Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся в области библиографии, поискового умения и научить их самостоятельно пользоваться библиотечным фондом.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о такой науке, как библиография. Сформулируйте вопросы, ответ на которые вы хотели бы найти сегодня в ходе нашей совместной работы.
II. Работа с терминами.
Библиография – в переводе означает “книгоописание”.
Это слово впервые стало употребляться в Древней Греции. В задачу этой науки входят информация о книгах, о печатной продукции.
“Азбукой всякой науки” назвал библиографию В.И.Межов – первый русский библиограф. Библиография – помогает отыскать книги для ответов на интересующие вопросы.
III. СБА. Этапы поиска
– Сегодня владение библиографической культурой есть непременный признак образованного человека. Работу начинаем с выбора темы.
Итак, вы выбрали тему исследовательской работы. Вам необходимо найти источники информации. С чего же мы начнем?
Этапы.
- Прежде чем отправиться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить свою домашнюю библиотеку.
- Затем следует изучить фонд библиотеки.
Поиски необходимой литературы продолжительный труд. Выбор осуществляйте самостоятельно, т.к. даже опытный библиограф не в состоянии учесть все направления и оттенки ваших читательских интересов. Такой подход вам позволит открыть новые стороны той или иной темы.
– Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедиям и справочникам.
Статьи энциклопедий содержат не только краткую информацию по теме, но и список основных опубликованных по ней работ. (Показ.)
Получив общую информацию по теме исследования, можно направиться к каталогам и картотекам.
Существуют два основных каталога – алфавитный и систематический.
(Демонстрация каталогов)
Алфавитный каталог – карточки стоят в алфавитном порядке авторов и названий. Обращаемся к нему, если знаем название источника и автора. Смотрим, есть ли соответствующая книга в фонде данной библиотеки.
Систематический каталог - карточки в нем сгруппированы по системе дисциплин. Соответственно в этом каталоге мы будем искать свою тему.
Картотеки газетно-журнальных статей – материал расположен по рубрикам (тематикам). В картотеках мы подбираем материал из периодических изданий.
Библиографические указатели – книги о книгах. Это перечень книг на определенную тему. Указатели выпускаются книжными издательствами, где дается список литературы изданных в стране книг. В библиотеках составляются указатели книг имеющихся в данной библиотеке по определенным вопросам.
Все что мы сейчас перечислили – это СБА (справочно библиографический аппарат)
Вот мы с вами теоретически подобрали нужный нам материал и составили список необходимой вам литературы – требование (запрос).
Библиотекарь по данному запросу находит в фонде источники по вашей теме.
IV. Работа с аппаратом книги
– Теперь необходимо выбрать самое важное и нужное. И поможет вам в этом сама книга. Открываем титульный лист.
Название, автор.
В каждой книге должна быть:
аннотация, предисловие и содержание, которые помогут вам сориентироваться . поможет ли вам этот источник в вашей работе.
Умение отбирать материал - важное подспорье в вашей работе. Но не менее важно правильно оформить запись.
V. Выступления учащихся:
– Чаще всего в работе мы используем такие выписки как цитаты.
1) Цитата – это дословная выдержка из какого-нибудь текста.
Цитирование – сложное и тонкое искусство. Для чего используются цитаты в тексте работы:
- Ссылкой на авторитетное высказывание стремятся подкрепить свои мысли.
- Заимствуем ценный фактический материал.
- Противоположную точку зрения цитируют тогда, когда хотят сопоставить свои взгляды со взглядами другого человека, доказать ошибочность его позиции.
Только грамотно записанная цитата станет помощницей.
2) Правила цитирования:
1. Точное соответствие цитаты источнику. Иногда необходимо процитировать лишь часть большого суждения(опускаются, как правило, уточняющие подробности) следи, чтобы не исказился смысл текста. Пропущенный абзац оформляется многоточием.
2. Цитаты, обязательно берутся в кавычки. Кавычки не ставятся в стихотворной цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате.
3. Первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной.
“...Тяжелы ступени чужого крыльца”, – говорит Ж. Данте.
