Возраст участников: 8-11 классы.
Цель: ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.
Наглядные пособия: выборочные статьи Конвенции о правах ребенка, иллюстрации к статьям; фломастеры; листы бумаги; сборники кодексов.
Для проведения игры формируются две команды. В каждой команде по 5-6 человек. Остальные участники игры составляют группу поддержки или запасные команды.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стране Прав. В нашем путешествии примут участие две команды. (Идет представление команд, участники занимают свои места).
Ведущий: Оценивать выступления наших команд будет компетентное жюри. (Представляются члены жюри).
Первая станция. «Пойми меня»
Команды выстраиваются в ряд по-очереди. Ведущий
называет капитанам один из типичных правовых
терминов. Капитан объясняет термин стоящему
следом игроку, используя мимику, жесты, без слов.
Так поочередно каждый игрок узнает термин
правовой, в итоге сравнивается жюри сам правовой
термин и ответ последнего игрока. За правильный
ответ по 1 баллу.
Термины, которые можно использовать: право,
ребенок, свобода, закон, лидер, президент, выборы,
конституция.
Вторая станция. «Интересные картинки»
Ведущий: Сейчас мы узнаем, умеют ли наши команды работать с правовыми документами. Итак, уважаемые игроки, на ваших столах лежат по три картинки и некоторые статьи Конвенции о правах ребенка. Вам нужно определить, какая статья подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение. У вас три минуты. За правильный ответ по 1 баллу.
Третья станция. «Кто прав, кто виноват»
Ведущий: Сейчас я для каждой команды выдам конверт, в котором лежит по 2 ситуации. Вам будет дано время, чтобы обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват. У вас пять минут. За правильный обоснованный ответ по 1 баллу.
Ситуация 1. Подросток, опоздав на
работу, вбегает в цех. Начальник делает ему
замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь.
Все равно ничего не будет!»
Вопрос: Прав ли он?
Ответ: ст. 192 ТК гласит, что за нарушение
трудовой дисциплины администрация применяет
следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3)
строгий выговор; 4) увольнение.
Ситуация 2. Олег, которому 10 лет,
хвастается перед другом: «Мне всего 10 лет, а я уже
зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой
Серега тоже предпринимательской деятельностью
занимается, немалый доход имеет. Только не
ленись!»
Вопрос: имеют ли право Олег 10 лет и Сергей 17
лет заниматься предпринимательской
деятельностью?
Ответ: С согласия родителей подросток с 16
лет может заниматься предпринимательской
деятельностью. При этом родители несут за него
ответственность (ст. 27 ГК), дети с 6 до 14 лет
самостоятельно могут совершать только мелкие
бытовые сделки (без денег). Все остальное за них
совершают родители и отвечают за сделки детей
(ст.28 ГК).
Ситуация 3. Подростку 16 лет, он пришел
устраиваться на работу. С ним составляют
трудовой договор, назначают день выхода на
работу.
Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний
трудоустроиться?
Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может
быть признан полностью дееспособным, если
работает по трудовому договору или контракту.
При этом родители за него ответственности не
несут (ст.63 ТК).
Ситуация 4. Несколько школьников
залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав,
ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в
милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был
добровольный отказ от преступления (ст.31 УПК).
Четвертая станция. «Литературная»
Ведущий: Каждая команда получит предметы, картинки или названия предметов. Вам нужно отгадать какому герою они принадлежат.
1 – трость, трубка, скрипка, лупа. (Шерлок Холмс)
2 – котелок, жилет, трость. (Эркюль Пуаро)
1 – планшет, фуражка. (Анискин)
2 – котелок, трость, перчатки, саквояж. (Доктор
Ватсон)
Пятая станция. «Песенная»
Ведущий: Для каждой команды звучит песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
- «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижений, мирных собраний).
- «Чему учат в школе» (право на образование).
- «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).
- «На крутом бережку» из м/ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
Шестая станция. «Мои права»
Ведущий: Командам дается список возможных прав и свобод человека.
Задание: Определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.
Перечень прав:
- Право на жизнь.
- Право на имя.
- Право на гражданство.
- Отсутствие дискриминации.
- Право на свободу совести и религиозных убеждений.
- Право на жизнь с родителями.
- Право на труд.
- Право на отдых.
- Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
- Право на защиту жизни и здоровья.
- Право на образование.
- Право на отсутствие рабства.
- Право на жилище.
- Свобода слова.
- Право на получение информации.
- Право пользоваться достижениями культуры.
- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган.
- Право создавать семью.
- Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
Члены жюри подводят итоги, награждают победителей.
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем.