Цели урока:
- образовательная: проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей;
- воспитательная: формировать и развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; формировать межнациональную терпимость;
- развивающая: развивать умение анализировать, использовать знания, полученные на уроках, делать выводы и обобщения.
Оснащение урока:
- фотографии времён геноцида;
- фильм “Дети из бездны”;
- аудиозапись Баха “Страсти по Матфею”.
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. Джалиль
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
2008 год объявлен годом семьи, а главное в семье - это здоровье, счастливые дети. Сегодня наше государство защищает, охраняет права детей, действуют программы защиты детства. Но были в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней, испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда. Особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост. Холокост - слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.
Мы говорим о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других и только потому, что он принадлежали к другой нации, религии.
6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.
Наши задачи – сегодня попытаться ответить на вопросы:
- что такое Холокост?
- каковы его уроки?
- почему стала возможна эта трагедия?
- что значит – «помнить и никогда забывать»?
(Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею».)
2. Основная часть
Показ фильма «Дети из бездны».
Вопросы учителя:
- на какие части делится фильм, объясните их название?
- что нового вы узнали о злодеяниях фашизма из этого фильма?
- какие приемы используют авторы для выполнения поставленных целей?
- в чем актуальность фильма?
Группе учащихся дано опережающее задание: подготовить краткие сообщения о наиболее поразивших их воображение фактах из истории геноцида еврейского народа, можно использовать стихотворные произведения.
1 ученик: Катастрофа еврейского народа охватывает период 1933-1945гг. с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера.
В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.
Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой армии специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень – к отправке десятков и сотен тысяч евреев в концлагеря.
В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:
2 ученик:
- в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
- в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
- в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
- в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
- в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.
3 ученик:
Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов
белорусских…Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.В глазах заморожен крик –
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце,
комбригНе допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины
Седые дети войны.А. Балин. “Я видел седых детей…”
4 ученик: Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. “Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны.” Вспоминает Аня Павлова, 9 лет.
5 ученик: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.
Слово учителя. Согласно оценкам, в период катастрофы европейского еврейства от рук нацистов погибли 6 млн. евреев, в том числе 1,5 млн детей.
Что есть у нас дороже наших детей? Самое дорогое у любого народа?
У любой матери, у любого отца? Дети!
Работа по документам
Вопросы к документам:
- Кто были жертвами преступлений?
- Как в документах описано отношение к детям?
3. Заключительная часть
Слово учителя. Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.
В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.
- Что такое Холокост?
Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.
- Каковы его уроки?
Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.
- Почему стала возможна эта трагедия
Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.
- Что значит “помнить, и никогда не забывать”
Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.
Заключительное слово учителя. Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».
Ученик
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное,
Омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось,
что сейчасОн обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему урока.
Список литературы
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ”История России 20 в. – н.21 в.” Просвещение, 2007 г.
- Н.В.Загладин”Новейшая история зарубежных стран 20 в. – н.21 в.” Русское слово, 2007 г.
- Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4-7 мая 1997 г.) Москва, 1998 г.
- Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 1996 г.
- Дети военной поры. Сост. Э.Максимова, 2 издание. Москва, 1988 г.