4. На каждую цитату, оформленную в кавычках или без, также любое заимствование из чужой работы должна быть дана ссылка.
A) Ссылка в тексте.
Б) Ссылка в сноске внизу страницы.
B) Ссылка в конце работы .
5. Использование чужих идей, цитирование без ссылки на источник является нарушением авторского права и расценивается как плагиат(присвоение чужого авторства).
VI. Мини-практикум “Вставь цитату”.
– У каждого на столе лежат книги с подчеркнутыми фрагментами текста. Используя правила, правильно оформите цитату.
Взаимопроверка.
VII. Последовательность составления библиографических списков.
– В конце любой работы, будь то это реферат, исследование, проект, дается список литературы, которой вы пользовались.
- Автор;
- Название;
- Город;
- Издательство;
- Год издания.
(Показ правильного краткого библиографического описания)
VIII. Игра “Как стать миллионером”
– Мы с вами познакомились с этапами библиографического поиска. Давайте подведем итог того, что вы сегодня узнали на уроке и проверим прочность ваших знаний в игре “Кто хочет стать миллионером”.
Отборочный тур.
1-е задание.
За 1 минуту перечислите библиографические записи в порядке написания:
а) год издания; б) автор; в) заглавие.
2-е задание.
На каждом столе стопа книг. Вам дали тему для написания исследовательской работы. Выберите нужные вам книги и составьте библиографическое описание книг (автор, заглавие, место издания, год издания, страница на которой находиться нужная вам информация).
3-е задание.
За 1 минуту расставьте фамилии писателей в алфавитном порядке:
а) Достоевский; б) Тургенев; в) Лермонтов; г) Толстой.
4-е задание.
Укажите в правильном порядке этапы взаимоотношений читателя и библиотеки:
а) возврат книги; б) запись в библиотеку; в) запись книги; г) выбор книги.
Подводим итоги отборочного тура.
– Приглашаем победителя отборочного тура к игровому столу. Вас ожидают пять вопросов разной категории сложности: на 100, 200, 400, 800 и 1000 очков. Есть одна несгораемая сумма – 400 очков, две подсказки: 1) помощь зала; 2) подсказка отличника.
1. Первый вопрос на 100 очков.
– Какие из журналов вы посоветуете почитать малышам?
а) “Максималист”; б) “Пионер”; в) “А почему?”; г) “Мурзилка”; д) “Юный натуралист”.
2. Второй вопрос на 200 очков.
При расстановке и устройстве книжного фонда библиотекари руководствуются: а) настроением; б) системой; в) внешним видом; г) мнением “залетных читателей”.
3. Третий вопрос на 300 очков.
– Какие из этих изданий можно читать выборочно?
а) роман; б) пьесу; в) энциклопедию; г) поэму.
4. Теперь подошли мы к несгораемой сумме 400 очков и вот вопрос. Если вас интересует происхождение слова, главным источником сведений становится: а) БСЭ; б)толковый словарь; в)словарь иностранных слов; г) этимологический.
5. Мы выходим на финишную прямую, количество очков удваивается, и соответственно, усложняются вопросы. К какой отрасли знания относится история?
а) филологические науки; б) технические науки; в) общественные науки; г) естественные науки.
6. И, наконец, у вас есть шанс миллионером. Последний вопрос на 1000 очков. Сколько писателей под фамилией “Толстой” вошли в отечественную историю литературы? Подведение итогов игры. Награждение победителя.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
– Библиотечный урок подходит к концу. Подведем итог тому, что вы сегодня узнали на уроке. Составьте самостоятельно алгоритм библиографического поиска.
Примерный алгоритм
- Выбор темы.
- Изучение фондов библиотеки:
а) энциклопедии, справочники;
б) каталоги, картотеки;
в) б/г указатели;
г) составление требования.
- Работа с источниками.
- Выписки.
- Библиографический список.
– Сегодняшний урок, надеюсь, был вам полезен. Выразите свое отношение к уроку при помощи знаков препинания:
“!” – очень полезный урок;
“?” – возникли вопросы, требующие разрешения;
“...” – хочется продлить изучение данной темы;
“–“ – информация не востребована.