Библиотечный урок по теме "Библиографический поиск"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся в области библиографии, поискового умения и научить их самостоятельно пользоваться библиотечным фондом.

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о такой науке, как библиография. Сформулируйте вопросы, ответ на которые вы хотели бы найти сегодня в ходе нашей совместной работы.

II. Работа с терминами.

Библиография в переводе означает “книгоописание”.

Это слово впервые стало употребляться в Древней Греции. В задачу этой науки входят информация о книгах, о печатной продукции.

“Азбукой всякой науки” назвал библиографию В.И.Межов – первый русский библиограф. Библиография – помогает отыскать книги для ответов на интересующие вопросы.

III. СБА. Этапы поиска

– Сегодня владение библиографической культурой есть непременный признак образованного человека. Работу начинаем с выбора темы.

Итак, вы выбрали тему исследовательской работы. Вам необходимо найти источники информации. С чего же мы начнем?

Этапы.

  1. Прежде чем отправиться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю библиотеку.
  2. Затем следует изучить фонд библиотеки.

Поиски необходимой литературы продолжительный труд. Выбор осуществляйте самостоятельно, т.к. даже опытный библиограф не в состоянии учесть все направления и оттенки ваших читательских интересов. Такой подход вам позволит открыть новые стороны той или иной темы.

– Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедиям и справочникам.

Статьи энциклопедий содержат не только краткую информацию по теме, но и список основных опубликованных по ней работ. (Показ.)

Получив общую информацию по теме исследования, можно направиться к каталогам и картотекам.

Существуют два основных каталога – алфавитный и систематический.

(Демонстрация каталогов)

Алфавитный каталог карточки стоят в алфавитном порядке авторов и названий. Обращаемся к нему, если знаем название источника и автора. Смотрим, есть ли соответствующая книга в фонде данной библиотеки.

Систематический каталог - карточки в нем сгруппированы по системе дисциплин. Соответственно в этом каталоге мы будем искать свою тему.

Картотеки газетно-журнальных статей материал расположен по рубрикам (тематикам). В картотеках мы подбираем материал из периодических изданий.

Библиографические указатели – книги о книгах. Это перечень книг на определенную тему. Указатели выпускаются книжными издательствами, где дается список литературы изданных в стране книг. В библиотеках составляются указатели книг имеющихся в данной библиотеке по определенным вопросам.

Все что мы сейчас перечислили – это СБА (справочно библиографический аппарат)

Вот мы с вами теоретически подобрали нужный нам материал и составили список необходимой вам литературы – требование (запрос).

Библиотекарь по данному запросу находит в фонде источники по вашей теме.

IV. Работа с аппаратом книги

– Теперь необходимо выбрать самое важное и нужное. И поможет вам в этом сама книга. Открываем титульный лист.

Название, автор.

В каждой книге должна быть:

аннотация, предисловие и содержание, которые помогут вам сориентироваться . поможет ли вам этот источник в вашей работе.

Умение отбирать материал - важное подспорье в вашей работе. Но не менее важно правильно оформить запись.

V. Выступления учащихся:

– Чаще всего в работе мы используем такие выписки как цитаты.

1) Цитата – это дословная выдержка из какого-нибудь текста.

Цитирование – сложное и тонкое искусство. Для чего используются цитаты в тексте работы:

  1. Ссылкой на авторитетное высказывание стремятся подкрепить свои мысли.
  2. Заимствуем ценный фактический материал.
  3. Противоположную точку зрения цитируют тогда, когда хотят сопоставить свои взгляды со взглядами другого человека, доказать ошибочность его позиции.

Только грамотно записанная цитата станет помощницей.

2) Правила цитирования:

1. Точное соответствие цитаты источнику. Иногда необходимо процитировать лишь часть большого суждения(опускаются, как правило, уточняющие подробности) следи, чтобы не исказился смысл текста. Пропущенный абзац оформляется многоточием.

2. Цитаты, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставятся в стихотворной цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате.

3. Первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной.

“...Тяжелы ступени чужого крыльца”, – говорит Ж. Данте.

4. На каждую цитату, оформленную в кавычках или без, также любое заимствование из чужой работы должна быть дана ссылка.

A) Ссылка в тексте.
Б) Ссылка в сноске внизу страницы.
B) Ссылка в конце работы .

5. Использование чужих идей, цитирование без ссылки на источник является нарушением авторского права и расценивается как плагиат(присвоение чужого авторства).

VI. Мини-практикум “Вставь цитату”.

– У каждого на столе лежат книги с подчеркнутыми фрагментами текста. Используя правила, правильно оформите цитату.

Взаимопроверка.

VII. Последовательность составления библиографических списков.

– В конце любой работы, будь то это реферат, исследование, проект, дается список литературы, которой вы пользовались.

  • Автор;
  • Название;
  • Город;
  • Издательство;
  • Год издания.

(Показ правильного краткого библиографического описания)

VIII. Игра “Как стать миллионером”

– Мы с вами познакомились с этапами библиографического поиска. Давайте подведем итог того, что вы сегодня узнали на уроке и проверим прочность ваших знаний в игре “Кто хочет стать миллионером”.

Отборочный тур.

1-е задание.

За 1 минуту перечислите библиографические записи в порядке написания:

а) год издания; б) автор; в) заглавие.

2-е задание.

На каждом столе стопа книг. Вам дали тему для написания исследовательской работы. Выберите нужные вам книги и составьте библиографическое описание книг (автор, заглавие, место издания, год издания, страница на которой находиться нужная вам информация).

3-е задание.

За 1 минуту расставьте фамилии писателей в алфавитном порядке:

а) Достоевский; б) Тургенев; в) Лермонтов; г) Толстой.

4-е задание.

Укажите в правильном порядке этапы взаимоотношений читателя и библиотеки:

а) возврат книги; б) запись в библиотеку; в) запись книги; г) выбор книги.

Подводим итоги отборочного тура.

– Приглашаем победителя отборочного тура к игровому столу. Вас ожидают пять вопросов разной категории сложности: на 100, 200, 400, 800 и 1000 очков. Есть одна несгораемая сумма – 400 очков, две подсказки: 1) помощь зала; 2) подсказка отличника.

1. Первый вопрос на 100 очков.

– Какие из журналов вы посоветуете почитать малышам?

а) “Максималист”; б) “Пионер”; в) “А почему?”; г) “Мурзилка”; д) “Юный натуралист”.

2. Второй вопрос на 200 очков.

При расстановке и устройстве книжного фонда библиотекари руководствуются: а) настроением; б) системой; в) внешним видом; г) мнением “залетных читателей”.

3. Третий вопрос на 300 очков.

– Какие из этих изданий можно читать выборочно?

а) роман; б) пьесу; в) энциклопедию; г) поэму.

4. Теперь подошли мы к несгораемой сумме 400 очков и вот вопрос. Если вас интересует происхождение слова, главным источником сведений становится: а) БСЭ; б)толковый словарь; в)словарь иностранных слов; г) этимологический.

5. Мы выходим на финишную прямую, количество очков удваивается, и соответственно, усложняются вопросы. К какой отрасли знания относится история?

а) филологические науки; б) технические науки; в) общественные науки; г) естественные науки.

6. И, наконец, у вас есть шанс миллионером. Последний вопрос на 1000 очков. Сколько писателей под фамилией “Толстой” вошли в отечественную историю литературы? Подведение итогов игры. Награждение победителя.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

– Библиотечный урок подходит к концу. Подведем итог тому, что вы сегодня узнали на уроке. Составьте самостоятельно алгоритм библиографического поиска.

Примерный алгоритм

  1. Выбор темы.
  2. Изучение фондов библиотеки:

а) энциклопедии, справочники;
б) каталоги, картотеки;
в) б/г указатели;
г) составление требования.

  1. Работа с источниками.
  2. Выписки.
  3. Библиографический список.

– Сегодняшний урок, надеюсь, был вам полезен. Выразите свое отношение к уроку при помощи знаков препинания:

“!” – очень полезный урок;

“?” – возникли вопросы, требующие разрешения;

“...” – хочется продлить изучение данной темы;

“–“ – информация не востребована.