Интегрированный урок (математика + история) по теме "Деление натуральных чисел"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные. Усилить межпредметные связи. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, учить видеть связь между компонентами и результатом действий. Подкрепить мотивацию обучения через получение информации путем ИКТ.
  • Развивающие. Развитие репродуктивной деятельности учащихся, умений анализировать и обобщать изучаемый материал, работать с текстовым материалом, исторической картой. Способствовать формированию умений применять математические знания к решению исторических задач.
  • Воспитательные. Воспитание толерантности, эстетического восприятия окружающего мира, культуры личности средствами математики и истории, понимание значимости математики для научно – технического прогресса, отношения к математики как к части общечеловеческой культуры.

Тип урока: интегрированный урок

Форма урока: урок-путешествие

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ПК, проектор, экран, историческая карта «Древний Восток»

Структура урока:

  1. Организационный момент 1 мин
  2. Актуализация опорных знаний учащихся. 5 мин
  3. Основная часть. 15+ 6+3+3+3 +4+2 мин
  4. Заключительный этап. 1 мин
  5. Итоги урока. 1 мин
  6. Домашнее задание 1 мин

Ход урока

I. Организационный момент (сообщение темы и целей урока)

Наш урок не совсем обычный. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Древнему Востоку. А помогут нам в этом путешествии знания по теме «Деление натуральных чисел». (Приложение 1)

Сейчас проверим, все ли готовы отправиться в путь.

II. Актуализация опорных знаний учащихся (устная работа).

1. Найдите значение выражений

26*11

 

 

63*11

6300:100

 

 

72:6

45*7*2

 

 

6800:200

520:26

 

 

510:17

210:30

 

 

170:10

900:100

 

 

1000:125

2. Как изменится частное, если делимое оставить без изменения, а делитель увеличить в два раза?

Как изменится частное, если делитель оставить без изменения, а делимое увеличить в три раза?

3. Найдите произведение наименьшего четырехзначного числа и 10. Найдите частное этих же чисел.

Молодцы, а теперь самое время узнать наш маршрут.

III. Основная часть.

1. Самостоятельная работа. (Приложение 2)

Решив, предложенные задания, вы узнаете названия городов, через которые будет проходить наше путешествие. (Ребята самостоятельно выполняют задания на листочках) Учитель опрашивает по 2 – 3 ученика с каждого ряда и, предварительно спросив определения из недавно изученного материала по теме “Деление”, выставляет оценки учащимся, которые первыми правильно ответили на вопросы. Остальные учащиеся сдают работы учителю на проверку. Учитель подводит итоги, объявляя ответы: города – ФИВЫ, МЕМФИС и ВАВИЛОН.

1 ряд.

1) Найдите значение выражения 2001:69+58884:84

 

 

29+701=730

2) Найдите значение выражения 285 : с, если с=3

 

 

95

3) Самолет пролетел расстояние в 8 раз большее, чем поезд прошел за три часа. С какой скоростью шел поезд, если самолет пролетел 1680 км?

 

 

70

4) Решите уравнение: 18∙(15-х)=216

 

 

3

2 ряд.

1) Найдите значение выражения 11988:37

 

 

324

2) Найдите значение выражения х:36, если х=324

 

 

9

3) Решите уравнение: (х-8)∙12=132

 

 

19

4) Торт в 4 раза дороже, чем 5 одинаковых пирожных. Сколько стоит одно пирожное, если торт стоит 40 рублей?

 

 

2

5) Решите уравнение: 891:b=81

 

 

11

6) Стоимость трех карандашей 10р. 80 к. Сколько стоит один карандаш?

 

 

360

3 ряд.

1) Найдите значение выражения: 76032:72

 

 

1056

2) Найдите значение выражения к:12, если к=168

 

 

14

3) Масса 4 банок с компотом 12 кг 600г. Какова масса одной банки с компотом?

