Цели урока: обобщить знания по теме “Электромагнитное поле”; подготовить учащихся к контрольной работе; показать применение знаний на практике; развивать познавательный интерес к предмету
Задачи урока: продолжить учиться работать в группе, показывать свои знания в нестандартных ситуациях, реализовать творческие способности.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная работа и работа в группах.
Оборудование: компьютеры или ноутбуки, проектор, интерактивная доска.
План урока:
№ |
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин.) |
I этап: Вводно-мотивационный. | |||
1. | Вступительное слово учителя. | 1 мин. | |
2. | Организационный момент (формулирование темы урока, постановка цели и задач урока). | Слайд – презентация (PowerPoint). Приложение 1 | 2 мин. |
3. | Повторение и закрепление знаний. | Задания в программе Notebook
(использование интерактивной доски). Работа в тетрадях |
10 мин. |
II этап: Операционный /организация познавательной деятельности по решению учебной задачи /. | |||
4. | Углубление и обобщение знаний, умений, навыков (работа в группах). | Задания в программе Notebook (использование интерактивной доски) | 12 мин. |
III этап: Контроль и коррекция. | |||
5. | Практический выход (отчет групп о проделанной работе). | Использование интерактивной и маркерной доски | 10 мин. |
6. | Подведение итогов. | 5 мин. | |
7. | Домашнее задание. |
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Нам очень хочется, чтобы у всех собравшихся в этом классе было доброе и веселое настроение, ведь сегодня у нас не совсем обычный урок. Класс садиться по желанию в четыре группы. У каждой группы есть сигнальная карточка (одна сторона которой зеленная, другая красная). Если группа выполнила задание, то она сигнализирует зеленым цветом, а если группе нужна помощь, то красным.
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, и сформулируйте тему урока (на слайде одно яблоко движется вниз). На интерактивной доске появляется слайд 1.
Учащиеся называют, формулируют тему урока. На интерактивной доске появляется слайд 2.
Учитель. Сколько законов Ньютона вы знаете?
Учащиеся: Три. На интерактивной доске появляется слайд 3.
Учитель. Первое задание. Один человек из каждой группы выходит к доске и выбирает слова подходящие к своему закону на интерактивной доске (методом перетаскивания) и дает формулировку своего закона.
На интерактивной доске появляется слайд 4.
На интерактивной доске появляется слайд 5
Учитель. Мы с вами вспомнили и повторили законы Ньютона.
Учитель. Второе задание. По очереди из каждой группы выходят по одному представителю, обводят одну картинку, записывают к какому закону она подходит, и объясняют свой выбор.
На интерактивной доске появляется слайд 10.
Так делается до тех пор, пока все картинки не закончатся.
Учитель. Сейчас мы с вами рассмотрели применение законов Ньютона на практике.
Учитель. Слово представляется практикам. Выходят ребята и демонстрируют опыты.
Ученик 1: Первый закон Ньютона (тело лежит на поверхности или подвешено на нити) Ньютон: обобщил вывода Галилея, сформулировал закон инерции (I закон Ньютона).
Если сумма всех негравитационных сил, действующих на тело, равна нулю, то существует такая система отсчета, относительно которой поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость неизменной. Такая система отсчета называется инерциальной системой отсчета (ИСО). Иногда первый закон Ньютона называют законом инерции, а равномерное движение тела относительно ИСО называют движением по инерции.
Любая система отсчета, движущаяся относительно ИСО равномерно и прямолинейно, также является инерциальной. Таким образом, существует бесконечно много ИСО, которые движутся относительно друг друга с неизменными по величине и направлению скоростями.
Ученик 2: Второй закон Ньютона.
В ИСО ускорение тела пропорционально полной силе, действующей на тело, и обратно пропорционально массе. Следует подчеркнуть, что смысл второго закона Ньютона заключается в том, что он определяет динамический принцип классической физики: ускорение тела определяется действующими на него силами, которые, в свою очередь, независимым образом определяются из опыта. Встречающаяся иногда формулировка второго закона Ньютона в виде: сила равна произведению массы тела на его ускорение – искажает физический смысл этого закона. Единицей измерения силы является ньютон (Н), так что размерность силы [F] = Н.
Ученик 3: Третий закон Ньютона
По III закону Ньютона, силы взаимодействия любой пары тел равны по величине и противоположно направлены. Эти силы приложены к разным телам.
Учитель. Ребята из группы практики на опытах нам доказали справедливость законов Ньютона.
Учитель. Приступаем к решению задач (7 минут). Каждая группа решает задачу, которая соответствует её закону и защищает свое решение.
На интерактивной доске появляется слайд 11.
Учитель. Последнее творческое задание. Каждая группа сочиняет синквейн. (Вводные слова: опыт, закон, сила, масса)