На сегодняшний день связи и взаимосвязи школьных дисциплин становятся основными условиями осуществления комплексного подхода в обучении, который обуславливает одну из основных задач литературно - музыкального образования - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.
Литература и музыка – сфера прекрасного. Они должны очищать человека и облагораживать силой художественного слова и музыкальности, воспитывать всесторонне развитого человека с высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, независимости суждений. Способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки и осуществлять, выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития. Это определяет еще одну задачу школьного курса - воспитание эстетически подготовленного ученика, владеющего языком искусства. Решению этой задачи поможет факультативный курс, в основе которого синтез литературы и музыки.
Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем такие виды искусств, как музыка и литература, тесно взаимосвязаны, что способствует более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Самое главное, что у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Межпредметные связи в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Цель курса: «Использование музыки на уроках литературы в 10-11 классах» заключается в совершенствовании духовно-нравственного потенциала всесторонне развитой личности через приобщение к музыкальной культуре в ходе гуманитарного образования на уроках литературы и на этой основе формирование гуманитарной культуры компетентной личности.
Задачи:
- Рассмотреть влияние литературы и музыки на духовную жизнь России.
- Выявить основные жанры музыкальных произведений, созданных на основе текстов художественной литературы.
- Определить проблемно-тематическое единство литературных и музыкальных произведений.
- Показать влияние народной музыки на творчество писателей и композиторов.
- Определить взаимосвязь литературы и музыки на примере творчества писателей-классиков 19 века (А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и др.) и композиторов (М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Д.Д. Шостаковича, П.И. Чайковского и др.)
- Показать синтез искусств на рубеже 19-20 веков.
- Пробудить интерес к поэзии серебряного века на примере музыкальных произведений.
- Определить взаимосвязь литературы и музыки на примере творчества писателей 20 века (И.А. Бунина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.) и композиторов (Г. Свиридова, Б.Л. Бетховена, С. Прокофьева, П.И. Чайковского и др.).
- Дать представление о важнейших категориях в литературе и музыке – традиции и новаторство.
- Расширить теоретические знания школьников по блоку теории музыки: либретто, соната, опера, речитатив, романс, авторская песня, музыкальная драматургия образа и др.
- Развивать умение определять роль и место музыки в литературном процессе и жизни человека.
- Совершенствовать умение находить взаимосвязь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных и литературных произведений.
Тематическое планирование для 10 класса.
№ урока | Тема | Кол – во часов | Общеобразовательная цель | Основные понятия | Методы и оборудование |
1 | Введение в тему «Использование музыки на уроках литературы». | 1 | Взаимодействие литературы и музыки, их влияние на духовную жизнь в России. Истоки словесно – музыкальных жанров. | Интеграция, вид, жанр в литературе и музыке. | Слово учителя, продвинутая лекция. Приложение 1 |
2 | Творчество А.С. Пушкина. Поэзия. | 2 | Раскрыть основные периоды творчества Пушкина. Развитие навыков выразительного чтения стихов и навыки слушания романсов на стихи Пушкина. | Периоды творчества Пушкина: Лицейский, Петербургский, Южный, Михайловское, конца 20 годов и 30 годов. Романс. | Сообщения учеников, выразительное чтение стихов, слушание романсов на стихи Пушкина. |
3 | А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» – П.И. Чайковский «Евгений Онегин». | 2 | Показать своеобразие романа по сравнению с оперной драматургией. Воплощение в музыке процесса внутренней жизни героев. | Реалистический роман. Опера. Идея нравственной красоты, нравственного долга, крестьянская песня и городской романс. | Слово учителя,сообщение учащихся. Музыкальный материал: П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин». |
4 | А.С. Пушкин «Пиковая дама» – П.И. Чайковский «Пиковая дама». | 2 | Выявить отличие пушкинской повести от либретто. | Либретто. Музыкально-драматический конфликт. | Лекция учителя, работа по тексту, слушание оперы. |
