Урок математики в 3-м классе (по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) по теме "Составление и решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока.

  1. Отрабатывать умение детей составлять разные задачи по одной и той же схеме, сопоставлять схемы и условия задачи.
  2. Закреплять умение находить значения числовых выражений, включающих все операции с натуральными числами, и составлять по ним задачи. Отработка вычислительных навыков.
  3. Создать условия для коллективно-распределенной деятельности при работе в группе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Запись даты. Классная работа.

II. Устный счет.

Ну-ка, в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!
Начинаем урок с зарядки для ума.

12 : 1

84 : 84

0 • 36

56 • 1

70 • 7

Сумму чисел 36 и 18 разделим на 9 (6)

Разность чисел 56 и 30 увеличим в 2 раза (52)

Частное чисел 35 и 5 увеличим в 4 раза (28)

У 4 паучков 32 лапки. У скольких паучков 64 лапки? (64: 32:4=8 п.)

III. Продуктивные задания по воспроизведению знаний.

Чем занимаемся на уроках математики?

- Ребята, перед вами схемы к задачам. Как вы думаете, не зная условия задачи, можно их решить?

На доске:

а) Составьте свои задачи и решите их (Проверка умения индивидуально решать задачи. Работают 2 человека у доски). (Цель 1)

Учитель работает с классом (фронтальная работа). (Цель 2)

- Запишите числовое выражение в тетрадь, составьте задачу, запишите значение выражения.

14 + 14 : 2 = 21

39 : 3 • 4 = 52

15 • 3 – 26 = 19

У. Проверим, как ребята решили задачи у доски.

- Что показывает схема, почему вы смогли решить задачу, не зная ее условия?

Д. Схема показывает функциональную зависимость между величинами. Это и позволило решить задачу.

У. Это одинаковые задачи? Чем они похожи, чем отличаются?

Физкультминутка.

б) Умеете сопоставлять схему и условие задачи?

На доске приготовлены 4 схемы

- Работа в группах. Возьмите билет с условием задачи. Сообща разберитесь, какая схема подходит для решения именно вашей задачи. После обсуждения решите ее, запишите в тетрадь и подготовьтесь объяснять свои действия у доски.

Задачи на карточках.

  1. Мумзики стащили у бабушки Варвары сначала 52 ореха, а затем еще 4. Каждый день они съедали по 8 орехов. На сколько дней хватит мумзикам их запасов?
  2. Мумзики стащили у бабушки Варвары сначала 52 ореха, но они так торопились, что потеряли 4 ореха. Каждый день они съедали по 8 орехов. На сколько дней хватит мумзикам орехов?
  3. Мумзики стащили у бабушки Варвары сначала 52 ореха, но они так торопились, что потеряли 4 ореха. Этих орехов хватило мумзикам на 8 дней. Сколько орехов они съедали каждый день?
  4. Мумзики стащили у бабушки Варвары сначала 52 ореха, а затем еще 4. Этих орехов хватило мумзикам на 8 дней. Сколько орехов они съедали каждый день?

- Проверка. Один ученик читает условие задачи, другой показывает по схеме. Объясняют, как решали. Группы задают вопросы. Оцените, как работали группы.

- Это одинаковые задачи? Чем они похожи, чем отличаются?

в) А по уравнению можете составить задачу? Запишите в тетрадь. Задачу. Схему. Решаем. х 6 = 7000 + 425

Проверяем, как решила Мальвина. Что было трудно?

IV. Итог урока. Оценки.

-Чем занимались?

- Что понравилось?

- Где возникали трудности?