как этот старый повар, только в самой последней фразе рассказа узнаем, какая же в нём звучит музыка.

Внимательно послушайте и ответьте на вопросы:

- Кто является “главным действующим лицом” в этом рассказе?

- Что значила музыка для старого повара? /Слушание литературного произведения в грамзаписи. Ответы детей./

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор. /Показываю портрет композитора./

КЛАВЕСИН - старинный щипково - клавишный музыкальный инструмент. /Показываю изображение этого инструмента./

К. Паустовский своим рассказом показал нам прекрасный пример того, как может музыка принести человеку “надежду и утешение”.

- Появилось бы на свет это литературное произведение, если бы не было австрийского композитора В.А. Моцарта и музыкального инструмента клавесина? /Нет./

V. Домашнее задание.

Подготовиться к самостоятельной работе по знакомым литературным произведениям, где “главным действующим лицом” является музыка.

VI. Подведение итогов урока.

- Какая тема нашего урока?

- Какие литературные произведения, с “главным действующим лицом” музыкой, мы с вами вспомнили на уроке?

- Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? /Не появились бы литературные произведения о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах./

- Что нового вы узнали? /Познакомились с рассказом Паустовского “Старый повар”, с австрийским композитором В.А. Моцартом, послушали его музыку, познакомились музыкальным инструментом - клавесином.

- В какую игру играли? /Музыкальное домино./

Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных оценок.

Я благодарю вас за урок. До свидания.