Урок проводится в виде игры.
Цели и задачи урока:
- образовательные: обобщение ранее изученных знаний, осуществление контроля за усвоением знаний, характеристик отдельных природных компонентов, формирующих ПТК;
- развивающие: закрепление умения сопоставлять и сравнивать карты различного содержания, умение работать с картой и другими источниками информации, развивать внимание, умение делать самостоятельные выводы;
- воспитательные: повышение интереса к предмету, воспитание коллективизма, чувства ответственности за результаты своей работы и учебы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, карточки с заданиями, фотографии и слайды различных животных Ю.Америки.
Ход урока
1 конкурс «Разминка»
Ведущий задает по 5 вопросов каждой команде
1к.
- Какой океан обманывает свое название? (Тихий океан)
- Название какого океана говорит о его местонахождении? (Сев. Лед. ок.)
- Сколько экваторов можно провести на глобусе? (один)
- 4. Как называется точка земного шара где нет направления на север? (сев. Полюс)
- Назовите самую высокую вершину на Земле? (Джомолунгма)
2к.
- Назовите самую глубокую впадину в океане? (Марианский желоб)
- Какой материк омывают все океаны? (Евразия)
- Какой океан омывает все материки кроме Австралии? (Атлант. ок)
- Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф.Белисгаузен и М.П.Лазарев)
- Кто первым побывал на Южном полюсе? (Р.Амундсен)
2 конкурс «Картографы»
От каждой команды приглашаются к доске по одному представителю. Задание- нарисовать контур материка и отметить на нем экватор.
3 конкурс «Какой материк».
Каждая команда получает конверт, в котором контурная карта материка, разрезанная на 10 частей. Учащиеся должны сложить эти части и определить название материка.
4 конкурс «Логическая последовательность»
Факты необходимо выстроить в логической последовательности.
- Теплые течения усиливают влажность воздуха.
- Материк Ю.Америка хорошо нагревается.
- Анды способствуют выделению влаги из воздушных масс, приносимых с океана.
- Давление на материке ниже, чем над океаном, с которого ветры приносят много влаги.
(2-4-1-3)
5 конкурс «Кто такой? Что такое?»
- С именем какого известного немецкого географа и путешественника связано настоящее исследование материка? Результаты его экспедиций оказались столь значительными для науки, что его называли позже «вторым Колумбом». (А.Гумбольдт)
- Именно Анды являются родиной этой популярной овощной культуры. Ее возделывают здесь с незапамятных времен, о чем свидетельствуют найденные при раскопках древних захоронений инков изображения растений. (Картофель)
- Его именем назван самый широкий пролив в мире, отделяющий Ю.Америку от Антарктиды. (пролив Дрейка)
- Название этого водопада в переводе с индейского означает «Большая вода». (Игуасу)
6 конкурс «Найди экватор»
Вывешивается на доске плакат с графиками годовых температур на различных широтах. Задание – определить на каком из графиков показан годовой ход температур на нулевой широте.
7 конкурс «Работа с картой»
Этот конкурс состоит из нескольких заданий.
- Определить абсолютную высоту Амазонской низменности.
- Определить какой город расположен выше над уровнем моря – Бразилиа или Буэнос-Айрес
- Определить среднюю глубину Магелланова пролива.
- Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану?
- Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее?
- В каком направлении идет судно из Атлантического океана в Тихий через Панамский канал?
Для ответов на подобные вопросы отводится немного времени, ученики должны сами организовать свою работу, они часто распределяют вопросы между членами команды, и от ответа каждого ученика зависит успех команды.
8 конкурс « Природа материка»
- Учащимся предлагаются фотографии или слайды различных животных, птиц или растений. Они называют представителя животного или растительного мира и отвечают в какой природной зоне он обитает.
- Весь гигантский мир Амазонии – болота. Леса, водотоки – обязан своим существованием величайшей реке. В мире нет больше такого природного комплекса. Какие постоянные климатические факторы делают возможным существование этого удивительного мира?
- Южноамериканский континент тоже получил от природы свою долю пустынь. Одна из самых необыкновенных и сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья между 3 и 30 ю.ш. Назовите эти пустыни и объясните их происхождение.
В этом конкурсе обязательно задается вопрос о ламе-альпако: почему живя на широте экватора она имеет длинную густую шерсть?
Кроме того зачитывается легенда о вожде племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места. Где он свернул с дороги»- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «ТЫ не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы.» Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия горы, но даже не пытался начать восхождение.» Третий, с веткой тополя даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника» Подобное поощрение и четвертому, с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Учащимся задается вопрос: «Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?»
9 конкурс «Номенклатура»
Каждая команда получает контурную карту, на которой знаками вопроса отмечены географические объекты. Вторая контурная карта содержит вопросы о странах и столицах.
10 конкурс «Четвертый лишний»
Найти лишнее в списке и дать объяснение.
а/Амазонская, Ла-Платская. Мисисипская, Оринокская. (Мисисипская низменность находится в Северной Америке.)
б/ Риу-Негру, Парана, Тапажос,Замбези. (река Замбези – в Африке.)
в/Боливия, Мексика,Эквадор, Уругвай. (страна Мексика – в Сев. Америке.)
г/ Сантьяго, Гавана, Монтевидео, Лима. (Гавана - столица Кубы)
11 конкурс «Блиц турнир»
Данный конкурс можно провести как игру со зрителями во время проведения какого-либо конкурса, на который отводится время.
- Самое крупное высокогорное озеро - (Титикака)
- Самая длинная горная цепь на Земле – (Анды)
- Самый высокий водопад на планете - (Анхель)
- Самая большая змея – (Анаконда)
- Самые крупные пауки – (Птицееды)
- Самая маленькая птичка – (Колибри)
- Самая высокая точка Западного полушария - (г. Аконкагуа)
- Самая высокогорная столица мира – (Лима)
- Самое ценное удобрение Южной Америки - (гуано)
- Самое легкое дерево – (бальза)
- Единственный представитель сумчатых за пределами Австралии – (опоссум)
- Рыба – гроза людей и животных – (пиранья)
В заключение урока зачитывается высказывание польского путешественника А.Фидлера: «…тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них, дважды испытывает радость. В первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки он думает, что попал в рай, и последний, когда на грани безумства, он наконец удирает из этого «зеленого ада». Учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Чем объяснить смысл столь эмоционального высказывания?»
Подведение итогов урока
Подводятся итоги игры, награждается команда-победительница, выставляются оценки за работу на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
- Душина И.В. и др.. География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.М.:Дрофа 2005.
- Галеева Н.Л.Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.- М. ООО»5 за знания»:2006.
- Крылова О.В..Уроки географии. 7класс. – М.:1990.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.:«Вако», 2005.