5 | А.С. Пушкин поэма «Цыганы» – С.В. Рахманинов опера «Алеко». | 2 | Выявить отличия пушкинской поэмы от либретто. | Образы главных героев. Лирико-психологический характер оперы. | Лекция учителя, работа по тексту, слушание отрывков из оперы. |
6 | Мотивы творчества М.Ю. Лермонтова. Поэзия. | 2 | Ввести учащихся в творческую лабораторию М.Ю. Лермонтова. | Мотивы творчестваМ.Ю. Лермонтова. Тема одиночества, тема Родины, тема Кавказа, тема любви. | Опрос по биографии, беседа, выразительное чтение, романсы на стихи Лермонтова. |
7 | М.Ю. Лермонтов поэма «Демон» – опера А.Г. Рубинштейна «Демон». | 2 | Увидеть контрастность драматических и лирических образов в поэме и опере «Демон». | Философский смысл поэмы; проблемы добра и зла, свободы личности, поисков гармонии. Фантастический характер образности, сюжета. | Слово учителя, опрос учащихся по тексту, слушание оперы «Демон» Рубинштейна. |
8 | Творчество Н.В. Гоголя. Повесть «Сорочинская ярмарка» и опера М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». | 2 | Увидеть гоголевский стиль в музыке М.П. Мусоргского. | Действующие лица, картины народного быта и украинской природы, национальные характеры. | Опрос учащихся, беседа, работа по тексту, слушание оперы. |
9 | Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством» – Н.А. Римский-Корсаков опера «Ночь перед рождеством» | 2 | Показать специфику драматургии: параллелизм мира реального и фантастического. | Действующие лица, герои реальные и фантастические. | Слово учителя, опрос, слушание оперы или просмотр. |
10 | Л.Н. Толстой роман - эпопея «Война и мир» – опера С.С. Прокофьева «Война и мир». | 2 | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого. Показать своеобразие романа эпопеи Л.Н. Толстого и музыкально – драматургический замысел оперы. | Роман эпопея. Речитатив как вокальная основа, сочетание эпичности и лиричности. | Беседа по творчеству писателя, работа с текстом, слушание оперы. |
11 | Творческий путь А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума». | 2 | Увидеть художественные особенности комедии (язык, стихотворный размер, народная речь, афоризмы, пословицы, поговорки). Показать А.С. Грибоедова и как композитора. | История создания комедии, действующие лица, речевые характеристики. Комизм, трагизм, идеальная борьба, открытый финал, идея, монолог. | Опрос, беседа, работа по тексту, проверочная работа, слушание произведений А.С. Грибоедова. |
12 | И.С. Тургенев и народная песня в рассказе «Певцы». | 1 | Выявить отношение Тургенева к народной песне. | Народная песня, обрядовая. | Сообщения учеников, прослушивание народных песен. |
13 | А.Н. Островский пьеса «Бесприданница» – опера Д.Г. Френкеля «Бесприданница» – к/ф Н. Михалкова «Жестокий романс». | 3 | Выявить сходства и различия после прочтения пьесы, просмотра кинофильма «Жестокий романс» и прослушивания оперы. | Пьеса, опера, кинофильм. | Беседе по пьесе Островского «Бесприданница». Обсуждение к/ф, оперы «Бесприданница». |
14 | А.Н. Островский «Снегурочка» – Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка». | 2 | Выявить связь с народной песней. Увидеть противопоставление двух миров – реального и фантастического. | Сказочный эпос. Обряды древнего язычества, картины народного быта, образы природы. | Слово учителя, работа с текстом, слушание оперы. |
15 | Урок – концерт: Лирика поэтов конца XIX века Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого и А.А. Фета. | 2 | Показать раздумья о смысле человеческого бытия, о красоте земного мира, драматизме человеческих чувств. Поиски, размышления. | Лаконичность языка и формы. История создания известных романсов. | Сообщения учеников, выразительное чтение стихов. Слушание романсов. |
16 | Народные песни на стихи Н.А. Некрасова. | 1 | Показать популярность городских песен- романсов на стихи Н.А. Некрасова, как мироощущения Некрасова переданы Балакиревым в музыке. | Народность в творчестве Некрасова. | Слово учителя, беседа.Слушание песен. |
17 | Произведения А.П. Чехова на сцене. Балет «Дама с собачкой», «Чайка» на музыку Р.К. Щедрина. | 2 | Выявить влияние русского писателя на музыкантов их понимание его произведений. | Взаимосвязь литературы и балета. | Лекция учителя, беседа, просмотр отрывков из балета. |
18 | Н.С. Лескова повесть «Леди Макбет Мценского уезда» - опера «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича. | 2 | Выявить отличия повести Лескова от либретто Д. Шостаковича. | История создания, сюжет повести. Бессердечие, безжалостность, нравственные запреты. | Сообщения учеников, работа с текстом, слушание оперы. |
Тематическое планирование для 11 класса.
