Цель урока: Изучение и анализ музыкальных и литературных произведений, где “главными действующими лицами” повествования являются: музыка, музыканты и музыкальные инструменты.
Задачи урока:
образовательные - научить ребят читать книги не только “глазами”, но и вслушиваться в них; помочь ребятам почувствовать, что не будь музыки, не было бы в литературе произведений о музыке;
развивающие - задуматься над тем, что не только писатель - поэт помогает музыке, но и музыкант - композитор помогает поэзии, литературе;
воспитательные - на основе музыкальных сочинений выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее её восприятие.
Оборудование: аккордеон, магнитофон, аудиозапись, книги с литературными произведениями, портреты композиторов (Э. Грига, М. Глинки, В.А. Моцарта). Изображения музыкальных инструментов (лиры, клавесина, скрипки), карточки с музыкальным домино, хрестоматия, 5-й класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Подготовленный ученик читает стихотворение поэта Н. Кукольника “Жаворонок” под музыку М. И. Глинки “Жаворонок”.
- Ребята, вам понравилось? А лучше было бы, если б стихотворение читалось без музыки? /Ответы детей./
На примере этих двух произведений мы с вами ясно ощутили как звучащая музыка “Жаворонка” Глинки помогает глубже понять образное содержание стихотворения Кукольника “Жаворонок”.
И сегодня мы с вами вспомним литературные произведения, где “главными действующими лицами” являются: музыка, музыканты и музыкальные инструменты.
II. Повторение пройденного материала.
Урок начнём с песни “ Волшебный смычок”, которую мы разучили на прошлом уроке.
- Какого народа эта песня? /Норвежская народная песня./
- Кто является “главным действующим лицом” песни? /Музыкант-старичок, музыкальный инструмент-скрипка./
Выберите среди музыкальных инструментов, которые вы видите на доске, музыкальный инструмент - скрипку. /Ученик выходит к доске и показывает выбранный инструмент./
СКРИПКА - это струнно-смычковый инструмент, у которого 4 струны, и звук извлекается с помощью смычка.
Вспомним песню и ритмический рисунок второй половины куплета. Исполним её в характере. /Исполнение песни всем классом, затем по ролям, и такое же исполнение у доски на оценку по 3 человека - три роли. Исполнение оценивается./
- Появилась бы эта песня, если бы не было такого прекрасного инструмента, как скрипка, и человека, умеющего на нём играть? /Нет./
III. Подготовка к усвоению нового материала.
Песня, которую мы с вами исполнили, будет началом нашей игры “Музыкальное домино”.
В ходе этой игры мы вспомним какие литературные произведения с “главным действующим лицом ” музыкой, вы уже знаете с прошлых уроков.
Чтобы сыграть в эту игру вы должны внимательно слушать мои вопросы, подумав, ответить на них и правильно выбрать карточку с правильным ответом.
Начнём с норвежской народной песни “Волшебный смычок”. /На доске прикрепляю карточку./
ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК |
НОРВЕГИЯ |
Слушаем вопросы игры. Кто правильно ответит на вопрос - выходит к доске и, выбрав карточку с верным ответом, прикрепляет её на доску вслед за предыдущей карточкой.
- Какого норвежского композитора вы знаете? /Э. Григ. Показываю портрет композитора./
ГРИГ |
Корзина с лиловыми шишками |
- Почему на этой же карточке название литературного произведения “Корзина с еловыми шишками”? /Э. Григ является главным героем этого произведения./
- Кто автор этого произведения? /К. Паустовский./
ПАУСТОВСКИЙ |
КВАРТЕТ |
- Какие музыкальные инструменты являются “главными действующими лицами” в басне “Квартет”? /Музыкальные инструменты - две скрипки, альт, виолончель. Показываю иллюстрацию к этой басне./
- Кто автор этой басни? / И.А. Крылов. Показываю книгу./
КРЫЛОВ |
ПЕВЦЫ |
- О чём рассказывается в рассказе “Певцы”? /О состязании в пении двух народных певцов, которое выиграл Яков./
- Кто автор этого рассказа? /И. Тургенев. Показываю книгу./
ТУРГЕНЕВ |
ОРФЕЙ |
- Кто такой Орфей? /Древнегреческий певец и музыкант./
- На каком музыкальном инструменте играл Орфей? /На лире. Показываю изображение лиры./
ЛИРА |
СОЛОВЕЙ |
- Кого спасло пение соловья от смерти? /Китайского императора./ Кто автор этой сказки? /X.К. Андерсен. Показываю книгу./
АНДЕРСЕН |
СТАРЫЙ ПОВАР |
На второй половине последней прикреплённой карточки название литературного произведения “ Старый повар”.
- А название этого литературного произведения вам знакомо? /Нет./
Это рассказ одного из самых “музыкальных” писателей К. Паустовского.
IV. Изучение нового материала.
Сейчас мы познакомимся с рассказом К. Паустовского “Старый повар”. И так же, как этот старый повар, только в самой последней фразе рассказа узнаем, какая же в нём звучит музыка.
Внимательно послушайте и ответьте на вопросы:
- Кто является “главным действующим лицом” в этом рассказе?
- Что значила музыка для старого повара? /Слушание литературного произведения в грамзаписи. Ответы детей./
Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор. /Показываю портрет композитора./
КЛАВЕСИН - старинный щипково - клавишный музыкальный инструмент. /Показываю изображение этого инструмента./
К. Паустовский своим рассказом показал нам прекрасный пример того, как может музыка принести человеку “надежду и утешение”.
- Появилось бы на свет это литературное произведение, если бы не было австрийского композитора В.А. Моцарта и музыкального инструмента клавесина? /Нет./
V. Домашнее задание.
Подготовиться к самостоятельной работе по знакомым литературным произведениям, где “главным действующим лицом” является музыка.
VI. Подведение итогов урока.
- Какая тема нашего урока?
- Какие литературные произведения, с “главным действующим лицом” музыкой, мы с вами вспомнили на уроке?
- Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? /Не появились бы литературные произведения о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах./
- Что нового вы узнали? /Познакомились с рассказом Паустовского “Старый повар”, с австрийским композитором В.А. Моцартом, послушали его музыку, познакомились музыкальным инструментом - клавесином.
- В какую игру играли? /Музыкальное домино./
Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса и отдельных учащихся, аргументация выставленных оценок.
Я благодарю вас за урок. До свидания.