“ДООБУЧАЕМ…или использование интерактивные технологий при работе с неуспевающими учениками”.
Особое внимание к организации обучения иностранным языкам в современной школе уделяется именно 5-м классам. В настоящее время в 5-й класс приходят учащиеся с разным уровнем подготовки: кто-то изучал иностранный язык в начальной школе, кто-то нет. Если учащиеся изучали иностранный язык, то, скорее всего, по разным УМК. Кроме того, предмет “иностранный язык” преподавался 1-2 часа в неделю в зависимости от условий и обеспеченности школы кадрами. Все это приводит к тому, что уже в первой четверти появляются неуспевающие учащиеся. Как им помочь? Как мотивировать их на дальнейшее изучение иностранного языка?
Замечено, что наибольшей проблемой в 5-м классе становится проблема чтения как основного вида деятельности. Именно неумение прочитать то или иное слово, словосочетание или предложение, а также понять, что написано в учебнике или на доске приводит к первым неуспехам уже в 5-м классе.
Считаем наиболее оптимальным решением данной проблемы использование интерактивных технологий с применением компьютеров при работе с учащимися в 5-м классе. О применении интерактивных технологий в школе сегодня говорят практически повсеместно. Однако на практике в большинстве случаев все сводится к тому, что данные технологии или вообще не используются, т.к. не хватает технических средств, или используются в исключительных случаях (открытый урок, итоговые уроки по темам, контрольные уроки). Между тем, очевидным остается тот факт, что учащиеся проводят все больше времени за компьютером, играя, делая домашние задания, изучая различного рода информацию. Почему бы тогда учителю не сделать компьютер своим помощником в столь сложном деле, как обучение иностранному языку?! Под интерактивным обучением будем понимать “взаимодействие учащихся с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источника информации” (ПЭС).
Итак, неуспевающими называем тех учащихся, которые к определенному рубежу (конец четверти, года) имеют неудовлетворительные оценки. Также к неуспевающим можно отнести тех учащихся, которые имеют слабые навыки чтения в 5-м классе при наличии удовлетворительных оценок.
Можно выделить несколько основных причин неуспеваемости в 5-м классе.
- Адаптация учащихся к новым условиям обучения: новые предметы, новые учителя. В связи с введением изучения иностранного языка со второго класса сейчас появились классы, в которых можно встретить одновременно и тех, кто изучал в начальной школе иностранный язык, и тех, кто не изучал.
- Снижение мотивации. Имеет место, если язык преподавался в начальной школе.
- Слабые способности к изучению иностранных языков.
- Неумение учиться: недостаточная сформированность общеучебных умений и навыков.
- Нежелание учиться вообще: лень, предвзятое отношение к изучению иностранного языка и к учебе в целом.
- Недостатки преподавания, слабый текущий контроль.
- Непосещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Проблема неуспеваемости существует давно, следовательно, разрабатывались и методы работы с неуспевающими учениками:
- традиционные: дополнительная работа с учащимися, которая заключается в том, чтобы заниматься после уроков; также сюда можно отнести и репетиторов и занятия в языковых центрах;
- работа в классе, может быть нескольких видов;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- самостоятельная работа.
Однако, на наш взгляд, данные методы работы с учащимися имеют существенные недостатки, такие как: слабая эффективность вследствие низкого уровня мотивации к изучению иностранных языков и дополнительная нагрузка для учителя.
Считаем, что наиболее эффективным методом работы над данной проблемой является работа дома. На наш взгляд, это лучший способ работы с отстающими учениками.
Конечно, имеется ряд трудностей и недостатков, таких как:
- ученик не может обратиться к учителю за советом и помощью сиюминутно.
- сложность контроля деятельности учащихся.
Однако, все трудности легко решаемы при грамотном использовании интерактивных технологий. Одним из средств, используемых при работе с интерактивными технологиями, может стать простая компьютерная программа “TeachEng”. Все, что требуется учащимся, это установить программу у себя на компьютере, и работать с ней по 5-10 минут за урок. Так как интерактивное обучение – это, прежде всего, взаимодействие, или диалог (в нашем случае с учителем через компьютер), то учитель должен быть открыт для такого взаимодействия не только в школе, но и за ее пределами. Тогда, работая дома, ученик может связаться с учителем , отправив запрос по электронной почте или через такие средства, как SkyLink, Интернет-встреча (так называемый телемост) с учителем.
На смену просто доске и мелу давно уже идут интерактивные технологии. Под ними мы, конечно, не подразумеваем Интернет и компьютеры в целом, но диалог, т.е. взаимодействие с учащимися с помощью данных средств. А это взаимодействие в настоящее время просто невозможно без компьютерных технологий. Поэтому работа на дому с отстающими учениками, на наш взгляд, должна строиться таким образом :
- учитель дает компьютерную программу, которую ученик устанавливает у себя на домашнем компьютере;
- программа включает правила на чтение разных букв и сочетаний букв;
- программа состоит из нескольких уроков, каждый продолжительностью не более 5 минут ( в целях сохранения здоровья учащихся);
- ученик может заниматься самостоятельно в любое удобное для него время в домашней обстановке. Все , что для этого нужно, компьютер;
- родители на самом деле являются активными субъектами образовательного процесса, т.к. имеют возможность наблюдать за ходом работы ребенка;
- обязательное условие: ребенок должен заниматься каждый день;
- каждый пройденный урок ученик сдает учителю в школе. Это можно сделать на уроке в течение нескольких минут, когда дети работают над индивидуальными заданиями, или на перемене, если учащимся так больше нравится и учитель не возражает.