№ урока | Тема | кол – во часов | Общеобразовательная цель | Основные понятия | Методы и оборудование |
1 | Введение в курс Литература и музыка второй половины XIX века и XX века. | 1 | Показать роль литературы и музыки, её влияние на духовную жизнь России. | Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | Слово учителя, сообщения учеников. |
2 | Тема любви в творчестве И.А. Бунина. | 2 | Раскрытие тему любви в творчестве И.А. Бунина на примере цикла «Тёмные аллеи». | Идея и тема рассказа. | Слово учителя, беседа. Подбор музыкальных фрагментов. |
3 | Роль сонаты Бетховена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Показать роль музыки Бетховена в истории создания рассказа Куприна «Гранатовый браслет». | Музыка немецкого композитора Бетховена. Соната. | Сообщение учеников, слушание музыки Л. Бетховена. |
4 | Символизм. В. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Д. Бальмонт. | 2 | Раскрыть литературно – художественное направление конца XIX – начала XX века на примере конкретных поэтов. | Литературное направление символизм. | Учащиеся, могут создать романс на стихи поэтов, звучание стихов. |
5 | Поэты Серебряного века. Литературно-музыкальная гостиная «Сила любви». | 2 | Пробудить интерес к творчеству поэтов Серебряного века. Показать редчайший дар любви. | Любовь – самое древнее и самое великое чувство. | Портреты поэтов, выставка книг, творческие работы ребят, музыкальное оформление. |
6 | Патриотическая лирика Марины Цветаевой. | 2 | Раскрыть художественный мир поэзии Цветаевой. | Сила создания образов, средства художественной выразительности. | Сообщения учеников, чтение стихов, романсы М. Цветаевой. |
7 | М. Горький «Песни о Буревестнике» и «Песни о Соколе». | 2 | Показать лиро-эпический характер произведений, указать черты притчи и важность появления произведений в революционную эпоху. | Жанр произведения – песня, Концепция главного героя, изображение природы, романтическая условность образов. | Слово учителя, выразительное чтение учеников, подбор соответствующей музыки. |
8 | Музыка в поэзии А.А. Блока. | 2 | Показать синтез искусств на примере творчества поэта А.А. Блока. | Музыкальность, ритмичность и живописность стихов Блока. | Сообщения учащихся, чтение стихов, музыкальный материал. |
9 | В.В. Маяковский и музыкальные произведения на его сочинения. | 2 | Раскрыть творчество В.В. Маяковского с позиции композиторов XX века. | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. | Сообщения учеников, просмотр отрывков из балетов по Маяковскому. |
10 | Сергей Есенин как национальный поэт. | 1 | Раскрыть художественно – поэтический образ Сергея Есенина. | Тема Родины и природы. | Произведения композиторов на стихи С.Есенина. |
11 | Поэма С. Есенина «Анна Снегина», переложенная на музыку Г.Свиридовым. | 2 | Раскрыть элегически грустный тон поэмы | Воспоминания автора о «вечных ценностях», о его юности, что любовь ценна сама по себе. | Сообщение учеников, прослушивание отрывков из оперы Г. Свиридова. |
12 | А.А. Ахматова | 2 | Раскрыть художественное своеобразиеи поэтическое мастерство лирики А. Ахматовой. | Лирика Анны Ахматовой – это сплав мгновения и вечности, глубина и яркость переживаний, тема Родины и гражданскогомужества. | Просмотр кинофильма об Ахматовой. Чтение стихов поэтессы, слушание музыкальных произведений. |
13 | М.А. Булгаков «Собачье сердце». | 2 | Показать новаторство в темах, идеях, стилистике, судьба произведений писателя. | Музыкальные цитаты – один из источников текста повести. | Просмотр к/ф «Собачье сердце». Беседа. |
14 | Музыка М. Блантера, Н. Богословского, Э. Колмаковского на стихи поэтов о войне. | 2 | Дать представление о поэтах военных лет. Представить их творческий путь | Лирика Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова, О. Бергольц. | Слово учителя, сообщения учащихся, песни военных лет. |
15 | Рок поэзия. Творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука. | 2 | Показать особенность жанра – приоритет стихотворного текста над музыкой. Темы, идеи поэзии. | Рок поэзия, как культурное явление, содержательность, социальная направленность. | Диспут, выставка дисков, музыкальные произведения рок музыкантов. |
16 | Тема любви в современной поэзии | 1 | Выявить нравственные проблемы в поэзии последних десятилетий. | Современная поэзия даёт надежду на высокие человеческие чувства. | Сообщения учеников, беседа, подбор музыкальных произведений. |
17 | Авторская песня Булата Окуджавы. | 1 | Раскрыть темы, идеи поэзии – основателя авторской песни Булата Окуджавы. | Авторская песня. | Снимки Окуджавы, выставка книг, песни поэта. |
18 | Боль и совесть своего времени. Творчество Владимира Высоцкого. | 2 | Показать уникальность творчества Владимира Семеновича Высоцкого. | Жизнью и творчество поэта песенника, композитора-исполнителя, актера, «героя своего времени», В.С. Высоцкого. | Выступления учеников, Песни Высоцкого. Выставка книг. Приложение 2 |
19 | Игорь Тальков. Поэт, певец, композитор. | 2 | Показать многоплановость и разнообразность творчества Игоря Талькова. | Авторская песня, её место в истории литературного процесса. | Сообщение учеников, выставка портретов, песни Талькова. Приложение 3 |
Список литературы. Приложение 4