 

 

3150

4) Решите уравнение: m∙87=435

 

 

5

5) Решите уравнение: 44:у+9=20

 

 

4

6) Туристы шли 4 часа пешком и прошли в 8 раз меньшее расстояние, чем они проехали на автобусе. С какой скоростью шли туристы, если на автобусе они проехали 96 км?

 

 

3

7) Решите уравнение: 234 : х=234

 

 

1

2. Работа с исторической картой.

Один из учеников каждого ряда отмечает, полученный пункт на карте

3. Доклад ученика о городе Фивы

Фивы

Фивы – древнеегипетский город. Известен с III тыс. до н.э как столица объединенного Египта. Человеческие руки соорудили в Фивах высокие каменные дамбы и плотины, чтобы защитить улицы и площади, храмы и дворцы города от наводнений. Широкие, плотно запираемые каналы пролегли от дамб в глубь города, а более мелкие, разветвляясь, несли воду в сады Фив.

У самой воды возвышались огромные храмы града Амона (так древние египтяне называли Фивы), а за ними стояли дворцы царей и вельмож, тянулись тенистые улицы, где плотно лепились друг к другу высокие и узкие дома горожан.

Шумной и оживленной была жизнь на улицах столицы фараонов.

Иная картина представлялась взору на западном берегу Нила. Однако если на восточном берегу дома стояли сплошными рядами и жители суетливо и весело спешили по своим делам, то на этой стороне виднелись лишь отдельные великолепные сооружения, вокруг которых теснились маленькие домишки и жалкие лачуги. Все эти группы строений никак не были связаны между собой. Здесь говорили мало, и, казалось, какие-то таинственные силы заставляли путника замедлить шаг, гасили веселый блеск его глаз, сгоняли улыбку с его уст…. Это Город Мертвых в Фивах.

Египтяне свято верили, что их мертвецы не умирают. Они закрывали им глаза и перевозили их в некрополь (город мертвых – в древности большое кладбище близ городов) в дом колхитов (древнеегипетские жрецы, исполнители заупокойных обрядов), то есть бальзамировщиков, а оттуда — в склепы и усыпальницы. При этом они были убеждены, что души умерших продолжают жить, что, оправданные на суде подземного царства, они в образе Осириса (по верованиям египтян все умершие превращались в этого бога) странствуют по небу и в любом облике, какой им захочется принять, вновь появляются на земле, вмешиваясь в жизнь своих родичей. Поэтому каждый египтянин так заботился о достойном погребении умерших родственников. Кроме того, в некрополе было еще множество разных мастерских и лавок. В мастерских высекали из камня и резали из дерева саркофаги, изготовляли полотно для обертывания мумий и всевозможные амулеты. А в лавках купцы торговали благовонными маслами и эссенциями, цветами, фруктами, овощами и печеньем. Целые стада рогатого скота, множество гусей и прочей домашней птицы откармливались на специально огороженных пастбищах. Сюда приходили родственники умершего, чтобы из числа животных, которых жрецы объявили чистыми, выбрать то, что нужно, и поставить на них священное тавро. Ну, а уж бедняки здесь вообще не показывались. Они приобретали раскрашенные хлебцы в форме тех или иных животных, символически заменявшие дорогих быков и гусей, купить которых им не позволяли средства.

Все происходившее в храмах было надежно сокрыто от любопытных взоров, так как каждый храм был обнесен высокой каменной стеной, а крепко запертые ворота распахивались лишь ранним утром и вечером.

Едва замирали последние звуки вечернего гимна, как некрополь пустел. И родственники, провожавшие покойных в последний путь, и посетители усыпальниц должны были сесть в свои лодки и покинуть Город Мертвых.

4. Физкультминутка

Покидая город ФИВЫ, мы с вами отправляемся в следующий древний город МЕМФИС вниз по реке Нил, давайте приготовимся к дальней поездке (встали, посмотрели направо-пустыня, налево-оазис, солнце светит высоко, город Мемфис далеко), а чтобы в дороге не скучать выполним № 483 стр. 76 учебника. А вот как раз и Мемфис. Видите, когда человек занят делом, время проходит незаметно.

