Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну прав"

Разделы: Внеклассная работа


Возраст участников: 8-11 классы.

Цель: ознакомить подростков с основами российского законодательства, а также проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Наглядные пособия: выборочные статьи Конвенции о правах ребенка, иллюстрации к статьям; фломастеры; листы бумаги; сборники кодексов.

Для проведения игры формируются две команды. В каждой команде по 5-6 человек. Остальные участники игры составляют группу поддержки или запасные команды.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Стране Прав. В нашем путешествии примут участие две команды. (Идет представление команд, участники занимают свои места).

Ведущий: Оценивать выступления наших команд будет компетентное жюри. (Представляются члены жюри).

Первая станция. «Пойми меня»

Команды выстраиваются в ряд по-очереди. Ведущий называет капитанам один из типичных правовых терминов. Капитан объясняет термин стоящему следом игроку, используя мимику, жесты, без слов. Так поочередно каждый игрок узнает термин правовой, в итоге сравнивается жюри сам правовой термин и ответ последнего игрока. За правильный ответ по 1 баллу.
Термины, которые можно использовать: право, ребенок, свобода, закон, лидер, президент, выборы, конституция.

Вторая станция. «Интересные картинки»

Ведущий: Сейчас мы узнаем, умеют ли наши команды работать с правовыми документами. Итак, уважаемые игроки, на ваших столах лежат по три картинки и некоторые статьи Конвенции о правах ребенка. Вам нужно определить, какая статья подходит к каждой из картинок, и сообщить свое решение. У вас три минуты. За правильный ответ по 1 баллу.

Третья станция. «Кто прав, кто виноват»

Ведущий: Сейчас я для каждой команды выдам конверт, в котором лежит по 2 ситуации. Вам будет дано время, чтобы обсудить каждую из них и разобраться, кто прав, кто виноват. У вас пять минут. За правильный обоснованный ответ по 1 баллу.

Ситуация 1. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»
Вопрос: Прав ли он?
Ответ: ст. 192 ТК гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение.

Ситуация 2. Олег, которому 10 лет, хвастается перед другом: «Мне всего 10 лет, а я уже зарабатываю, имею карманные деньги. И друг мой Серега тоже предпринимательской деятельностью занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!»
Вопрос: имеют ли право Олег 10 лет и Сергей 17 лет заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители несут за него ответственность (ст. 27 ГК),  дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей (ст.28 ГК). 

Ситуация 3. Подростку 16 лет, он пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос: Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут (ст.63 ТК).

Ситуация 4. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст.31 УПК).

Четвертая станция. «Литературная»

Ведущий: Каждая команда получит предметы, картинки или названия предметов. Вам нужно отгадать какому герою они принадлежат.

1 – трость, трубка, скрипка, лупа. (Шерлок Холмс)
2 – котелок, жилет, трость. (Эркюль Пуаро)

1 – планшет, фуражка. (Анискин)
2 – котелок, трость, перчатки, саквояж. (Доктор Ватсон)

Пятая станция. «Песенная»

Ведущий: Для каждой команды звучит песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.

  1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижений, мирных собраний).
  2. «Чему учат в школе» (право на образование).
  3. «До чего дошел прогресс» из к/ф «Приключения Электроника» (право на пользование благами научно-технического прогресса).
  4. «На крутом бережку» из м/ф «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).

Шестая станция. «Мои права»

Ведущий: Командам дается список возможных прав и свобод человека.

Задание: Определить, какими правами пользуются дети и подростки в соответствии с российским законодательством. На задание дается 2 минуты. Баллы подсчитываются по числу правильных ответов.

Перечень прав:

  • Право на жизнь.
  • Право на имя.
  • Право на гражданство.
  • Отсутствие дискриминации.
  • Право на свободу совести и религиозных убеждений.
  • Право на жизнь с родителями.
  • Право на труд.
  • Право на отдых.
  • Право на свободу ассоциаций и мирных собраний.
  • Право на защиту жизни и здоровья.
  • Право на образование.
  • Право на отсутствие рабства.
  • Право на жилище.
  • Свобода слова.
  • Право на получение информации.
  • Право пользоваться достижениями культуры.
  • Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Право обращаться с просьбами, обращениями и предложениями в любой государственный орган.
  • Право создавать семью.
  • Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

Члены жюри подводят итоги, награждают победителей.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Мы надеемся и от всей души желаем, чтобы в вашей жизни было как можно меньше правовых проблем.