5. Доклад ученика о Мемфисе

Мемфис (Пирамиды)
 
Мемфис – древнеегипетский город, основанный в нач. III тыс до н.э. на границе Верхнего и Нижнего Египта на левом берегу Нила. Наряду с Фивами также этот город становился столицей объединенного Египта. Недалеко от Мемфиса находятся знаменитые пирамиды.

Для захоронения фараонов в Древнем Египте воздвигались пирамиды, на строительство которых уходили огромные средства и привлекалось множество людей. И все равно строительство каждой пирамиды длилось годами, а иногда и десятилетиями.

Одним из древних архитектурных памятников Древнего Египта является пирамида выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джоссера. Она находится в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Это ступенчатая пирамида, высотой шестьдесят метров, сложенная из белых известняковых блоков.

Ее создал зодчий Имхотеп, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха. Пирамиду Джоссера обычно называют “матерью египетских пирамид”. В конструкции отражены три основных правила возведения этих сооружений

Величайшая из пирамид - пирамида Хеопса. Она была построена в 27 в. до н. э. Её создатель — племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина стороны основания - 250 метров. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они ничем не скреплены и удерживаются на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. Неприметный вход на северной стороне пирамиды Хеопса ведёт в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По вентиляционной системе в камеру поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как постройки самих греков и архитектурные памятники последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля — с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых. Считалось, что эти люди и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. Рядом с пирамидами находится и знаменитый лежащий Большой сфинкс - вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом. Длина сфинкса - 57, а высота 20 метров. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос, однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Арабы называли Большого сфинкса “Отцом Ужаса”, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

Сфинкс, как и пирамиды, стал символом египетской культуры.

6. Работа в тетрадях.

А, чтобы попасть в город Вавилон, нужно среди примеров на деление выбрать и решить только те, у которых в частном три цифры.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

А) 16632:54=***(308)

Б) 2028:39

В) 243000:180

Г) 3672 : 18=*** (204) Д)2666:43

Е) 186000:150

Ж) 19536:48=***(407)

7. Учитель истории о Вавилоне

Вавилон

Город Вавилон - "ворота богов".

То, что мы знаем теперь о древнем городе Вавилоне, стало известно из двух главных источников: клинописных глиняных табличек и сообщений древнегреческих ученых, и в первую очередь, из описаний "отца истории" Геродота.

 Геродот много путешествовал и составлял подробные описания тех исторических мест, которые он посещал. И хотя греческий историк жил на 13 веков позже времен расцвета Вавилона, он смог реконструировать историю этой страны, побывав на развалинах Вавилона. Геродот описывал город так.

Вавилон находился на обширной равнине. Это был не только очень большой, но и самый красивый из всех городов мира. Прежде всего, вокруг города выкопан глубокий, широкий и полный ров воды. Когда копали этот ров, глину, взятую оттуда, использовали для выделки кирпичей. Кирпичи обжигали в специальных печах и укрепляли ими края рва и городскую стену. Город также был обнесен стеной. Наверху стены возвели одноэтажные башни, стоявшие друг против друга. Верх стены напоминал широкую улицу, по которой в ряд могли проехать несколько повозок. В стенах было 100 медных ворот, каждые из которых назывались именем какого-то бога. Главные ворота были посвящены богине Иштар и облицованы блестящим кирпичом с рельефными фигурами быков и драконов. Через эти ворота проходили все торжественные шествия.

Сам город был поделен на две части рекой Евфрат. В середине каждой части города возвышалось здание. В одной части это был царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной, а в другой - ступенчатая башня-пирамида, наверху которой стоял храм. В середине храма был установлен золотой стол для жертвоприношений богам. Среди народов других стран этот храм был известен как "Вавилонская башня".

Вавилон был выстроен по правильному плану: одни улицы шли параллельно реке Евфрат, другие пересекали их под прямым углом и упирались в набережную. Эти улицы начинались у медных ворот стены. На каждой улице стояли трех и четырехэтажные дома, в которых жили вавилоняне.

Сам город был таких огромных размеров, что по рассказам путешественников, горожане, жившие в центре, не знали, что на город напали враги и заняли окраины.

Жители Вавилона носили простую одежду: льняную рубашку, доходящую до ног, а поверх надевали шерстяную. Иногда этот наряд дополняла белая накидка. Обувь вавилонян напоминала сапоги. Горожане отпускали длинные волосы и повязывали на головы тюрбаны. У каждого жителя был перстень с печатью и искусно украшенный посох, на котором вырезано яблоко, роза, лилия, орел или что-либо подобное. Носить посох без такого изображения у них было не принято.

Самое сильное впечатление на Геродота во время его путешествия по Вавилону произвели Висячие сады, которые он тоже описал в своих заметках.

Вероятно, это был подарок царя Вавилона его жене, персидской царевне. Она очень тосковала по поросшим зеленью горам своей далекой родины, по её прохладным рекам. Если верить легенде, вавилонский царь, часто совершавший долгие военные походы, повелел построить сады, чтобы царица не скучала, ожидая мужа. Он приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время дальних экспедиций, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили в столицу всё новые и новые экзотические растения. Так в Вавилоне вырос первый в мире ботанический сад. Каждая из террас (их, по-видимому, было семь) представляла собой самостоятельный сад. По внешнему краю террас росли вьющиеся и ползучие растения. В летнее время, когда температура воздуха достигала 50 градусов, рабы непрерывно качали воду из колодцев и подавали её в многочисленные каналы; вода стекала с верхней террасы к самой нижней. В садах были устроены миниатюрные речки и водопады. В маленьких прудах плавали утки, квакали лягушки. Пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок. Вавилон изнывал от жары, а сады пышно цвели, разрастались и не страдали от зноя.

В настоящее время террасы древних садов еще сохранились среди развалин древнего Вавилона. Только теперь здесь вместо знати прогуливаются туристы.

8. Решение задач.

Учитель математики… Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи, продолжительность правления которого вы узнаете, решив следующую задачу.

Решить задачу с помощью уравнения.

Во время раскопок в Вавилоне группа археологов обнаружила 504 клинописных таблички. Их разложили поровну в несколько ящиков. Кроме клинописных табличек в каждый ящик положили по 7 глиняных черепков. Сколько имелось ящиков, если в каждом ящике лежало по 19 предметов?

О чем говорится в этой задаче?

Прочитайте вопрос задачи?

Что обозначим за х? (количество ящиков)

Сколько клинописных табличек окажется в каждом ящике? (504:х)

Сколько всего предметов будет в каждом ящике? (504:х+7)

Сколько предметов находится в каждом ящике по условию задачи? (19)

Можем мы составить уравнение?

5046:х+7=19; х = 42

Учитель истории. Итак, царь Хаммурапи правил 42 года. Править Вавилоном он начал в 1792 году до н.э. определите год окончания его царствования.

Точная дата основания Вавилона неизвестна, можно только сказать, что государства Двуречья возникли около 5000 лет назад. Даже сложно себе представить, сколько поколений сменилось за это время. Давайте сосчитаем, приняв за среднюю продолжительность жизни одного поколения 60 лет, и условную дату основания цивилизации в долинах Тигра и Евфрата 2972 год до н.э.((2972+2008):60=83)

IV. Заключительный этап.

Учитель математики Ученые Древнего Востока занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием древних жителей Двуречья мы делим час на 60 минут и круг на 360 градусов. Древним египтянам человечество обязано созданием десятичной системы счисления, они даже имели специальный иероглиф для обозначения миллиона. Математики Египта решали алгебраические уравнения с одним неизвестным (которое они называли «куча», может быть куча зерна?). Сохранились клинописные таблицы умножения (до 180 тыс.) и деления.

V. Итоги урока.

Итак, сегодня на уроке мы с вами совершили увлекательное путешествие по городам Древнего Востока. Давайте отметим наиболее отличившихся путешественников: по математике и по истории.

VI.Домашнее задание

№522, 527(б) математика

§ 14 история.